Причины возникновения и сущность ноосферной культуры




 

Споры о ноосферной концепции В.И. Вернадского

 

Подавляющее большинство ученых принимают сегодня учение В.И. Вернадского о биосфере, «настоянное» на принципе Единства; оно входит в современное научное мировоззрение. Иное дело ноосферная концепция В.И. Вернадского. Здесь не утихают споры, и неприятие концепции ноосферы происходит сразу по ряду оснований, как научных, так и этических. Одно из главных возражений «приверженцам ноосферы» состоит в, казалось бы, бесспорном факте разрушения «разумным» человеком окружающей природы — биосферы и в создании на разрушенной биосфере вместо «сферы разума» — ноосферы, искусственной техногенной среды — «техносферы», уничтожающей живое и пагубно действующей на человека. При этом, как считают противники ноосферных представлений, происходит нарушение, а в ряде кризисных ситуаций и разрушение сложившегося экологического единства (чаще говорят — экологического равновесия) всего живого и природы.[13]

 

Разночтение понятия «ноосфера»

 

В.И. Вернадскому «инкриминируется» разноречивость в использовании самого понятия «ноосфера». Действительно, ученый придает этому понятию разный смысл и оттенки смысла: он говорит и о наступлении «эпохи ноосферы», и о ноосфере как «эволюционной стадии» развития биосферы, и о процессе «преобразования» биосферы в ноосферу, и о «переходе» биосферы в ноосферу как в некоторое свое конечное состояние; можно усмотреть и другие оттенки смысла. Большинство из тех, кто не принимает понятие и концепцию ноосферы, считают ее утопией, не имеющей ничего общего с реальностью: суровая действительность в условиях охватившего планету глобального экологического кризиса опровергает утопические представления В.И. Вернадского о грядущем «царстве разума», и речь может идти только о выживании человечества.

 

Ноосферная концепция — вершина научной и общественной деятельности В.И. Вернадского

В доводах противников ноосферной концепции есть немало кажущихся неопровержимыми положений, но немало и поверхностного, неглубокого, излишне полемического, не имеющего отношения к подлинно научному исканию истины. Для 60-летнего периода творчества В.И. Вернадского создание ноосферной концепции — вершина всей его научной и общественной деятельности. Мыслителю такого масштаба, такой многогранной Личности, такой необыкновенной интуиции, такой немыслимой по охвату мировых достижений культуры, такой чистоты и свободы мысли были органически чужды сиюминутные спекуляции и поверхностные рассуждения «по поводу», за которыми ничего не стоит: ни опыт поколений, ни трудный путь научного искания, ни драма научных идей. И чтобы «опровергать», или, как пытаются некоторые критики, «ниспровергать» В.И. Вернадского, нужно вдумчиво, шаг за шагом, изучать его научное творчество, его личностное наследие, находя и анализируя истоки его ноосферных представлений, прослеживая развитие его Мысли, его колоссальных по объему историко-научных разысканий. Для этого требуются годы труда, напряженных научных усилий, полной самоотдачи.

 

Представление о геохимической деятельности человечества

 

В становлении и развитии ноосферных представлений В.И. Вернадского центральное место занимает геохимическая деятельность человечества, — принципиально новое, оригинальное представление о геологической деятельности человека и человечества в биосфере. Более подробно геохимическая деятельность рассмотрена в другой работе; здесь мы ограничимся лишь некоторыми выводами.

 

Исходя из анализа темпа вовлечения химических элементов в мощный жизненно-духовный цикл развития культурного человечества, В.И. Вернадский указывает на возможные пределы вмешательства человека в природные процессы. Как нигде, здесь ярко проявляется свойственная мысли В.И. Вернадского способность предвидения будущего. Это относится и к предсказанию вовлечения тогда еще «не нужных» человеку элементов редких земель (германия, галлия, индия, скандия и др.), уходящих в отходы и отвалы, — сегодня эти химические элементы составляют элементную базу современной микроэлектроники; ученый доказывает неизбежность исчерпания запасов энергии и самых распространенных химических элементов земной коры, таких, как железо, и соединений углерода (нефти, угля, других горючих полезных ископаемых).[14]

 

Изменение биосферы человечеством

 

Обстоятельно рассмотрены В.И. Вернадским вопросы об истреблении человеком некоторых видов диких животных и растений и создания новых типов живого вещества — культурных рас; вопросы связи «искусственного подбора» культурных видов с химизмом биоценозов, соотношения геохимических процессов со сложной структурой живого вещества биосферы и многие другие, важные и интересные, которые мы не можем охарактеризовать здесь более подробно.

 

Осознание негативных последствий преобразования биосферы геохимической деятельностью человечества

 

И вот итоговый вывод ученого: «Приходится технический процесс направить в другое русло, изменить геохимическую работу человечества в зависимости от химии земной коры».

 

Таким образом, В.И. Вернадский ясно осознавал и пророчески предвидел возможные негативные последствия преобразования биосферы, вызванные геохимической деятельностью человечества. Им впервые был научно поставлен вопрос о пределах воздействия человеческой деятельности на биосферу Земли, о ее масштабах, соизмеримых с крупнейшими геологическими процессами, и о необходимости перехода от стихийного, потребительского неконтролируемого воздействия на природные ресурсы к сознательному научному управлению процессами преобразования биосферы. В контексте рассматриваемого нами вопроса это означает достижение нового, ноосферного единства Человека и Природы: среда жизни человека, его космоземная природа наряду с компонентами первозданной природы-биосферы будет неизбежно содержать регулируемые человеком компоненты техногенной среды — техногенные продукты и результаты человеческой деятельности.[15]

 

Роль человеческого сознания как природного явления в биосфере

 

В необходимости отыскать движущие силы и возможные пути преобразования биосферы «на благо человека» В.И. Вернадский неоднократно обращается к роли человеческого сознания как природного явления в биосфере. Новый импульс развития этих идей содержится в монографии Г.С. Смирнова и в фундаментальном посмертно изданном труде С.М. Шугрина.

 

В.И. Вернадский рассматривал роль сознания человечества как единую онтологическую категорию, мощный деятельный фактор в развитии биосферы, реально воздействующий на ход природных процессов. Несомненно, в таком широком понимании сознание человечества В.И. Вернадского и есть ноосферное сознание, так и не получившее определения в более поздних работах Э. Леаля и П. Тейяра де Шардена.

 

Научная мысль — главный фактор преобразования биосферы

 

Главным действенным фактором сознания, участвующим в преобразовании биосферы в новое, ноосферное состояние, является выделенная В.И. Вернадским научная мысль, а основным движителем — культурная биогеохимическая энергия, служащая, как нами показано, отправным пунктом в теории этногенеза Л.Н. Гумилева. О научной мысли написано много, и большинство исследователей рассматривают книгу В.И. Вернадского «Научная мысль как планетное явление». Хотелось бы обратить более пристальное внимание исследователей ноосферных аспектов творчества В.И. Вернадского на другую известную, но значительно более раннюю его «предноосферную» работу 1902 года — «О научном мировоззрении». В ней на хорошей доказательной историко-научной базе развернута панорама развития научной мысли во времени и пространстве, ее взаимосвязь с другими проявлениями духовной жизни человечества, религией и искусством, установлены основные особенности научной мысли, имеющие ноосферное значение, и прежде всего — ее общеобязательность, способствующая, как отмечал позже В.И. Вернадский, «духовному единству человечества». Все это и заключает в себе реальные научные основания ноосферной концепции, «предрасположенность» к ней.

 

Идеал «человека ноосферы», воплощенный в личности В.И. Вернадского

 

Для В.И. Вернадского путь к ноосфере был реальностью, переход биосферы в новое эволюционное состояние воспринимался как неизбежное. Таким же неизбежно должным понималось коренное изменение «человека биосферы», «расширение сознания» (Шугрин С.М.), рождение нового человека, новой ноосферной реальности. С новой этикой, идеалами и моралью. Какой? — решать нам и тем, кто придут за нами. До начала самостоятельной научной и общественной деятельности В.И. Вернадским для себя был выработан нравственный, научный и общественный идеал, основанный на служении человечеству, доставлении максимальной пользы окружающим, любви к людям, ко всему человечеству. Может быть, это и есть ноосферный или близкий к нему идеал нового «человека ноосферы», каким только можно его представить; идеал, воплощенный в необыкновенной личности В.И. Вернадского, будто явленной человечеству, чтобы оно смогло познать самое себя и ответить на поставленные им вопросы грядущей ноосферы.[16]

 

Основные идеи, объединяющие все периоды жизни и творчества В.И. Вернадского

 

В попытке целостного охвата творческого наследия В.И. Вернадского мы пришли к выводу о необходимости выделения нескольких — немногих — руководящих идей. Они прослеживаются во все периоды жизни и творчества выдающегося естествоиспытателя и мыслителя, являются объединяющими, концептуальными, входят в мировоззрение В.И. Вернадского и свойственное ему научное и художественное мировосприятие. Одной из главных, методологически объединяющих идей служит идея единства Жизни и Природы, понимаемая В.И. Вернадским более широко как идея развития, идея историзма. Принцип Единства явился основой исторического мышления В.И. Вернадского, его научного мировоззрения и нашел блестящее практическое приложение в его работах, связанных с перестройкой системы описательной и создания генетической минералогии, геохимии и космохимии, учения о живом веществе и биогеохимии, концепции биосферы и ноосферы. Под углом зрения космологического принципа (закона) единства Жизни и Природы, пронизывающего все творчество В.И. Вернадского и связывающего его воедино, по-новому вскрываются известные нам грани Мысли. Пытливой, ищущей и беззащитной перед величием Замысла Ноосферы, который не проверить, не достичь.

 

«Добро и зло есть такое же создание ноосферы, как и все другое…»

 

«У мысли нет орудья измерить глубину...» — не в вещем ли образе поэта предостережение для нас в попытках «заглянуть за горизонт», в «эпоху ноосферы»? Может быть, у линии горизонта, у невидимой его черты брезжит лишь идеал, неясный, зыбкий, уходящий или вовсе исчезающий, в глубинах своих не постигаемый научной мыслью? А нам остается беспощадная «ноосферная реальность», в которую неуклонно обращается биосфера, колыбель и обитель Жизни, и в которой, как подчеркивал В.И. Вернадский, «добро и зло есть такое же создание ноосферы, как и все другое»?

 

Наука, вместе с общественной деятельностью и познанием тайн человеческой культуры, являлась одним из средств на пути достижения этого идеала, которому В.И. Вернадский неуклонно следовал всю свою долгую творческую жизнь и по которому в переломные моменты истории сверял свои дела и поступки.[17]

 

«Я сделал все, что мог сделать. Я не сделал никого несчастным…»

 

Освоение богатейшего научного наследия В.И. Вернадского, постижение его ноосферного идеала позволяет переосмыслить идейные основы его творчества. Новые поколения прикоснутся к величию его гениальных идей. Склонят голову перед мудрым спокойствием человека, который на пути к бессмертию мог просто сказать о себе: «Я сделал все, что мог сделать. Я не сделал никого несчастным. Я постарался, чтобы после моей смерти к той же цели на мое место стало много таких же, нет — лучших работников, чем каким был я».[18]

 


Заключение

 

Русский космизм – духовно-нравственное и научно-теоретическое основание поиска ответов на «императив выживаемости человечества в XXI веке».

«Русский космизм» — явление глобально-исторического измерения, выражения Духа русско-российской цивилизации, Духа, своей устремленностью к будущему, к раскрытию смысла предназначения человека и человечества, противостоящего Духу капитала, духу рыночно-капиталистической цивилизации.

Ррусский космизм должен быть оценен как феномен мировой культуры, однопорядковый с достижениями культуры Древней Греции и эпохи Возрождения и не имеющий аналогов в европейской культуре XIX — XX веков. Русский космизм в главных своих теоретико-концептуальных построениях входит в теоретическую систему ноосферизма, развиваемую автором

Русский космизм выступил предтечей будущего переворота в установках совокупного разума человечества (мирового общественного интеллекта), связанного с развернувшимся в конце ХХ века кризисом Стихийной, Классической Истории, кризисом механизмов развития цивилизации — классического рынка, классической культуры, классической науки, классического образования и других.[19]

Русский космизм есть итог эволюции космизма мировой культуры.

Эволюция космичности культуры ведет к ноосферизму. Она отражает в себе «спираль» социально-исторического развития человека от целостности, универсальности, синкретичности мыслящего человека древности к его расщеплению, отчуждению, потери целостности на протяжении тысячелетий развития материального производства.

В русском космизме сливаются воедино два направления культурной мысли России:

философско-религиозное (В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков и др.), философско-мистическое, психологическое, можно отметить и масонско-мистическое (Е. П. Блаватская, В. И. Крыжановская и др.),

и философско-научное (Д. И. Менделеев, К. Э. Циолковский, В, И. Вернадский, А. Л. Чижевский, А. А. Богданов, Ф. А. Цандер, А. Ф.Лосев, И. А. Ефремов и др.).

Указанные направления образуя единство, в свою очередь сливаются с литературно-космической и художественно-космической мыслью М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Ф. И. Тютчева,. В. Хлебникова, Н. К. Рериха, Врубеля и др.

Целостность русского космизма развертывается в виде генеалогической сети, пронизывающей всю культуру России, корни которой уходят в космическую культуру прарусичей 4-тысячелетней давности. Потоки идей «русского космизма» необходимо еще восстановить. Это есть дело историко-культурологической мысли.

Ссерное направление русского космизма – направление ведущее к будущему синтезу – ноосферизму.

Вернадскианская революция входит в пространство современного поиска собственных духовно-нравственных, космических и научно-философских оснований выхода России в цивилизацию XXI века. Сам синтез русского космизма, который ведется с разных позиций современными исследователями, есть продолжение вернадскианской революции в национальном масштабе. И «русская идея», национальная идея России становятся в своем синтезе частью происходящего духовно-интеллектуального метаморфоза, имя которого — вернадскианская революция и ноосферизм![20]

Итак, духоведческий итог постижения академика В.И.Вернадского закодирован в формуле: ноосфера суть сфера культуры. Будучи плоть от плоти русского постигающего духа, данное творение уникально в русской науке по глубине разработки темы биосферы и беспрецедентно по полноте философского обоснования. Новаторская заслуга, а точнее, величие духовного подвига, великого натуралиста состоит, однако, не только в научном объёме познания биосферы и ноосферы, но и в том, что в совокупном виде был явлен монолитный цоколь неизвестной неклассической русской либеральной науки.


Список литературы

 

1.Вернадский В. И. Начало и вечность жизни (1921). Пг.: Время, 1922

2.Вернадский В.И. Из дневников 1884 г. // Природа. 1967. № 10

3.Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере (1943) // Успехи современной биологии. 1944. Т. 18. Вып. 2. С. 113—120

4.Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. — Новосибирск: «Наука», 1991. — 304с.

5.Ковда В.А. Современное учение о биосфере // Журн. общ. биологии. 1969. Т. 30. № 1;

6.Моисеев Н.Н. Русский космизм и учение В.И. Вернадского о ноосфере // Русский космизм и ноосфера. М., 1989. С. 5—11

7.Мочалов И.И. В.И. Вернадский — человек и мыслитель. М., 1970.

8.Мочалов И.И. Проблемы космизации науки в творчестве В.И. Вернадского // Вопр. философии. 1968. № 1

9.Назаров А.Г. Ноосферная концепция В.И. Вернадского как основа научного управления // В.И. Вернадский и современность. М., 1986. С. 40—66

10.Назаров А.Г. Ноосферная реальность и ноосферное образование // Ноосферное образование в России (Материалы межгосударственной научно-практической конференции, Иваново, 3—5 октября 2001 г.) Часть 1. Иваново, 2001. С. 32—51

11.Назаров А.Г. К истории возникновения термина и понятия «ноосфера» // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. Годичная научная конференция. 2000. М., 2000. С. 228—229

12.Русский космизм и ноосфера / Тез. докл. Всесоюзн. конф. Часть I. Ред — сост. О. Д. Куракина. — М.: Гособразование СССР, Ин-т философии АН СССР, 1989.

13. Семашко Л. М. Сферный подход. Философия, демократия, рынок, человек. Методология, концепции, проектировки. — СПб.: Изд-во «НОТАБЕНЕ», 1992. — 368с.

14.Смирнов Г.С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность. Иваново, 1998.

15.Субетто А. И. «Русский космизм» и развитие человеческой цивилизации // Эвро. — 1991. — №2. — С. 40-42.

16.Субетто А. И. «Русский космизм» и грядущая четвертая волна развития человеческой цивилизации // На страже Родины. — 1990. — №131

17.Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М., 1981. С. 29.

18.Русский космизм и ноосфера / Тез. докл. Всесоюзн. конф. Часть I. Ред — сост. О. Д. Куракина. — М.: Гособразование СССР, Ин-т философии АН СССР, 1989.

19.Шугрин С.М. Космическая организованность биосферы и ноосферы. Новосибирск, 1999

20. Яншина Ф.Т. Эволюция взглядов В.И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М., 1996.


[1] Смирнов Г.С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность. Иваново, 1998. С. 213-217.

[2]Субетто А. И. «Русский космизм» и развитие человеческой цивилизации // Эвро. — 1991. — №2. — С. 40-42.

[3]Моисеев Н.Н. Русский космизм и учение В.И. Вернадского о ноосфере // Русский космизм и ноосфера. М., 1989. С. 5—11.

[4]Русский космизм и ноосфера / Тез. докл. Всесоюзн. конф. Часть I. Ред — сост. О. Д. Куракина. — М.: Гособразование СССР, Ин-т философии АН СССР, 1989. С. 43-46.

[5] Субетто А. И. «Русский космизм» и грядущая четвертая волна развития человеческой цивилизации // На страже Родины. — 1990. — №131.

[6]Шугрин С.М. Космическая организованность биосферы и ноосферы. Новосибирск, 1999. С. 76-85.

[7]Назаров А.Г. Ноосферная концепция В.И. Вернадского как основа научного управления // В.И. Вернадский и современность. М., 1986. С. 40—66

[8]Назаров А.Г. Ноосферная реальность и ноосферное образование // Ноосферное образование в России (Материалы межгосударственной научно-практической конференции, Иваново, 3—5 октября 2001 г.) Часть 1. Иваново, 2001. С. 32—51

[9]Русский космизм и ноосфера / Тез. докл. Всесоюзн. конф. Часть I. Ред — сост. О. Д. Куракина. — М.: Гособразование СССР, Ин-т философии АН СССР, 1989. С. 87-93.

[10]Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. — Новосибирск: «Наука», 1991. С. 213-216.

[11] Мочалов И.И. Проблемы космизации науки в творчестве В.И. Вернадского // Вопр. философии. 1968. № 1

[12] Яншина Ф.Т. Эволюция взглядов В.И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М., 1996. С. 99-104.

[13]Назаров А.Г. К истории возникновения термина и понятия «ноосфера» // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. Годичная научная конференция. 2000. М., 2000. С. 228—229

[14]Семашко Л. М. Сферный подход. Философия, демократия, рынок, человек. Методология, концепции, проектировки. — СПб.: Изд-во «НОТАБЕНЕ», 1992. С. 255-258.

[15] Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М., 1981. С. 29.

[16]Ковда В.А. Современное учение о биосфере // Журн. общ. биологии. 1969. Т. 30. № 1

[17] Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере (1943) // Успехи современной биологии. 1944. Т. 18. Вып. 2. С. 113—120.

[18]Вернадский В. И. Начало и вечность жизни (1921). Пг.: Время, 1922. С. 56-59.

[19]Вернадский В.И. Из дневников 1884 г. // Природа. 1967. № 10.

[20]Мочалов И.И. В.И. Вернадский — человек и мыслитель. М., 1970. С. 156-157.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: