О повести «Севастопольский мальчик»




 

Повести "Севастопольский мальчик" отведено особое место в литературном наследии писателя

Это история двенадцатилетнего матросского сына Маркушки Ткаченко. Мать Маркушки умерла от чахотки в самом начале Крымской войны. Отец, формарсовый фрегата «Константин», после затопления корабля сражавшийся на четвёртом севастопольском бастионе («баксионе», как говорили матросы), погиб от осколочного ранения. Мальчика приютил старый яличник Степан Трофимович Бугай, взявший Маркушку к себе рулевым. Они и есть главные герои книги, события севастопольской эпопеи читатель видит их глазами - глазами старика и ребёнка.

В Маркушке мы узнаём Костю Станюковича. Маркуше, как и Косте, на момент начала осады Севастополя исполнилось 12 лет. Литературный герой Маркуша, как в жизни адмиральский сын, за подвиги отмечен наградами.

Станюкович на всю жизнь сохранил трепетные воспоминания о своей военной юности в этом славном городе. Вот почему он всегда имел страстное желание высказаться начистоту, явив российскому читателю сплав конкретных воспоминаний очевидца и участника Первой обороны Севастополя и исторически честно обнажённых оценок и причин того позора 1856 года, который ему довелось пережить вместе со своим народом. Книга посвящена подвигу Севастополя, с раскрытием истинных причин сдачи города и поражения России в Крымской баталии... Через восприятие матросского сына автор повести ставит перед собой сложную и важную задачу - предложить читателю правдивую оценку событий первой обороны Севастополя.

Станюкович резко говорит о неподготовленности властей, о страшных злоупотреблениях, об отсутствии необходимого вооружения, медицинского обеспечения. Он беспощадно обличает бездарных главнокомандующих русской армии (Меншикова, Горчакова), пользовавшихся полным доверием и поддержкой царя. Через всё произведение проходит мысль о том, что Севастополь держался только героическим мужеством народных защитников, которых власти бросили на произвол судьбы.

По этой причине у "Севастопольского мальчика" был сложный путь прохождения через цензуру. Чтобы усыпить бдительность царской цензуры, Станюкович уже заглавием "Севастопольский мальчик" пытался придать произведению некий благопристойный оттенок. Раз мальчик — значит, это сугубо детское чтиво.

Повесть "Севастопольский мальчик" была издана в 1903 г., в канун русско-японской войны. С таким великим трудом, по сути, одурачив цензуру, Станюкович как бы провидчески обратился к русскому народу с призывом заблаговременно извлечь горький урок из реалий Севастопольской страды. Ведь всё повторялось вновь.

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1) Прочитать роман о Крымской войне. С.Н. Сергеев – Ценский «Севастопольская страда»

 

2) ВСР№5. Сделать цитатную характеристику героев романа Станюковича К.М. «Севастопольский мальчик».

Рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной

Самостоятельной работы №5 (ВСР№5)

Тема занятия: Крымская война в изображении Станюковича К.М. «Севастопольский мальчик»

Вид занятия: индивидуальная работа:

Сделать цитатную характеристику героев романа.

Вопросы и содержание материала для самостоятельного изучения:

Крымская война в изображении Станюковича К.М. «Севастопольский мальчик»

Алгоритм выполнения:

Составление портретной и цитатной характеристики героев.

Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Цитаты, выбранные из произведения, которые характеризуют героя. Цитаты могут быть взяты из слов автора, из монологов и полилогов героев.

План составления характеристики героев произведения

1. Определение места героя среди других персонажей.
2. Степень участия и его роль в конфликте.
3. Анализ имени.
4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
5. Речевая характеристика.
6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
12. Оценка литературного персонажа его современниками.
13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Критерии оценивания:

Отметка «5» - полнота рассмотрения вопроса, аргументированное выражение своей позиции, отсутствия ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.;

Отметка «4» – полнота выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.;

Отметка «3» - недостаточно полное раскрытие проблемы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат;

Отметка «2» - тема не раскрыта, работа выполнена крайне небрежно и т.д.

Отметка «1» - отсутствие работы.

Преподаватель имеет право поставить студенту оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если студентом оригинально выполнена работа.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: