Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.




Сущность организационно-методической работы. Старший воспитатель - должностное лицо, обеспечивающее качество дошкольного образования в условиях ДОУ. Формы методической работы: групповые и индивидуальные. Организация самообразования как фактор повышения профессионального уровня педагогов в условиях модернизации системы дошкольного образования. Использование передового педагогического опыта в развитии педагогического мастерства педагогов ДОУ. Управление научно-методической деятельностью в ДОУ.

Организацией методической работы в ДОУ непосредственно занимается старший в-ль. Проектирует, определяет ее содержание по всему составу функций управления: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной. Методическая работа в ДОУ – часть системы непрерывного образования преподавателей, в-лей. Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей. Цели методической работы: освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания дошк-ов; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению образовательно-воспитательной работы; обмен опытом м/у членами пед. коллектива, выявление и пропаганда актуального пед. опыта. Методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества образовательно-воспитательного пр-са; содействует развитию у педагогов навыков анализа, теоретических и экспериментальных исследований.

В общем виде задачи методической работы формулирует В.А. Сластенин следующим образом: - формирование инновационной направленности в д-ти педколлектива, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении пед. опыта, в работе по внедрению достижений пед. науки; - повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов; - изучение новых образовательных программ, учебных планов, образовательных гос. стандартов; - изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов; - оказание консультативной помощи педагогам в самообразовании.

Старший в-ль обязан:

1. Распределять задания. Планировать выполнение различных видов работ;

2. Обучать персонал;

3. Контролировать и координировать работу;

4. Поддерживать самостоятельность работы сотрудников.

Профессиональные функции и умения старшего в-ля ДОУ:

1. Профессионально-организаторские умения (планирование, организация, контроль, координация, общение);

2. Социальные функции старшего в-ля: (знакомит пед. коллектив с Законодательством РФ «Об образовании», Указами президента, постановлениями правительства и др.; осуществляет пропаганду достижений в общественном дошкольном воспитании, тенденции его развития; участвует в общественной работе в ДУ, муниципальном округе, городе и др.).

Заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе (старший в-ль): осуществляет организацию и координацию пед. пр-са ДОУ; принимает участие в организации д-ти Совета педагогов, выполнении его решений; проводит анализ современных тенденций развития дошкольного образования, образовательных программ; предлагает на рассмотрение Совета педагогов перспективные направления развития пед. д-ти в ДОУ; организует и координирует методическую работу на базе методического кабинета ДОУ; организует методическое оснащение образовательного пр-са (пособиями, лит-рой, игрушками и другим оборудованием) в ДОУ; оказывает квалифицированную помощь педагогам в разработке инновационных пед. технологий; координирует взаимодействие м/у представителями пед. науки и практики; организует повышение квалификации работников ДОУ; консультирует родителей по вопросам воспитания, обучения и развития их детей; организует просветительскую работу для родителей; создает условия для формирования у родителей потребностей в компетентных образовательных услугах для своих детей; совместно с рук-лем ДОУ формирует в нем сообщество воспитывающих взрослых (родителей, педагогов, психолога, помощника в-ля и др.) с целью обеспечения эмоц-го благополучия р-ка и пед. коллектива.

 

Содержание методической работы старшего воспитателя

(по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой)

 

Существуют групповые формы методической работы (пед. советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, работа по единым методическим темам, деловые игры, открытый показ, дискуссия, круглый стол, литературная газета, брифинг (встреча, на к-ой вкратце излагается позиция по одному из злободневных вопросов), эстафета пед. мастерства, худ. копилка, творческая гостиная, КВН, смотр-конкурс, муз. салон, тематические выставки и т.д.) и индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество и т.д.).

Самообразование – целенаправленная познавательная д-ть, управляемая самой л-тью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, к-ры, политической жизни и т.п. В основе самообразования – непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала (К. Громцева).

Основная форма самообразования – изучение л-ры: научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. Источниками самообразования служат также прослушивание лекций, докладов, фонозаписей, консультаций специалистов, посещение музеев, выставок; различные виды практической деятельности – опыты, эксперименты, моделирование и др. Обогащает пр-с самообразования и развитие средств массовой информации. Особую значимость самообразованию придает его направленность на развитие л-ти, раскрытие сп-тей человека, его творческого потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов. Самообразование – составная часть системы непрерывного образования – выступает как связующее звено м/у базовым образованием и периодическим повышением квалификации, переподготовкой специалистов.

В самообразовании незаменимым помощником явл-ся книга. Существует несколько видов записи: выписки, планы, тезисы, конспекты. Важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению доп. отчетной документации (планы, выписки, конспекты). В методическом кабинете фиксируются лишь тема, над к-ой работает педагог, срок и форма отчета: выступление на пед. совете, консультация, семинарское занятие, показ работы с детьми с использованием полученных в ходе самообразования знаний. В.А. Сухомлинский в книге «Рождение гражданина» писал, что понятие самообразования состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине. Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны: 1) работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями; 2) участие в работе научно-практических семинаров, конференций; 3) получение консультаций на кафедрах психологии и педагогики высших учебных заведений; 4) работа с банками диагностических и коррекционно-развивающих программ в соответствующих методических центрах; 5) ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме и т.п. Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта.

Передовой педагогический опыт - это средство целенаправленного совершенствования учебно- воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания. (Я.С. Турбовской)

Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Уровни передового пед. опыта (по М.Н. Скаткину, М.Р. Львову):

I. Первый уровень – достижение мастерства. Безупречное, гибкое применение всего того, что в педагогике и методике является новым. Новизна в этом случае проявляется, во-первых, в деталях (удачно подобранные примеры, оригинально и занимательно составленные серии заданий, гибко разработанная система поощрений и оценок, четко поставленная обратная связь – чувство группы, умение видеть каждого р-ка). Во-вторых, в сочетании методов и приемов, т.е. в оригинальном построении системы занятий, экскурсий, игр, в необычной и эффективной организации сам. д-ти детей.

II. Второй уровень предполагает внесение в практику обучения и воспитания и в пед. теорию существенно нового – это могут быть метод и прием (комплекс, набор приемов) обучения и воспитания, ср-ва обучения, принципиально новые типы пособий.

III. Третий уровень – новаторство. Наиболее крупные новшества, требующие изменения программ, общепринятых методик, учебников, пособий, дид. материалов, неизбежно входят в конфликт с установившейся и привычной системой. Новаторство возможно лишь на основе глубокого понимания законов соц. развития, большой образованности автора и его пед. чутья.

Критерии передового пед. опыта:

1. Новизна;

2. Актуальность и перспективность;

3. Высокая результативность и эффективность;

4. Стабильность результатов;

5. Репрезентативность (достаточная проверка опыта во времени; подтверждение хороших результатов не только в работе одного учителя, в-ля, но и в д-ти всех педагогов, к-ые берут этот опыт на вооружение);

6. Оптимальность;

7. Соответствие современным достижениям педагогики и методики.

Основные этапы работы по изучению и обобщению передового пед. опыта (по Р.Г. Амосовой):

1. Определение цели изучения пед. опыта;

2. Отбор наиболее типичных форм и методов пед. практики, нахождение опережающих массовый опыт элементов практики, установление степени их закономерности;

3. Выбор средств и методов изучения передового опыта;

4. Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта;

5. Выделение диагностирующих единиц изучения;

6. Фиксация специфических условий, в которых развивается пр-с воспитания на избранных участках изучения опыта;

7. Составление плана изучения;

8. Обобщение сходных форм передового опыта и выведение достоверных количественных и качественных характеристик;

9. Анализ полученных результатов, учет вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного пр-са;

10. Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.

Научно-методическая деятельность - это система организованной и координируемой, проектирующей и обеспечивающей деятельности педагогического коллектива, направленная на целостное развитие всех компонентов педагогической системы. (Скворцова Н.А.)

Управление НМД в ДОУ - целенаправленный процесс подготовки и включения педагогов в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность, повышения их компетентности и мастерства с целью достижения качественно более высоких результатов образовательного процесса.

Цель управления НМД - подготовка и включение педагогов в инновационную и экспериментальную деятельность; создание совокупности условий для эффективного развития дошкольного учреждения.

Направления НМД - совершенствование содержания образования и воспитательно-образовательного процесса.

Функции управления НМД:

1. Аналитическая

2. Прогностическая

3. Планирующая

4. Организационная

5. Контролирующая

6. Коррекционная

7. Экспертная

Формы управления НМД:

1. Поисковая работа и научные исследования

2. Руководство научно-поисковой работой воспитателей

3. Повышение квалификации воспитателей

4. Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: