ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ (часть 1) II




 

 

2. Божье присутствие среди Израиля. Бог проявил Своё славное присутствие среди Израиля в пустыне, на Синае, при строении скинии и храма.

На протяжении всей истории Израиля Иерусалимский храм служил видимым символом Божьего пребывания среди Его народа. В этом хотя бы частично исполнился изначальный Божий замысел:

Лев.26:12 «12. И буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом».

Другие внешние признаки особых Божьих отношений со Своим народом – израильские праздники. Три раза в год всем мужчинам надлежало явиться перед Богом на праздник опресноков, праздник жатвы и праздник собирания плодов (Исх.23:14-17). Поклонение Израиля состояло не только в доктринальной приверженности монотеизму и соблюдению закона, но и в ритуалах и обрядах. Особо важную роль играл праздник Пасхи. Чрез него внушался Израилю принцип, что его отношения с Богом не зиждутся на теоретическом или философском основании, но берут свою основу из истории, с Божьего вмешательства в жизнь Его народа.

 

3. Определение Израиля как Божьего народа. Божий ветхозаветный народ был потомком Авраама, Исаака и Иакова. Поэтому в то время не было никакого сомнения, кто принадлежит к Божьему народу, а кто – нет. Всё определялось на основании физического наследства (национальности). Статус человека (мужчины) в заветных отношениях с Богом подтверждался физическим признаком обрезания (Быт.17:10-14).

Здесь следует сделать оговорку. Не все родившиеся по линии Авраама, Исаака и Иакова или получившие обрезание оставались верными своему завету с Богом. Израиль изобиловал отступниками. Хотя Бог всегда оставался верным Своему народу и держался Своих заветных отношений с народом Израиля. Отдельно нарушившие завет люди не могли считать себя участниками в Божьем народе. ВЗ говорит о тех, кто был обрезан физически, но не в сердце:

 

Лев.26:41б «41. …тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои».

Иер.9:26б «26. …ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем».

Бог через пророка Осию упрекает прелюбодействующий Израиль:

Ос.1:9б «9. …потому что вы – не Мой народ, и я не буду вашим Богом».

 

В обоих заветах признаки Божьего народа, по сути, духовны; В обоих заветах состав Божьего народа зависит от привязанности к Богу как к Спасителю.

 

Невзирая на отступничество Израиля, Бог оставался верным Своему обещанию Аврааму – сохранить для Себя в Израиле верный остаток (Примеры: ропот Илии, остаток у Исаии, Иеремии, Иезекииля, возвратившиеся из вавилонского плена). В этом наблюдается двухстороннее отношение Бога к Его народу. С одной стороны, только активно соблюдающие завет с Богом имеют право считать себя участниками в Божьем народе. Но, с другой стороны, Божий завет с народом Израиля всегда имеет силу, несмотря на его ответ Богу.

 

Итак: определение Божьего народа ветхозаветного времени, строго говоря, не зависело от его физического местонахождения. Также Израиль хранил свой статус Божьего народа даже без храмового ритуала, который был недоступен во время изгнания.

 

4. Не только отдельные израильтяне могли быть исключены из Божьего народа, но и язычники могли к нему присоединиться. ВЗ изобилует многими примерами прошлого и будущего присоединения язычников к народу Божьему. Все эти не-иудеи включены в группу Божьего народа, потому что они поверили Богу.

Итог: Бог от начала желал иметь народ, принадлежащий исключительно Ему. Он создал новый народ от Авраама, который должен быть святым и отличающимся от окружающих народов. Включение в Божий народ требовало совершение обряда обрезания у мужчин. Бог благословлял Израиль Своим присутствием (в скинии и храме). Он также дал ему видимые средства воспоминания о Его действиях в истории Израиля (в виде праздников и ритуалов).

 

Надо также учитывать, что в период изгнания Израиль существовал в качестве Божьего народа, хотя он лишился и храма (т.е. знака Божьего присутствия), и Ханаана (т.е. обещанного места его обитания). Хотя все родившиеся по линии Авраама, Исаака и Иакова имели право считать причастниками Божьего народа, действительно таковыми были, только верно сохранившие завет с Богом. Хотя оставившие Бога потеряли своё положение в Божьем народе, Божий завет с Израилем продолжался. Это проявлялось в более ограниченной форме в лице верного остатка, который состоял, в основном, из колена Иуды. Плюс к этому, верующие в Бога язычники имели возможность присоединиться к Божьему народу через личную веру.

 

Из вышесказанного, справедливо заключить, что главным определяющим фактором Божьего ветхозаветного народа являлась верность завету с Богом. Человек, иудей или обращённый язычник, который верно сохранял свой завет с Богом, мог считать себя участником Божьего народа независимо от того, находился ли он в Ханаане при храме или нет.

Межзаветный период

 

После изгнания иудеев в Вавилон, а также из-за потери храмовой системы, возникла в Израиле другая форма поклонения – поклонение в синагоге. Цель установления синагоги была не в том, чтобы заменить храмовые ритуалы, но дополнить их. Это хорошо видно после построения второго храма, когда две системы поклонения (храмовая и система синагог) существовали вместе. В этот период некоторые в Израиле отстранялись от храмовой системы, особенно члены кумранской общины и эллинистические иудеи.

 

В эллинистическом мире религии мистерии и гностицизм сосредотачивали своё внимание на личности и её спасении. Следовательно, в таких условиях не было развито понимания общины или её важности в духовной жизни человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: