ИЗУЧЕНИЕ ДРАМЫВ ШКОЛЕ
ПЗ
Параметры для сравнения | Путь по ходу развития действия | Проблемно-тематический путь |
Количество часов, предлагаемых на изучение темы | На изучение комедии «Ревизор» предлагается 7 часов. | На изучение комедии «Ревизор» предлагается 7 часов. |
Выбор пути анализа в каждом из вариантов | В этом варианте учитель пошёл путём по ходу развития действия. Анализировалась каждое действие, внимание учеников было распределено между тем, ЧТО говорят герои и КАК они это делают. Ученики последовательно наблюдали за развитием действия, за внутренней логикой произведения. | В этом варианте учитель пошёл путем проблемного анализа. Каждый урок заканчивался проблемным вопросом на дом, а уже в школе урок становился проблемной ситуацией для решения вопроса. |
Методы и приемы анализа драматического произведения | Слово учителя, Метод «Точка зрения из зала», «Парад» действующих лиц, беседа с классом, метод сопоставление (анализ сцены лжи Хлестакова сначала с учителем, а позже просмотр той же сцены во фрагменте фильма), творческая работа учеников (создание воображаемых мизансцен), сопоставление образов, выразительное чтение, чтение по лицам, сочинение, словарная работа | Актуализация знаний, словарная работа в форме викторины, сравнение «Ревизора» с пьесой Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или суматоха в уездном городе», беседа, анализ композиции, викторина по цитатам, сравнение иллюстраций Хлестакова, игра-восстановление сюжета. |
ТЛП, осваиваемые или закрепляемые в процессе разбора пьесы и методику работы с ними | Изучаются особенности драмы, как рода. Такие понятия как конфликт, компоненты сюжета, композиция закрепляются с помощью обращения к предыдущему произведению «Песня про купца Калашникова». В процессе чтения произведения учитель не раз будет произносить в контексте такие понятия как акт, действие, явление, ремарка, монолог, который будет комментировать учитель. Дома ребята повторяют, отвечая на вопрос, что такое драматические, эпические, лирические произведения. Прорабатывается с помощью акцентирования внимания экспозиция. Гипербола, эпитет, сатирическое и комическое, (анализ сцены вранья Хлестакова). Внесценические персонажи и внесценическое действие прорабатывается с помощью вопросов на «домысливание». Понятие Комедии определяется учителем на последнем уроке | Комедия, сатира раскрываются учителем в ходе биографического слова на первом уроке. Так же объясняются театральные понятия: кулисы, авансцена, мизансцена, партер, декорации. В ходе анализа произведения отрабатываются понятия: действие, явление, акт. Понятие юмор раскрывается в процессе анализа сцены препирательств Бобчинского и Добчинского. Понятие о сатире и мотиве так же даётся в сравнении с другим произведением «Приезжий из столицы…». Монолог отрабатывается на монологе Осипа. Конфликт и элементы композиции отрабатываются в процессе ответа на проблемный вопрос. |
Работа над характеристикой образов литературных персонажей | Изучение кратких характеристик, которые сам Гоголь даёт своим героям. Учитель на втором уроке задаёт вопросы, которые помогают учащимся понять своеобразие характера каждого из чиновников. Так с помощью Вопросов учителя раскрываются особенности героев. Работа по воссозданию зрительного ряда монолога Городничего в исполнении Толубеева. Групповая характеристика чиновников, других героев (Анна Андреевна, Марья Антоновна) на последнем уроке. | Начальная характеристика персонажей в сравнении с произведением «Приезжий из столицы…» Характеристике Хлестакова посвящён урок в форме беседы, которая должна привести к выводам о нравственной социальной опасности Хлестакова. Так же многогранность характера Хлестакова показывается различными трактовками образа художниками - иллюстраторами. |
Виды чтения, используемые на уроках | Комментированное чтение учителем на втором уроке 1 и 2 действий, разбор незнакомых слов и вопросы учителя. Выразительное чтение, подготовленное учениками дома. Чтение в лицах | Комментированное чтение учителя, выразительное чтение учеников. |
Организация самостоятельного (домашнего) чтения учащихся | Организация домашнего чтения начинается на 2 уроке, когда на дом было задано дочитать произведение. Кроме того, последующее ДЗ подразумевают повторное внимательное прочтение с выделением незнакомых слов. | Домашнее чтение осуществляется в форме ДЗ. Предлагается прочитать самостоятельно 1 и 2 действие комедии, перечитывание отдельных действий. |
Роль проблемных ситуаций | Проблемные ситуации нацелены на пробуждения воображения учеников, чтобы точно проникнуть в характер героев. На последнем уроке ставится проблемный вопрос для решения которого нужен взгляд и мгновенный анализ всей комедии в целом. | Проблемные вопросы заставляют учеников углубить и расширить впечатления и увидеть различие Хлестакова с чиновниками. Постановка проблемного вопроса на 3 уроке подводит к более детальному анализу сцен. Попутные проблемные вопросы, озвучиваются в конце урока в виде ДЗ и разбираются на последующем уроке. |
Специфика работы по развитию речи учащихся | Специфика работы по развитию речи заключается не просто в написании сочинения, но и высказывании своего мнения и помогает закрепить впечатления, полученные на уроке. | Сочинение – это итог всей работы. Темы сочинений могут быть разнообразны по жанру, охвату материала. Сочинение задается на дом, а на следующем уроке производится их анализ. Это позволяет дополнить изучение произведения, внимательно отнестись к культуре изложения мысли, |
Формы организации самостоятельной деятельности учащихся | Ответы на вопросы, расположение иллюстраций произведения в правильной последовательности. Письменная работа, нацеленная на то, чтобы ученики яснее поняли, как выражен комизм в языке пьесы Гоголя, написание мини-сочинений дома, написание сочинения в конце изучения. | 4 ученика готовят рассказ по иллюстрациям 1 действия, участие в игре-викторине, сопоставление иллюстраций, написание сочинений разного вида по комедии «Ревизор». |
Использование наглядности на уроках | Наглядность на уроках используется в разных формах: портреты Гоголя, иллюстрации 4 действия, показ отрывка фильма о Гоголе | Акварель П.Картыгина (Гоголь на репетиции комедии), иллюстраций эпизодов, показ кинофрагментов, просмотр спектакля. |
Работа со сценической историей пьесы | Подробное описание первой постановки, ее места в критике приводится на 1 уроке. | На первом уроке учитель рассказывает классу реальную основу комедии. Два кинофрагмента из спектакля. |
Виды художественно-творческой интерпретации комедии | Вопросы, рассчитанные на «домысливание», задание на оглавление каждого акта комедии. Вопрос в конце 6 урока «Какую позу принял каждый из персонажей, каково его выражение лица?» позволяют ученикам показать свой взгляд на решение этой сцены. | Ассоциативные вопросы |
Путь по ходу развития действия:
Среди достоинств данного пути можно выделить последовательность и естественность разбора, следование за развитием мысли автора, произведение рассматривается в синтезе формы и содержания. Рез пишет, что при изучении драматического произведение такой путь анализа наиболее удачен. Внимание учеников следует от сюжета, от эпизода к эпизоду. Недостатками данного пути можно считать опасность приведение урока лишь к комментированному чтению и разобщенность в анализе.
Путь проблемно-тематический:
Такой путь анализа позволяет рассмотреть произведение в целом. Проблемный анализ предполагает, что проблемный вопрос
Связь проблемных ситуаций, которая позволяет рассмотреть произведение в общем. Проблемный анализ предполагает постановку проблемного вопроса, который способен организовать весь процесс изучения. Проблемная ситуация таким образом охватывает всю систему уроков. Недостаток этого пути в том, что вероятна возможность упущения важных деталей.
ЛЗ
Система уроков по изучению драмы «На дне» М.Горького с использованием пути анализа по ходу развития действия
1. История создания пьесы. «На дне» или «Без солнца» - смысл названия. Появление Луки.
2. Социальные типы ночлежников.
3. Понимание правды и веры персонажами.
4. Исчезновение Луки. Что дальше?