Система уроков по изучению драмы «На дне» М.Горького с использованием пути анализа по ходу развития действия




ИЗУЧЕНИЕ ДРАМЫВ ШКОЛЕ

ПЗ

 

 

Параметры для сравнения Путь по ходу развития действия Проблемно-тематический путь
Количество часов, предлагаемых на изучение темы На изучение комедии «Ревизор» предлагается 7 часов. На изучение комедии «Ревизор» предлагается 7 часов.
Выбор пути анализа в каждом из вариантов В этом варианте учитель пошёл путём по ходу развития действия. Анализировалась каждое действие, внимание учеников было распределено между тем, ЧТО говорят герои и КАК они это делают. Ученики последовательно наблюдали за развитием действия, за внутренней логикой произведения. В этом варианте учитель пошёл путем проблемного анализа. Каждый урок заканчивался проблемным вопросом на дом, а уже в школе урок становился проблемной ситуацией для решения вопроса.
Методы и приемы анализа драматического произведения Слово учителя, Метод «Точка зрения из зала», «Парад» действующих лиц, беседа с классом, метод сопоставление (анализ сцены лжи Хлестакова сначала с учителем, а позже просмотр той же сцены во фрагменте фильма), творческая работа учеников (создание воображаемых мизансцен), сопоставление образов, выразительное чтение, чтение по лицам, сочинение, словарная работа Актуализация знаний, словарная работа в форме викторины, сравнение «Ревизора» с пьесой Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или суматоха в уездном городе», беседа, анализ композиции, викторина по цитатам, сравнение иллюстраций Хлестакова, игра-восстановление сюжета.
ТЛП, осваиваемые или закрепляемые в процессе разбора пьесы и методику работы с ними Изучаются особенности драмы, как рода. Такие понятия как конфликт, компоненты сюжета, композиция закрепляются с помощью обращения к предыдущему произведению «Песня про купца Калашникова». В процессе чтения произведения учитель не раз будет произносить в контексте такие понятия как акт, действие, явление, ремарка, монолог, который будет комментировать учитель. Дома ребята повторяют, отвечая на вопрос, что такое драматические, эпические, лирические произведения. Прорабатывается с помощью акцентирования внимания экспозиция. Гипербола, эпитет, сатирическое и комическое, (анализ сцены вранья Хлестакова). Внесценические персонажи и внесценическое действие прорабатывается с помощью вопросов на «домысливание». Понятие Комедии определяется учителем на последнем уроке Комедия, сатира раскрываются учителем в ходе биографического слова на первом уроке. Так же объясняются театральные понятия: кулисы, авансцена, мизансцена, партер, декорации. В ходе анализа произведения отрабатываются понятия: действие, явление, акт. Понятие юмор раскрывается в процессе анализа сцены препирательств Бобчинского и Добчинского. Понятие о сатире и мотиве так же даётся в сравнении с другим произведением «Приезжий из столицы…». Монолог отрабатывается на монологе Осипа. Конфликт и элементы композиции отрабатываются в процессе ответа на проблемный вопрос.
Работа над характеристикой образов литературных персонажей Изучение кратких характеристик, которые сам Гоголь даёт своим героям. Учитель на втором уроке задаёт вопросы, которые помогают учащимся понять своеобразие характера каждого из чиновников. Так с помощью Вопросов учителя раскрываются особенности героев. Работа по воссозданию зрительного ряда монолога Городничего в исполнении Толубеева. Групповая характеристика чиновников, других героев (Анна Андреевна, Марья Антоновна) на последнем уроке. Начальная характеристика персонажей в сравнении с произведением «Приезжий из столицы…» Характеристике Хлестакова посвящён урок в форме беседы, которая должна привести к выводам о нравственной социальной опасности Хлестакова. Так же многогранность характера Хлестакова показывается различными трактовками образа художниками - иллюстраторами.
Виды чтения, используемые на уроках Комментированное чтение учителем на втором уроке 1 и 2 действий, разбор незнакомых слов и вопросы учителя. Выразительное чтение, подготовленное учениками дома. Чтение в лицах   Комментированное чтение учителя, выразительное чтение учеников.
Организация самостоятельного (домашнего) чтения учащихся Организация домашнего чтения начинается на 2 уроке, когда на дом было задано дочитать произведение. Кроме того, последующее ДЗ подразумевают повторное внимательное прочтение с выделением незнакомых слов. Домашнее чтение осуществляется в форме ДЗ. Предлагается прочитать самостоятельно 1 и 2 действие комедии, перечитывание отдельных действий.
Роль проблемных ситуаций Проблемные ситуации нацелены на пробуждения воображения учеников, чтобы точно проникнуть в характер героев. На последнем уроке ставится проблемный вопрос для решения которого нужен взгляд и мгновенный анализ всей комедии в целом. Проблемные вопросы заставляют учеников углубить и расширить впечатления и увидеть различие Хлестакова с чиновниками. Постановка проблемного вопроса на 3 уроке подводит к более детальному анализу сцен. Попутные проблемные вопросы, озвучиваются в конце урока в виде ДЗ и разбираются на последующем уроке.
Специфика работы по развитию речи учащихся Специфика работы по развитию речи заключается не просто в написании сочинения, но и высказывании своего мнения и помогает закрепить впечатления, полученные на уроке. Сочинение – это итог всей работы. Темы сочинений могут быть разнообразны по жанру, охвату материала. Сочинение задается на дом, а на следующем уроке производится их анализ. Это позволяет дополнить изучение произведения, внимательно отнестись к культуре изложения мысли,
Формы организации самостоятельной деятельности учащихся   Ответы на вопросы, расположение иллюстраций произведения в правильной последовательности. Письменная работа, нацеленная на то, чтобы ученики яснее поняли, как выражен комизм в языке пьесы Гоголя, написание мини-сочинений дома, написание сочинения в конце изучения. 4 ученика готовят рассказ по иллюстрациям 1 действия, участие в игре-викторине, сопоставление иллюстраций, написание сочинений разного вида по комедии «Ревизор».
Использование наглядности на уроках   Наглядность на уроках используется в разных формах: портреты Гоголя, иллюстрации 4 действия, показ отрывка фильма о Гоголе Акварель П.Картыгина (Гоголь на репетиции комедии), иллюстраций эпизодов, показ кинофрагментов, просмотр спектакля.
Работа со сценической историей пьесы   Подробное описание первой постановки, ее места в критике приводится на 1 уроке.   На первом уроке учитель рассказывает классу реальную основу комедии. Два кинофрагмента из спектакля.
Виды художественно-творческой интерпретации комедии Вопросы, рассчитанные на «домысливание», задание на оглавление каждого акта комедии. Вопрос в конце 6 урока «Какую позу принял каждый из персонажей, каково его выражение лица?» позволяют ученикам показать свой взгляд на решение этой сцены. Ассоциативные вопросы

 

Путь по ходу развития действия:

Среди достоинств данного пути можно выделить последовательность и естественность разбора, следование за развитием мысли автора, произведение рассматривается в синтезе формы и содержания. Рез пишет, что при изучении драматического произведение такой путь анализа наиболее удачен. Внимание учеников следует от сюжета, от эпизода к эпизоду. Недостатками данного пути можно считать опасность приведение урока лишь к комментированному чтению и разобщенность в анализе.

 

Путь проблемно-тематический:

Такой путь анализа позволяет рассмотреть произведение в целом. Проблемный анализ предполагает, что проблемный вопрос

Связь проблемных ситуаций, которая позволяет рассмотреть произведение в общем. Проблемный анализ предполагает постановку проблемного вопроса, который способен организовать весь процесс изучения. Проблемная ситуация таким образом охватывает всю систему уроков. Недостаток этого пути в том, что вероятна возможность упущения важных деталей.

 

ЛЗ

 

Система уроков по изучению драмы «На дне» М.Горького с использованием пути анализа по ходу развития действия

1. История создания пьесы. «На дне» или «Без солнца» - смысл названия. Появление Луки.

2. Социальные типы ночлежников.

3. Понимание правды и веры персонажами.

4. Исчезновение Луки. Что дальше?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: