Формы и виды самостоятельной работы




РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (СТАЖИРОВКИ)

Комментарий научно-методической службы Росметод:

Данный документ «Рекомендации по самостоятельной работе слушателей курсов повышения квалификации (стажировки)» определяет планирование, организацию, формы и виды самостоятельной работы, формы контроля и оценку самостоятельной работы слушателей курсов повышения квалификации (стажировки).

Документ разработан с учетом законодательства, действующего на 01.06.2021.

 

Документ разработан в соответствии с:

· Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 

· приказом Министерства образования и науки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;

 

· локальными нормативными актами образовательной организации.

 

При подготовке документа использовался опыт нескольких образовательных организаций.

 

Обращаем Ваше внимание, что документ является вариативным и дорабатывается образовательной организацией с учетом собственной специфики, исходя из целей и задач, структуры, с учетом условий и локальных нормативных актов образовательной организации.


 

Рекомендации по самостоятельной работе

Слушателей курсов повышения квалификации (стажировки)

 

Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации определяют планирование, организацию, формы и виды самостоятельной работы, формы контроля и оценку самостоятельной работы слушателей курсов повышения квалификации (стажировки).

1.2. Рекомендации разработаны в соответствии с:

· Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Приказ Министерства образования и науки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;

· локальными нормативными актами образовательной организации.

1.3. Повышение квалификации следует рассматривать, как вид профессионального обучения по соответствующим программам, которые, в свою очередь, способствуют совершенствованию компетенций специалистов, необходимых для реализации профессиональной деятельности в новом формате.

1.4. Самостоятельная работа слушателей является обязательной для каждого слушателя, как один из видов учебныхзанятийобразовательного процесса,которыйопределяетсяобразовательной программой.

1.5. Самостоятельная работа слушателей проводится с целью:

– обобщения, систематизации, углубления и расширение полученных теоретических знаний и практических умений;

– совершенствованияумений поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста;

– развития профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному росту, сообразованию и самореализации;

– совершенствования умений в применении различного рода литературы, необходимой для продуктивной профессиональной деятельности;

– формирования и совершенствования умений использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

1.6. Организация самостоятельной работы слушателей в процессе их обучения должна соответствовать следующим принципам:

– вовлечение слушателя в активную систематическую работу;

– обязательное выполнение всех видов текущего и итогового контроля (рефератов, презентаций, аннотаций и т.д.);

– корреляция изучаемого материала с содержанием профессиональной деятельности.

 

Формы и виды самостоятельной работы

2.1. В зависимости от места и времени проведения, характера руководства ею со стороны преподавателя курсов повышения квалификации (стажировки) и способа контроля за ее результатами самостоятельная работа слушателей может осуществляться в следующих формах:

– самостоятельная работа во время аудиторных занятий (лекций-дискуссий, семинаров, практических, заседаний «круглых столов» и иных работ);

– консультации, в рамках которых преподаватель курсов повышения квалификации (стажировки) консультирует по ходу выполнения самостоятельных заданий и оценивает результаты подготовки этих заданий;

– внеаудиторная работа слушателя по выполнению заданий преподавателя курсов повышения квалификации (стажировки) при его методическом руководстве;

– работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами;

– самостоятельное ознакомление с лекционными иным материалом, представленным в электронном виде;

– подготовка к итоговой аттестации, в том числе, подготовка к выполнению выпускной аттестационной работы и сдаче экзамена в читальном и компьютерных залах профильной образовательной организации (базы стажировки педагогических работников);

– другие виды деятельности в соответствии с образовательной программой.

2.2. Внеаудиторная самостоятельная работа может быть представлена в виде:

–познавательно-поисковой самостоятельной работы – для овладения способами поиска, обработки, интерпретации текстовой и электронной информации (учебные материалы, дополнительная литература, электронные материалы на носителях, в сети Интернет) – работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами; использование аудио– и видеозаписей, участие в семинарских, практических занятиях, заседаниях «круглых столов», составление библиографического списка по определенной проблеме и др.;

–творческой самостоятельной работы для закрепления и систематизации знаний – написание эссе, рефератов, выполнение специальных творческих заданий и др.

2.3. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер должны носить вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику обучения определенной категории слушателей.

 

Планирование, организация, контроль и оценка самостоятельной работы слушателей

3.1. Планирование самостоятельной работы слушателя осуществляется согласно образовательной программе.

3.2. Объем времени, отведенный на самостоятельную работу, отражаетсяв учебном плане и в учебной программе образовательной программы, сраспределением по разделам, для каждого из которых определяются заданияна самостоятельную теоретическую и практическую работу.

3.3. Процесс организации самостоятельной работы слушателя включает в себя следующие этапы:

–подготовительный – определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования;

– основной – реализация программы, использование приёмов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы;

– заключительный – оценка значимости и анализ результатов, ихсистематизация, оценка эффективности программы и приёмов работы,выводы о направлениях оптимизации труда.

3.4. Организация самостоятельной работы включает себя:

– обеспечение слушателей учебно-методическими материалами;

– предоставление слушателям перечня необходимой литературы;

– обеспечение доступа слушателей к информационным ресурсам профильной образовательной организации (базы стажировки педагогических работников) и информационным ресурсам сети Интернет.

Организацию самостоятельной работы слушателей обеспечивают структурные подразделения, занятые в процессе обучения слушателей курсов повышения квалификации (стажировки).

3.5. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуальноили группами слушателей в зависимости от цели, объёма, конкретнойтематикисамостоятельной работы, уровня сложности, уровня сформированности умений слушателя.

3.6. В функции преподавателя входит:

– планирование самостоятельной работы слушателей: определение объёма учебного содержания и количества часов, отводимых на самостоятельную работу слушателя;

– своевременное донесение полной информации о самостоятельнойработе до слушателей;

– формирование содержания самостоятельной работы слушателей:определение и обоснование необходимого минимума разделов, тем,вопросов, заданий, выносимых на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу;

– отбор и предложение методов и форм самостоятельной работы в соответствии с современнымитехнологиями обучения; определение видов, форм и методов контролявыполнения самостоятельных заданий слушателями;

– организация самостоятельной работы слушателей: определение организационных форм самостоятельной работы слушателей в соответствии с образовательной программой с учётом особенностей аудитории, индивидуальных особенностей слушателей;

– обеспечение слушателей информацией, списками специальной литературы и другихинформационныхисточников;

– обеспечение слушателей критериями оценки качества той или иной формы самостоятельной работы;

– руководство самостоятельной работой слушателей:

– консультирование слушателей по вопросам методики самостоятельной работы, по выполнению конкретных заданий по дисциплине, профессиональному модулю; консультирование слушателей по целям,средствам,трудоёмкости,срокамвыполнения,формамконтролясамостоятельной работы.

3.7. Для обеспечения эффективной организации самостоятельнойработы слушателей преподаватели курсов повышения квалификации (стажировки) разрабатывают средства обучения:

– дидактические средства – средства, которые могут быть источникомсамостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, учебники и учебные пособия,сборники задач и упражнений, журналы и газеты, учебные фильмы, карты, таблицы и др.);

– инструктивно – методические средства, которые используютсяпреподавателемкурсов повышения квалификации (стажировки) для руководства самостоятельной деятельностью слушателей (указания, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы, карточки с алгоритмами выполнения задания и др.).

3.8. Результаты самостоятельной работы слушателей должныконтролироваться преподавателем курсов повышения квалификации (стажировки). Контроль результатов самостоятельной работы может осуществляться в пределах времени,отведенного на аудиторные занятия, в устной форме или иной форме, определенной преподавателем.

3.9. Контроль результатов самостоятельной работы слушателей осуществляется в письменной, устной или смешанной форме, с представлением результата деятельности.

3.10. Оценка результатов самостоятельной работы осуществляется во время контактных (консультационных) часов спреподавателем и проверки самостоятельной работы.

3.11. Критерии оценки самостоятельной работы устанавливает преподаватель курсов повышения квалификации (стажировки) и доводит их до сведения слушателей.

3.12. Результативность самостоятельной работы слушателя оценивается всовокупности с результативностью обучения при проведении итоговойаттестации в виде решения ситуационных задач, собеседования, проверкисамостоятельной работы, эссе и т.д.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: