Система работы по организации ученического самоуправления в школе




 

МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ    

Основная цель ученического самоуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает сделать процесс воспитания демократическим, открытым, гуманистическим.

ПОЗИЦИОННЫМ БЛОК

Самоуправление должно базироваться на следующих

принципиальных позициях:

Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.

Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся.

Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

Структура самоуправления в может быть трехуровневая.

 

Первый уровень.

Ученическое самоуправление в классах

 

Второй уровень.

Школьное ученическое самоуправление



Третий уровень.

Общешкольное самоуправление

Орган третьего уровня - совет школы. Он состоит из членов совета учащихся школы, педагогов и родителей (председатель и заместитель председателя общешкольного родительского комитета).

Совет школы - это пусковой механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Основные функции органов ученического самоуправления:

Общее собрание: рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;

решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой; формирует органы самоуправления в школе;

вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы; рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе; заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

Совет учащихся: координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу; организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе; устанавливает шефство старшеклассников над малышами; готовит и проводит собрания и конференции учеников; организует выпуск стенной и радиогазет; обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий; sзаслушивает отчеты о работе своих рабочих органов; решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями; принимает решения об использовании учащимися заработанных ими денег; организует соревнование между классами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги; утверждает состав делегации учащихся школы на городские (районные) совещания и конференции.

Рабочие органы самоуправления. Планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности.

Обсуждают все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний - это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.

Для ведения собрания избирается председатель. Мы перешли к поочередному ведению собрания всеми учениками, и ребята успешно с этим справляются.

Практикуются в классных коллективах не только собрания с обсуждением сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 минут). Такая практика сделала классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления.

Классный ученический совет. Каждый рабочий орган самоуправления выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из председателей и составляется совет класса. Каждый из членов совета по очереди исполняет роль председателя совета (1,5-2 месяца). Функции: анализ; контроль;

регулирование; оценка.

Временный совет дела: организует подготовку и проведение коллективных творческих дел; анализирует эффективность проведения КТД; осуществляет связь с классными советами дела.

 

Отдел науки и образования Отвечает за: создание условий для учебной деятельности школьников; сбор информации об учебном процессе; проверку дневников, учебников; проведение интеллектуального марафона.
Отдел культуры и досуга Отвечает за подготовку и проведение: вечеров отдыха, праздников, фестивалей; интеллектуальных игр, выставок, конкурсов; театральных постановок.
Отдел здравоохране ния и спорта Отвечает за: подготовку и проведение спортивных соревнований; участие в общегородских спортивных мероприятиях; сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы.
Отдел труда и заботы Отвечает за: уборку помещений школы в конце четверти; распределение классов для дежурства по школе; помощь администрации в обеспечении порядка в школе; проведение субботников; оказание помощи младшим, заботу о ветеранах.
Информацио нный отдел Отвечает за: формирование имиджа школы; выпуск школьной газеты; обмен информацией с другими организациями.
Отдел правопорядка Отвечает за: дежурство по школе; охрану порядка на школьных вечерах; ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения; осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БЛОК

Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в нашей школе:

Устав школы.

Правила для учащихся.

Положение о совете учащихся.

В основу этих документов положены нравственные ценности, определенные самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК

 
 


 


Анализ осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На первом уровне – в классных коллективах рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На втором уровне - проводится вертикальный уровень анализа, т. е. анализ по каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоана­лизом и наоборот.

Результат планирования – это ответ на вопрос: «Что делать?» (в классе, в школе).

Организация –ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу.

Цель контроля–получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля - наблюдение, а также анкетирование, беседа, изучение школьной документации и работ учащихся.

Регулирование и коррекция–внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, а педагоги-консультанты оказывают лишь поддержку начинаниям школьников.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

Не следует, однако, думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Там, где педагоги устраняются от серьезной работы с ученическим самоуправлением, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожидаемым.

Поэтому в школе должны быть педагоги, оказывающие помощь различным органам ученического самоуправления.

Развитие детской самодеятельности предполагает также широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое

решает ряд насущных задач воспитания. Привычки и навыки самостоятельного труда, бережное, хозяйское отношение к общественной собственности рождаются как раз в совместных коллективных усилиях по самообслуживанию. Учащиеся сами планируют субботники, постоянно следят за сохранностью мебели и инвентаря, наблюдают, как в классах проходит дежурство. Если в школе проводится вечер - специально организованные группы дежурных готовят, украшают, а затем убирают зал.

Особо важную роль в самоуправлении играют информационные органы: стенная печать, радиогазета. Рубрики могут быть самые разные: «Вести из классов»; «Официальная хроника» (приказы, распоряжения, которые непосредственно касаются учащихся); «Библиотека первого стихотворения» (для ребят, пишущих стихи); «Наш календарь» (краткие рассказы об исторических датах, днях рождениях великих людей и т. д.); «Высокая поэзия» (стихи известных авторов); «Поздравляем!» (информация о победах в различных соревнованиях, смотрах, о награждении учащихся и учителей и т. д.).

В школе желательно иметь стенд совета учащихся в вестибюле школы, на нем помещен основной материал работы соответствующих отделов, в том числе и решения заседаний. Широкая гласность повышает значение принятых решений, формирует общественное мнение коллектива, позволяет решению, касающемуся одного ученика или класса, определенным образом влиять на других.

Необходимо членами учебных секторов подводить итоги учебной деятельности, и результаты подаются в отдел науки и образования. Там определяют, кто нуждается в помощи товарищей, назначают «репетиторов».

Невозможно переоценить значение культурно-массовой работы в воспитании как отдельных личностей, так и коллектива в целом. Роль школьного самоуправления тут прослеживается особенно отчетливо. Ребята принимают участие в планировании мероприятий, высказывают свои предложения по поводу того, как их можно провести. Для подготовки мероприятий создается совет дела (СД). Разрабатывается сценарий, распределяются роли. Отдел культуры назначает время и место проведения репетиций, ответственных за музыкальное оформление, за оформление зала, за изготовление костюмов и т. д. Совет дела определяет также качество и эффективность КТД.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что система самоуправления школы играет огромную роль в обеспечении личностного развития учащихся, их готовности и способности к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной мобильности на основе непрерывного образования, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям и принятию ответственности за их результаты.

 

Подготовила:

заведующий отделом

Банцевич Г.Т.

 

Литература

 

1. Детское движение. Слов,-справ. - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Т.В. Трухачева. А.Г. Кирпичник. - Москва, 2005. - 544 с.

2. Дик, Н.Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. Книга современного руководителя / Н.Ф. Дик. - Москва: «Фе­никс», 2006.-288 с.

3. Кабуш, В.Т. Самоуправление учащихся: учеб. пособие / В.Т. Кабуш; М-во образования Респ. Беларусь; Академия последипломного образова­ния.-Минск, 1997.-190 с.

4. Петрович, Л. В. Ученическое самоуправление в школе: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Л. В. Петрович

5. Рогаткин, Д.В. Школьное ученическое самоуправление: учеб. / Д.В. Ро-гаткин. - Петрозаводск: Юниорский союз «Дорога», 2002. - 87 с.

6. Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах / М.И. Рожков, - Москва: «Владос», 2002. - 160 с.

7. Самоуправление в школе / [Сост. Вавуло В. В. и др.]

8. Ученическое самоуправление в учреждениях образования: практ. пособие / сост. Г. В. Фимина, А. С. Чернявская, М. М. Черняв­ский. - Минск: Пачатковая школа, 2008. - 88 с.

9.Ученическое самоуправление в учреждениях профессионального образования: учеб.-метод, комплекс / И.В. Багнюк {и др.); под ред. О.С. Попо­вой, Т.А. Сезень. - Минск: РИПО, 2005. - 186



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: