четвертьрумбов или трёхбуквенных румбов




Полурумба

 

NO- полуношник - 45°

SO- обедник - 135°

SW- шелоник - 225°

NW- побережник - 315°

четвертьрумбов или трёхбуквенных румбов

 

NNO – меж севера полуношник

ONO- меж встока полуношник

OSO – меж встока обедник

SSO – меж лета обедник

SSW – меж лета шелоник

WSW- меж запада шелоник

WNW- меж запада побережник

NNW- меж севера побережник

 

16 промежуточных румбов:

Названия этих румбов имеют 2 варианта. Назовём оба. Слово «стрик» - это калька с голландского слова «stricke» - удар или штрих, черточка. Каждый румб на компАсе («маточка» на поморском диалекте) отмечен черточкой, штрихом. То есть, каждый стрик = 11,25 °

 

1 вариант:

NtO – стрик севера к полуношнику

NOtN – стрик полуношника к северу

NOtO – стрик полуношника к встоку

OtN – стрик встока к полуношнику

OtS – стрик встока к обеднику

SOtO – стрик обедника к встоку

SOtS – стрик обедника к лету

StO – стрик лета к обеднику

StW – стрик лета к шелонику

SWtS – стрик шелоника к лету

SWtW – стрик шелоника к западу

WtS – стрик запада к лету

WtN – стрик запада к северу

NWtW – стрик побережника к западу

NWtN – стрик побережника к северу

NtW – стрик севера к западу

 

2 вариант:

NtO – правее севера на стрик – 11,25°

NOtN – левее полуношника на стрик – 33,75°

NOtO – правее полуношника на стрик - 56,25°

OtN – левее встока на стрик – 78,75°

OtS – правее встока на стрик - 101,25°

SOtO – левее обедника на стрик – 123,75°

SOtS – правее обедника на стрик – 146,25°

StO – левее лета на стрик – 168,75°

StW – правее лета на стрик – 191,25

SWtS – левее шелоника на стрик – 213,75

SWtW – правее шелоника на стрик – 236,25

WtS – левее запада на стрик – 258,75

WtN – правее запада на стрик – 281,25

NWtW – левее побережника на стрик – 303,75

NWtN – правее побережника на стрик – 326,25

NtW – левее севера на стрик – 348,75

 

 

При помощи такой лоции (росписи морского хода) поморские мореходы ходили как в близлежащие селения, так и на Новую Землю (Матка) и Шпицберген (Грумант).

 

Мне посетуют, что это, мол, я всё за старое цепляюсь. Сейчас средства современной навигации позволяют вообще ничего не делать. Всё само собой сделается. Да, всё само собой, до……..первой техногенной аварии. И,… человек становится беспомощным. Это во- вторых, а во –первых это наша история насыщенная славными событиями. Более того, на основе старого можно сделать что то интересное при помощи современных средств коммуникации. И, кроме того, сам по себе язык этот очень необычен и певуч. Вот, например, выписка из Кемской лоции, которая была опубликована в журнале «Морской сборник» за 1866 г. Название статьи «Росписание мореходства или лоция беломорских поморцев». Здесь говорится о нашей Варзуге, Тетрино, Чапоме, Пялице, Пулоньге:

 

От Жегжиснего чрез голомя на Тетрину в полуношник………………................150 ""
На Варзугу меж север-полуношник……………………………………..................120 ""
От Варзуги до Тетриной меж всток-обедник……………………………...............50 ""
От Тетриной до Чапомы………………………………………………….................20 ""
От Чапомы до Никодимского носу……………………………………...…..............8 ""
Ход во всток и полевее на стрик
От Никодимского до Пялицы………………………………………………............12 ""
От Пялицы до Пулонги……………………………………………………..............20 ""
Ход меж всток-полуношник.
От Пулонги до Бабьей………………………………………………………............20 ""
Ход правее полуношника на стрик.

 

150””, 120””, 50”” и т.д. – означает 150, 120, 50 и т.д. вёрст

Современным яхтсменам, стоит им только познакомиться с поморскими обозначениями румбов, всё станет понятно и они смогут на своих яхтах идти по этой «росписи морского ходу». Нам же, простым, сухопутным обывателям придется немного потрудиться,чтобы разобраться во всех этих морских терминах.

 

Попробуем же всё таки и мы составить такую лоцию (роспись морского ходу) на примере морского похода из нашей Умбы в, к примеру, Островскую губу для осмотра каменных лабиринтов (по нашему- «вавилонов»). Отправимся туда на современном катере или парусной яхте. Можно и на гребном карбасе, но, это для подготовленных любителей или для местных поморцев.

 

Начнём наш поход от часовни Николая Угодника, одиноко стоящей на мысу у моста через Малую Пирь-губу. Все морские походы поморцы начинали с молитвы Богу. В первых строках любой поморской лоции были строки молитвы к Господу и к Николаю Угоднику. Такая молитва есть и в т.н. Кемской лоции: Грядем Во имя твое святое, Спаситель наш Иисус Христос, сын Божий, в путь. Благослови Творение твое и помилуй; во дни наши, в нощи, полунощи и во все 24 часа, всю надежду на тебя Господи уповаем, и в случае наших, от морских бурь или злых людей происходимых, бедствий и несчастий, пошли Господи своего Святителя и скорого Помощника Николая Чудотворца на избавление нас грешных. Аминь.

 

Вот ссылка: https://qwercus.narod.ru/lotsia1_1866.htm

 

(В тексте этой молитвы я заметил некое несоответствие. Если кто то ещё заметит, то ему (ей) «большой решпект», то есть уважение:J)

 

Итак, помолившись Господу перед часовней, грузимся на судно и отходим. Отсюда и начинается «роспись морского ходу».

  1. От часовни в Малой Пирь-губе на шелоник 600 метров. Слева на горе приметный 2х этажный дом метеостанции и лодочные гаражи на берегу.
  2. Затем идти на лето 500 метров, держаться правого берега по узкой салме. Напротив дома Кожина корга, при полой воде скрыта. Слева дом приметный трёхэтажный у воды, адрес ул.Дзержинского, 69.
  3. Оттуда идти левее шелоника на стрик 500 метров. Слева видны крайние постройки Рыбозавода. Отсюда на меж лета обедник видна гора крутая –пахта. Название Рыбозаводская. Идти всё время посредине губы.
  4. Оттуда идти правее лета на стрик 1 км 300 метров в устье Малой Пирь-губы. Слева, на всток, видны скалы пологие безлесые. Зовутся у местных Гладкие скалки.
  5. Оттуда идти в голомянь правее шелоника на стрик 300 метров. Справа скалы низкие лесом покрытые. Место называется Ройма. Цветок там растёт редкий, по виду маленько находит на одуванчик. Местные жители называют его тараксакум леукоглоссум.
  6. Далее идти правее запада на стрик на мыс Елокорга, что по карельски значит «Гора с драгоценными каменьями», до него прямо 5 км. Идти прямо 600 метров до левого устья реки Умба. Справа остров скалистый, название Устьянский. На нём кладбище старинное поморское. Умба река впадает в море двумя рукавами. Левый рукав судоходный, вверх по реке 1,5 километра деревня старинная Умба. Населена поморцами. Сухощавые, узколицые, ловкие, решительные, моря не боятся. Хорошие рыбаки.

Правый рукав мелкий. Проходим только в полую воду. На западном берегу Умбы реки у устья новое поморское кладбище. Только местных роканов (поморов) тут хоронят.

  1. От левого, судоходного рукава реки Умба идти 1 км правее запада на стрик. Место называется Кендалакша. По карельски Kenttälahti, то есть «Губа у поля». У берега много луд и поливанцев, идти надо маленько голомяннее. Справа скала высокая и памятник утопшим наверху. Вход в залив Каендалакша посередине. В матёрую землю залив вдаётся на 600 метров. В середине губы луда.
  2. Далее от Кендалакши на запад на Елокоргу 3 км. Справа губа Пан-губа. Вглубь губы идти 6 км.
  3. От Елокогского наволока идти на побережник 2 км. Там 2 острова. Слева большая скала, название Островская луда, прижата к матёрой земле, а справа маленькая луда. Идти меж ними посредине.
  4. В салме между этими островами повернуть на меж севера побережник идти 850 метров. Слева, на меж запада побережник откроется небольшая губка. Там есть рыбацкая изба. Там можно пристать к берегу, но, берега отлогие, в отлив вода далеко уходит. От избы, если идти пешком на лето по берегу, то, на горушке, на мысу, на ровной площадке вавилон старинный, досюльный. Мысу название Аннин крест.

 

На этом роспись морского хода от Умбы до Умбского вавилона в губе Островская заканчивается.

Вот схема «морского ходу» на карте

 

Как вы видите, таких «росписей» можно составить великое множество. Более того, эти старинные слова и понятия поморской мореходной лексики можно использовать в нашей повседневности. Не только и не столько для привлечения туристов в наш край, сколько для просветительской деятельности. Для приобщения детей и молодежи к наследию наших великих предков, терских поморов.

Местные дети должны знать как «Отче наш» все поморские названия румбов. Это, конечно, всё должно внедряться через игры и состязания, в игровой форме. Например, как дойти от дома до школы и обратно, использую поморские румбы. Это же интересно и увлекательно. Например, как дойти от дома на Дзержинского, 66 (где почта и редакция газеты «Терский берег») до школы? Итак, начинаем:

  1. Идти от крыльца редакции газеты «Терский берег» меж севера полуношник 65 метров. Справа видим магазин «Штаны». Перекресток с улицей Рыбников. Переходим улицу.
  2. От магазина «Штаны» идти на север до перекрестка с улицей Советская. Через дорогу здание администрации Терского района.
  3. Далее поворачиваем и идем на запад 300 метров до Дома культуры.
  4. От Дома культуры идем 65 метров на меж севера полуношник.
  5. Школа № 4 поселка Умба. Цель достигнута

Таким вот образом можно придумать великое множество задач и шарад связанных с поморскими названиями морских румбов. Это и есть региональная специфика. Начальник отдела культуры сразу же Грамоту от губернатора получит за инновацию. Плюс премию и всякие другие «няшки».

А пока что приходится с огорчением констатировать, что местные жители отвернулись от моря, от воды. Из поморской культуры остались в Умбе только сарафаны, кокошники, козули да песни. А настоящей морской, мореходной поморской культуры в общественном пространстве Умбы не видно. Нигде. Ни в школе, ни в Туристском центре, ни отделе культуры. А, ведь это легко можно претворить в жизнь. Плакаты с поморскими названиями румбов, игры для школьников, анимация для туристов типа «веселые старты» или «делай с нами, делай как мы, делай лучше нас». Очень надеюсь, что творческие люди в Умбе претворят эту идею в жизнь. Понятно также, что вездесущие москвичи и всюду проницательные петербуржцы быстренько что то придумают, коммерциализируют эту идею, подготовят, изладят сувениры, постеры, брошюрки, значки и памятные подарки и …будут торговать этим в ЦУМе, в Гостином дворе и у нас в сувенирных лавках. Но, хотелось бы чтобы и умбяне приложили свой ум, старание, талант на пользу себе и своей малой Родине.

 

РС. Что же означает поморская присказка «У шелоника жонка баска, а у встока жонка зла»?

А означает она вот что: Шелоник – это юго-западный ветер. Он дует только днём, на ночь он стихает. Всток – это восточный ветер. Он дует и днём и ночью, бывает целую неделю. От этого и поговорка такая. У шелоника жонка баска. Он не дует ночью, ему некогда, он к своей баской

(красивой) жене уходит ночевать. А у встока (востока) жена злая не принимает его ночью. Вот он и дует день и ночь от злости. Оттого и примета такая народная: У шелоника жонка баска, а у встока жонка зла.

Тут и сказочке конец:J)

 

А.Русинов, Умба 03.06.2021



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: