Автор: Сысолятина Марина Васильевна МДОУ детский сад №91 (присмотра и оздоровления) г. Якутска Республики Саха – Якутия.
Цель:
· Закреплять правильную артикуляцию и правильное произношение гласных звуков (а, у, о, и, ы, э);
· учить узнавать символы гласных звуков;
· развивать фонематический слух, совершенствовать базу речи;
· слуховое и зрительское внимание и память;
· развивать мелкую и общую моторику;
· упражняться в умении анализировать звуковые цепочки:
Подготовка дошкольника к обучению грамоте – составная часть умственного воспитания детей в детском саду. Пытаясь не дублировать общепризнанные школьные формы и методы подачи материала, учебно -дисциплинарные модели. Для максимального использования развивающей игры (более доступной), было создано игровое пособие «Звуковой кубик для гласных звуков ». Пособие предназначено для детей 3- 7 лет.
За основу была взята методика использования зрительной символики гласных звуков (Т. А. Ткаченко).
В своей практике применяю зрительные символы. Использование данного метода позволяет добиваться стойких, быстрых, осознанных навыков звукового анализа не только у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, но и у дошкольников, страдающих задержкой психического, а также интеллектуального развития.
Ткаченко Т. А. предлагает при выборе условных обозначений для гласных звуков обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулему со знакомыми детям геометрическими формами. (Звук У – маленьким кружком, звук А – большим, И – горизонтальной полоской, О – овалом, вытянутым по вертикали, звук Ы– нижней половинкой круга, звук Э – треугольник.)
То есть опираться на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие (как на самое яркое). И подобрать аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений.
Не случайно выбран и цвет символов. Все геометрические фигуры, изображающие гласные звуки — одного цвета, чтобы внимание детей целиком сосредоточивалось на их форме. Цвет фигур красный соответственно символике, традиционно используемой для гласных звуков в добукварный период обучения грамоте. Новизна символов состоит в том, что разделены гласные на грани кубика.
Что позволяет донести до детей, в доступной форме для них формы, сложные правила звукового анализа и синтеза.
Для обозначения каждого из них мы использовали не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определенный, связанный со зрительным, жестом символ.
Картинки-символы вызывают у ребят запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего гласного звука.
Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления малыша.
С помощью символов формируются следующие навыки:
• синтез звуков в слоги и слова, то есть моделирование чтения;
• определение позиции звука (начало, середина, конец слова);
• определение наличия, либо отсутствия звука в слове;
• анализ звукового состава слога, слова;
• подбор слов с заданным звуком и т. п.
Такая зрительная подсказка, опора на наглядные и игровые методы работы с данным пособием, помогут в дальнейшем успешно усвоить грамматические нормы и орфографические правила родного языка ребятам в школе. И что самое важное: дети будут усваивать сложный учебный материал не путем механического запоминания, а осмысленно. Таким образом «обеспечиваются практические, материальные действия ребенка со словом, преодолевается вербализм в обучении », тем самым соблюдается один из главных психологических принципов обучения по системе Д. Б. Эльконина.
Описаниеигрового пособия «Звуковой кубик для гласных звуков »:
Пособие на развитие фонетико-фонематических представлений предназначено для занятий с детьми 3-7 лет. Игра может использоваться как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.
Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. Схема характеристики звука помогает детям усвоить термин «звук». В ходе занятий дети научатся давать характеристику любому звуку. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.
Описание игрового пособия «Звуковой кубик для гласных звуков » представляет собой кубик на грани, которых располагаются символы гласных звуков (по Т. А. Ткаченко, с изображением пиктограмм гласных звуков: А,О,У,Ы,И,Э).
СИМВОЛИКА
Символы гласных звуков (по артикуляционной позе гласных звуков):
А – большой круг;
У – маленький круг;
О – овал;
Э – треугольник;
Ы – прямоугольник;
И – полукруг.
ИГРОВОЕ ПРАВИЛО 1
«В какой звук»? Ребенок выбирает, катает, или бросает кубик, на грани обращенной к нему потом правильно произносит тот звук, (называет букву), который соответствует этому звуку.
ИГРОВОЕ ПРАВИЛО 2
«Кто больше?» Логопед показывает детям кубик ранее изученного гласного звука, например звук «А». Дети делятся на 2 команды и получают задание придумать как можно больше слов на заданный звук. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Побеждает команда, придумавшая больше слов.
ИГРОВОЕ ПРАВИЛО 3
«Фонетические сказки». Воспитатель предлагает детям послушать сказку о гласном звуке. Например, «Сказка о звуке А». «Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот. Иногда звук А пел очень тихо: «ааа». Иногда очень громко: «ААА». Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную песню. Бывали времена, когда звук А играл на барабане. А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его звучал то выше, то ниже и очень-очень плавно. Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса».
Затем логопед предлагает детям самостоятельно выбрать гласный звук и сочинить об этом звуке сказку. Победитель тот, кто сочинит самую интересную сказку.
ИГРОВОЕ ПРАВИЛО 4
«Подскажи словечко»
Логопед загадывает загадку о звуке, а дети должны отгадать звук и показать модель этого звука. За правильный ответ ребенок получает фишку.
Загадки о звуках:
-шире всех открывает звук…
-губы трубочкой вытягивает звук…
-на вытянутый кружок губы похожи у звука…
-самая широкая улыбка у звука…
Приоткрывает рот и приподнимает язык звук…
ИГРОВОЕ ПРАВИЛО 5
«Где спрятался звук?»
В звуковом кубике логопед выставляет модель звука «А». Дети дают характеристику этому звуку. На столе перед детьми логопед выкладывает предметные картинки и дает задание детям выбрать картинки, в названиях которых есть заданный звук. Побеждает тот, кто больше найдет картинок.