Педагогический авторитет




Педагогическая деятельность учителя может быть успешной, если он пользуется высоким авторитетом сре­ди учащихся, своих коллег и родителей.

Авторитет учителя— это его моральный статус в кол­лективе учащихся и коллег, это своеобразная форма ди­сциплины, при помощи которой авторитетный и уважае­мый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.

Авторитет следует рассматривать и как форму проявления нравственно-психологических свя­зей учителя с педагогическим коллективом и родитель­ской общественностью. Он зависит от всего комплекса личных и профессиональных качеств педагога и отно­шения его к общественным ценностям.

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя,— писал К. Д. Ушинский,— потому что вос­питательная сила изливается только из живого источни­ка человеческой личности. Никакие уставы и програм­мы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Учащиеся старших классов нередко прощают учите­лю отдельные промахи в преподавании, но строги и бес­компромиссны в оценке его морального облика. Н. А. Добролюбов писал, что, как только моральное до­верие потеряно, сразу же и слова учителя теряют силу. Похвала и порицание уже не имеют значения. Дети хо­тят, чтобы поведение учителя было ярким воплощением тех требований, которые он им предъявляет.

Слово «авторитет» в переводе с латинского языка — достоинство, сила, власть, влияние. В этике это понятие означает силу, власть, влияние, которые основаны не на принуждении, а на общественном признании моральных достоинств личности или коллектива.

В системе образования авторитет школы не может автоматически обеспечивать формирование и поддержание авторитета учителя, который зависит от деловых и моральных качеств человека, нравственных отношений в школьном коллективе, деятельности орга­нов народного образования, местных советских, партий­ных и других общественных организаций, поддерживаю­щих престиж педагогической профессии.

Моральный авторитет — это сила воздействия чело­века на других, опирающаяся на нравственные достоинст­ва, которые приобретены человеком в процессе общест­венной практики. Моральный же авторитет учителя заключается в общепризнанном влиянии его личности на других людей, в первую очередь на учащихся и коллег. Педагогический авторитет основан на наличии высоких моральных качеств, на действиях, отвечающих нормам и требованиям педагогической морали.

В процессе социологических исследований, высокую оценку по­лучили такие нравственные качества учителя, как спра­ведливость и честность, любовь к детям и понимание социальной ценности своей профессии, уважение личности ребенка, сочетающееся с требовательностью к нему, тру­долюбие и высокая общественная активность, самокри­тичность и добросовестное выполнение своего профессио­нального долга, готовность помочь ребенку стать лучше, постоянный поиск и творческое вдохновение, а также чувство ответст­венности за воспитание подрастающего поколения. У каждого учителя, пользующегося заслуженным авто­ритетом у ребят, коллег, руководителей, есть особые за­слуги, но объединяет этих учителей одно — высокая мо­ральная ответственность за судьбу тех, кому принадле­жит будущее, кого им доверили учить и воспитывать.

Педагогический авторитет зависит от предшествую­щей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе, политической и общеобразовательной подготовкой, об­щественной активностью учителя, методами работы с родителями, поведением в быту, умением доброжела­тельно указать на ошибки товарищам по работе и своим воспитанникам, педагогическим тактом и т. д. При этом следует подчеркнуть, что достаточно отсутствия одного из названных компонентов, и над авторитетом учителя нависнет угроза разрушения.

Известно, что молодые учителя не могут соревновать­ся в педагогическом мастерстве со своими маститыми коллегами. Однако им зачастую удается сразу же завое­вать сердца своих учеников, особенно в старших клас­сах, т. к. молодой учитель близок старшеклассникам и по возрасту, и по умонастроениям. Если полюбившийся учащимся молодой учитель будет систематически по­полнять свои знания, совершенствовать мастерство и нравственно-психологические качества, он сможет укре­пить свой авторитет на долгие годы.

Моральный авторитет учителя в настоящее время зависит не только от глубокого знания своего предмета. Так, для учащихся младших классов учи­тель — это человек, который знает не только язык и ма­тематику, это человек, который знает все. А пытливые, задиристые подростки нередко устраивают «экзамен» не только новичкам-педагогам, но и тем, у кого за плечами немалый жизненный путь и стаж педагогической рабо­ты. И не выдержи учитель этого «экзамена» — авторитет его подорван. Следовательно, важное слагаемое высокого авторитета учителя — эрудиция, умение в каждом явлении, в каждом факте показать детям стройную кар­тину мироздания, открыть им сложный мир человеческих отношений.

Наряду с глубиной знаний важным условием педаго­гического авторитета является методическое мастерство учителя, его умение интересно, глубоко и доступно из­лагать материал на уроках, эффективно и целенаправ­ленно проводить воспитательные мероприятия. Вместе с тем известно, что некоторые учителя могут виртуозно проводить уроки, прекрасно владеть программным ма­териалом, быть эрудированными, но не пользоваться ав­торитетом у ребят. В чем дело? Инспектора и руководи­тели школы в восторге от учителя, а ученики его недо­любливают. Дело в том, что такой учитель нередко всецело по­глощен сознанием своего превосходства и не замечает, как своей эрудицией, тоном объяснения подавляет ребят. Такому учителю, как правило, ученики не задают вопро­сов, потому что могут услышать от него реплику, не лишенную снисходительности, а то и презрения: «Вы и этого не знаете? Так что же вы знаете вообще?» А ино­гда учитель ответит на вопрос, но в голосе его ученики почувствуют либо безысходную тоску (из-за того, что достались ему непонятливые дети), либо превосходство над ними.

Важнейшей особенностью педагогического авторите­та является любовь учителя к своему делу. Влюбленный в свой предмет учитель часто заражает этим чувством и ребят, и по окончании школы многие из них идут по его стопам: становятся учителями, выбирают профессию, связанную с предметом, который вел любимый учитель. Это авторитет подражания в лучшем смысле слова.

Авторитет подражания может быть и ложным. Он проявляется у ребят уже в младшем школьном возрасте, особенно у активистов. Иногда староста класса прово­дит собрание и старается держаться на нем так же, как учитель, задает вопросы ученикам с таким видом, как будто ранее с ними не встречался, не играл час тому назад на школьном дворе.

Завоевать авторитет на всю жизнь невозможно. Он должен постоянно укрепляться.

Поиски путей укрепления педагогического авторитета приводят исследователей к выяснению причин его па­дения. Назовем основные из них.

ü Консерватизм во взглядах, стереотипность мышле­ния — самый мощный из факторов, способствующих па­дению авторитета учителя. Кому не известно, сколько конфликтов возникало и возникает у учителя с учащи­мися на почве увлечения последних модой. Привычка становится сильнее здравого смысла и педагогического этикета учителя, которому бы хотелось, чтобы во всем, в том числе и в моде, была раз и навсегда принятая норма.

ü В педагогической практике можно встретиться и с таким уродливым с точки зрения морали явлением, как конфликт авторитетов. Конфликт авторитетов — это своеобразный могильщик деловых отношений. В основе его лежит зависть к успехам другого человека. В непра­вой борьбе не укрепляются, а разрушаются авторитеты, разрушаются, по существу, педагогические коллективы.

ü Как показали наши исследования, основными причина­ми зарождения и развития конфликтов чаще всего яв­ляются слабая морально-этическая подготовка учителей, отсутствие коллективной заботы об авторитете педагога, неправильное представление о своем долге, нарушение педагогического такта, низкий уровень нравственной культуры. Любой педагогический коллектив должен вести реши­тельную борьбу и за моральный авторитет коллектива, и за авторитет каждого педагога. Это одно из основных требований педагогической морали. И чем принципиаль­нее эта борьба, тем здоровее коллектив, тем лучше на­строение каждого работающего в нем.

ü Нередко учитель, стремясь завоевать авторитет среди учащихся, идет у них на поводу, снижает требования к ним, завышает оценки. Такие действия не укрепляют его авторитет ни в учительском, ни в ученическом коллек­тиве.

ü Наиболее распространенной причиной гибели мо­рального авторитета учителя является нарушение им пе­дагогического такта. Неуважение личности ученика может проявляться не только в грубой форме обращения, окрике, оскорблении, но и в невнимательном отношении к мнению детского коллектива, к нуждам и запросам подростков, в неува­жительном отношении к их дружбе.

ü Нельзя завоевать подлинного авторитета, возвышая свои достоинства и унижая достоинства окружающих. Это аксиома. Однако в педагогической деятельности не­обходимо большее: уметь оценивать успехи коллег и критически относиться к своим поступкам и действиям, признавать свои ошибки и быть готовым исправить их!

ü Некоторые учителя недооценивают необходимости при­знания своих ошибок. А между тем именно признание ошибок поднимает авторитет учителя. Он может чего-то не знать, может ошибиться. Но нет ничего более пагуб­ного, чем пытаться оправдать ошибку или упорствовать, отстаивая ее. Моральное право требовать от других выполнения норм поведения имеет не некий идеальный, безупреч­ный воспитатель (педагог, как и любой человек, не огражден от возможности ошибиться), а тот, кто спосо­бен предъявить беспощадную требовательность к себе, умеет признать и исправить свою ошибку.

Современные учащиеся предъявляют высокие требо­вания к личности учителя, к уровню его гражданского самосознания и педагогической культуры, к его профес­сиональной подготовленности и деловитости. Поэтому учителю следует помнить, что его авторитет держит по­жизненный экзамен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: