Создание художественных произведений в рамках обозначенных организаторами тем, актуализирующих историческую память и символы, актуальные для национальной культуре и истории и переосмысляющих их как значимые для современной ситуации и перспектив её развития. Основные направления: кино, экспериментальный театр, уличное шоу, праздник. В приоритете — поддержка команд, способных выйти на конкурентоспособный, не вторичный продукт в масштабах страны и конкретных целевых аудиторий (в том числе консультационная и продюсерская поддержка после школы).
Результатом является пакет готовых произведений, демо-версий и сценариев, которые могут быть презентованы как экспертам и представителям творческих сообществ, так и представителям целевых аудиторий, а также могут быть использованы как готовая разработка или прототип при проведении праздников и иных массовых событий в территориях края.
Формы работы
Просветительские лекции
— прямые экспертные сообщения, с последующим семинарским обсуждением, освещающие те принципы математического описания и объяснения социальных и управленческих процессов, а также те факты и проблемы истории России и мира, которые должны задать для участников рамку и способ собственных аналитических изысканий и проектных проб. Создают для участников общую систему понятий, общий материал для аналитики, общепринимаемые принципы и подходы к проектированию.
Мастерские
— учебно-практические занятия, направленные одновременно на освоение конкретного способа деятельности, практические пробы и понимание смыслов и оснований профессионального самоопределения, носителем которых являются «мастера», признанные специалисты в своей деятельности (в том числе молодые), способные к рефлексии.
Творческие квесты
— задания, соответствующие направлениям деятельности (аналитика, проектирование, творчество) и этапам программы; задания выполняются командами, как сформированными заранее, так и сложившимися в ходе школы; творческие квесты являются как местом появления конкретных продуктом, так и средой формирования проектных групп и коммуникаций между проектными группами.
Ролевая игра
— моделирование действий и взаимодействий участников в игровых условиях; сюжетно игра моделирует взаимодействие различных социальных групп и позиций в условной пост-советской стране начала XXI века, оказавшейся в ситуации исторического выбора между перспективой «новой периферии» и различными инновационными сценариями развития.
Тьюторское сопровождение
— помощь в оформлении индивидуальных и групповых образовательных и проектных целей и маршрутов; обеспечение индивидуальной и групповой рефлексии (в формах ежевечерних групповых и индивидуальных обсуждений); организация коммуникаций с мастерами и экспертами.
Этапы
1. Образы прошлого. Анализ трудностей, с которыми страна и значимые социальные группы сталкивалась на разных этапах истории, и предложение (в аналитической форме, проектной форме, художественной форме) стратегий и способов преодоления этих трудностей.
2. Чудо. Возможность выхода за рамки наличных обстоятельств, накопленного опыта решений, как для преодоления проблемной ситуации, так и для обозначения новых перспектив; культурные, социальные, антропологические условия такого выхода (результат представляется в аналитической, проектной, художественной форме).
3. Игра. Проигрывание конкретных сценариев и стратегий действия в ситуации формирования новых социальных целостностей, рефлексия и оформление этих стратегий.
4. Горизонты будущего. Перспективы «капитализации» культурного наследия как условия возможности новых достижений в существующей геополитической, геокультурной, геоэкономической ситуации (результат представляется в аналитической, проектной, художественной форме).
Общая схема программы
Программа состоит из 10 дней (считая день заезда и день отъезда за один).
Суточный цикл программы состоит из трёх циклов: утреннего, дневного, вечернего. Первый цикл — завтрак–обед. Второй цикл — обед–ужин. Третий цикл — ужин–отбой. Каждый из циклов может включать в себя один или два блока; все необходимые гигиенические и хозяйственные процедуры, а также время спорта и релаксации предполагаются перед завтраком, в предобеденное и послеобеденное время, перед отбоем, а также между блоками в рамках цикла.
День | Цикл 1 | Цикл 2 | Цикл 3 |
Заезд, размещение участников. Символическая акция: спор Афины и Посейдона. | — Общее знакомство. Стартовая лекция (акрополь): Во что играли в Афинах (в отличие от Спарты, Олимпии, Дельф) и кто выигрывает сейчас в подобных играх. Обсуждение правил Афинских Игр, представление направлений. — Обустройство общин. | — Экскурсия по гимнасию. — Театр: общины демонстрируют понимание афинских смыслов. — Вечерние симпозиумы в общинах. Обсуждение гимнасия и игр в целом. Распределение по гимнасию. | |
— Вводная лекция первого такта (акрополь): Исторические проблемы России: кто и как смел и умел их решать? — Гимнасий: вводное занятие. Возможное перераспределение. | Формирование мастерских. Обозначение задач. Работа мастерских. | — Агора. — Продолжение работы мастерских. — Вечерние симпозиумы в общинах. | |
— Акрополь: Россия и Эллада. Люди, мыслившие общество математическими закономерностями. — Гимнасий. Упражнения. | Работа мастерских. | — Ареопаг: обсуждение результатов мастерских на первом такте. — Агора. Песни, пляски, обсуждение решений ареопага. — Вечерние симпозиумы в общинах. | |
— Вводная лекция второго такта (акрополь): Обустройство, что это значит и как это делается. — Гимнасий. Упражнения. | Обозначение задач. Работа мастерских. | — Агора. — Продолжение работы мастерских. — Театр: Песни силы. — Вечерние симпозиумы в общинах. | |
— Акрополь: Обустройство не в меньшей степени, чем разруха, начинается с головы. — Гимнасий. Упражнения. | Работа мастерских. | — Ареопаг: обсуждение результатов мастерских на втором такте. — Агора. Песни, пляски, обсуждение решений ареопага. — Вечерние симпозиумы в общинах. | |
— Установка на игру Основание. (акрополь). — Гимнасий. Упражнения. | Формирование групп основателей, первый такт групповой работы. | — Агора. Клуб основателей. — Театр: Песни основателей. — Вечерние симпозиумы в общинах. | |
— Акрополь: история оснований. — Гимнасий. Упражнения. | Групповая работа, переговоры групп основателей. Пробы основания и освоения. | — Агора. Клуб основателей. — Ареопаг: Что, собственно, основали или хотим основать? Где основа? — Вечерние симпозиумы в общинах. | |
— Акрополь: победы и поражения оснований. — Гимнасий. Упражнения. | Кризис основания. Групповая работа по преодолению кризиса. | — Ареопаг: Схемы преодоления кризиса — из прошлого в будущее. — Театр: песни победы против песен сомнения и поражения. — Вечерние симпозиумы в общинах. | |
— Вводная лекция третьего такта (акрополь): Острова будущего: от метафор к социальной инженерии. — Гимнасий. Упражнения. | Обозначение задач. Работа мастерских. | — Работа мастерских. — Агора. Свободные дискуссии. — Вечерние симпозиумы в общинах. | |
— Акрополь: Измерение времени. Кто кому современник? — Гимнасий. Подведение итогов упражнений. | Работа мастерских: оформление результатов. | — Ареопаг, затем агора: Что получилось? Что не получилось? Чего мы хотим дальше? — Объявление результатов Игр, награждение победителей. — Театр: представляем современный афинский смысл. — Вечерние симпозиумы в общинах. | |
— Всеобщий симпозиум. Сворачивание общин. | Отъезд. |
Методическое оформление
Программа выстроена как завершенная форма программ открытого образования, направленных на:
— развитие лидерского потенциала молодых людей;
— инициирование и поддержку гражданских инициатив и несущих их сообществ;
— моделирование инициативной молодёжью сценариев возможного будущего.
Результатами методического оформления должны стать: описание принципов организации программ, направленных на развитие лидерского потенциала (в усиление интенции программы «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала»), схемы мониторинга текущих эффектов и ожидаемые дельты входного и выходного потенциала участников.
Базовые схемы мониторинга основаны на методике компетентностного теста «Дельта», используют также стандартную методику «Термометр» и авторскую разработку (С. В. Ермаков, С. И. Дрейцер) «Возраст инициативы», использованную впервые в программе «ТИМ–Бирюса–2012». Дополнительно разрабатывается диагностика уровней самоопределения (С. В. Ермаков, М. Ю. Костромитина).