НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ВОПРОСАМ СУДОУСТРОЙСТВА И СУДОПРОИЗВОДСТВА




Сукало В. О.

Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [1] (далее – Кодекс), закрепляющий основные начала осуществления судебной власти и деятельности судей по отправлению правосудия, относится к числу наиболее важных нормативных правовых актов для общества и государства. Свидетельством его значимости является признание особой роли судебной власти в условиях правового государства, а также предусмотренное в Конституции Республики Беларусь [2] определение судоустройства законом.

Принятый более десяти лет назад, еще в 2006 г., Кодекс стал одним из первых на постсоветском пространстве кодифицированных законодательных актов в данной сфере, обеспечив полное системное регулирование деятельности судов Республики Беларусь. За последние несколько лет проделана масштабная работа по реформированию судебной системы, затронувшему как процесс отправления правосудия и проверки законности судебных постановлений, так и само судоустройство, и полномочия судов.

Завершение мероприятий судебно-правовой реформы, изменивших структурное и функциональное построение национальной судебной системы, обусловило необходимость комплексного совершенствования положений Кодекса. В этих целях был принят Закон Республики Беларусь от 22 декабря 2016 г. «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь по вопросам судоустройства и судопроизводства» [3] (далее – Закон от 22 декабря 2016 г.), который вступил в силу 24 января 2017 г. В соответствии с правовыми предписаниями о законодательной технике названным Законом Кодекс изложен в новой редакции. Это не означает концептуального изменения всех его норм и отказа от традиционных подходов к содержанию. Напротив, обеспечены преемственность, дальнейшее последовательное развитие и конкретизация содержащихся в Кодексе положений по результатам их применения.

С учетом состоявшихся в судебной системе преобразований в Кодексе четко определены структура и компетенция судов всех уровней. Положения Кодекса полностью приведены в соответствие с нормами принятых 29 ноября 2013 г. Президентом Республики Беларусь Декрета № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» [4] и Указа № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь» [5].

В настоящее время Кодекс состоит из 5 разделов, 22 глав и 179 статей и содержит положения, имеющие серьезное значение для развития всех органов правосудия и правовой системы в целом. Наиболее значимые новеллы Кодекса можно систематизировать следующим образом. Основы судоустройства. Реализация принципа единства национальной судебной системы. С учетом произошедшего объединения Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда в Кодексе четко регламентированы построение и организация деятельности системы судов общей юрисдикции Республики Беларусь, возглавляемой Верховным Судом – единым высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным, экономическим делам и делам об административных правонарушениях, а также надзор за судебной деятельностью судов общей юрисдикции.

Одновременно положениями Кодекса учтены изменения, связанные с образованием в составе Верховного Суда судебной коллегии по экономическим делам и упразднением Военной коллегии, переименованием хозяйственных судов в экономические суды, а также ликвидацией специализированных военных судов. За Конституционным Судом, Верховным Судом, а также всеми судами областного звена законодательно закреплен существующий де-факто статус юридического лица. Кроме того, в целях эффективного осуществления судебной власти и выполнения всеми судами своих задач сохранены непересекающиеся компетенция судов общей юрисдикции и компетенция Конституционного Суда, а также полномочия судей данных судов как органов, составляющих в государстве единую судебную систему. Содержание Кодекса в этой части находится в полном соответствии со ст. 109 Конституции Республики Беларусь, предусматрива­ющей построение системы судов в том числе на принципе специализации. В развитие данной нормы Основного Закона страны Кодексом предусмотрена не только возможность создания специализированных судов и образования в Верховном Суде и судах областного звена соответствующих судебных коллегий для специализированного рассмотрения дел, но и обязательность специализации судей по категориям дел в многосоставных (состоящих из десяти и более судей) районных и в экономических судах. При этом не исключается возможность специализации судей на рассмотрении различных категорий дел в иных судах общей юрисдикции, что обусловлено расширением судебной юрисдикции и многообразием правовых ситуаций. Законодательное закрепление существующей организационной структуры судов общей юрисдикции позволило сблизить все сферы правосудия, приняв их под единый судебный и организационный контроль, что сделало судебную систему более простой, понятной и доступной каждому гражданину.

Общие вопросы обеспечения судопроизводства. Полномочия руководителей судов.

В связи с наделением Верховного Суда полномочиями по организационному, материально-техническому и кадровому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции, а также организационному и материально-техническому обеспечению органов судейского сообщества по-новому регламентирована компетенция в этой сфере всех судов общей юрисдикции и их аппаратов. Одновременно из Кодекса исключены нормы о соответствующих функциях учреждений юстиции в отношении судебной системы и вытекающих из данных функций полномочий должностных лиц указанных исполнительных органов, в частности, о полномочиях участвовать в назначении на должность судей, в деятельности Пленума Верховного Суда, органов судейского сообщества и др.

Вследствие создания единой системы органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов и освобождения судебной системы от несвойственной ей функции контроля над деятельностью судебных исполнителей в Кодексе не содержится также норм о компетенции судов рассматривать материалы об исполнении судебных постановлений. Внесение в Кодекс этих важных изменений и дополнений позволило окончательно закрепить разделение функций исполнительной и судебной ветвей государственной власти и обеспечить на законодательном уровне реальную самостоятельность и независимость белорусской национальной судебной системы. Расширение компетенции судов общей юрисдикции повлекло за собой дополнительную регламентацию в Кодексе соответствующих функций по обеспечению судебной деятельности, направленную на создание условий для эффективной реализации этих функций. К компетенции Верховного Суда отнесено изучение деятельности судов общей юрисдикции и заслушивание информации руководителей и других судей о деятельности данных судов; а к компетенции областных (Минского городского) судов – осуществление надзора за судебной деятельностью нижестоящих судов и оказание им помощи в применении законодательства. В рамках совершенствования организации работы судов общей юрисдикции в Кодекс включены положения, направленные на повышение рациональности судебного управления и процессуальную экономию.

Корректировке подверглись полномочия руководителей судов, а также коллегиальных судебных органов – Пленума и Президиума Верховного Суда, президиумов областных (Минского городского) судов. Председатель Верховного Суда наделен правом утверждать штатное расписание и структуру аппаратов судов общей юрисдикции в пределах установленной Президентом Республики Беларусь численности работников аппаратов этих судов, а также представлять Главе государства предложения по количественному составу судей и вне зависимости от их численности – количеству заместителей председателей судов.

По сути, это общий ресурс оперативного перераспределения судебной нагрузки для обеспечения ее равномерности в системе судов общей юрисдикции. Кроме того, Председателю Верховного Суда, а также по согласованию с Верховным Судом председателям областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (города Минска) предоставлено право утверждать составы судебных коллегий соответствующих судов. При этом названные полномочия исключены из компетенции Пленума Верховного Суда и президиумов областных (Минского городского) судов. Одновременно председатели областных (Минского городского) судов наделены полномочиями формировать судебные составы по рассмотрению конкретных дел с исключением указанных полномочий из компетенции президиумов этих судов, что сделало воз­ 8 можной унификацию подходов в данной сфере во всех судах общей юрисдикции. В целях повышения качества судебного управления и иного обеспечения судебной деятельности в областных (Минском городском) судах введены должности первых заместителей председателей судов, одновременно наделенных судейским статусом. Наряду с определением объема их полномочий, Кодексом к числу основных функций таких руководителей отнесено курирование работы по организационному, кадровому и материально-техническому обеспечению как соответствующих областных (Минского городского) судов, так и нижестоящих судов районного уровня. В экономических судах курирование перечисленных вопросов в соответствии с установленным Кодексом распределением обязанностей возложено на заместителей председателей. Также по данному направлению деятельности судов получили свое развитие нормы, касающиеся компетенции первого заместителя Председателя Верховного Суда.

В целом Кодексом определен круг обязанностей председателей судов всех уровней и их заместителей, а также необходимый для их выполнения объем полномочий. Кадровое обеспечение судебной системы. Требования, предъявляемые к судье. Нормами Кодекса предусмотрены высокие требования к каждой судье – как к уровню его компетентности, так и в отношении личностных качеств, в том числе к поведению на службе и за ее пределами. С целью обеспечения соблюдения данных требований усилены меры реагирования на факты отступления от предписаний законодательства при осуществлении правосудия, нарушения Кодекса чести судьи Республики Беларусь [6], несоблюдения правил внутреннего трудового распорядка, совершения иного дисциплинарного проступка.

В этой части Кодекс приведен в полное соответствие с положениями Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» [7]. Как результат, полномочия судьи могут быть прекращены даже в случае однократного грубого нарушения должностных обязанностей, признаваемого таковым в силу законодательных актов, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе. При этом введена новая мера дисциплинарного взыскания в виде лишения полностью или частично дополнитель­ных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев, которая может применяться в случае привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Кроме того, уточнен и дополнен перечень оснований для приостановления полномочий судьи. Одним из ключевых условий недопущения вышеуказанных случаев нарушений является обеспечение судов высококвалифицированными кадрами и построение грамотной кадровой политики. На совершенствование работы с кадрами и принятие дополнительных мер по привлечению в судебную систему наиболее подготовленных специалистов направлены положения Кодекса, уточняющие и расширяющие компетенцию судов и полномочия их руководителей в этой сфере. Пленум Верховного Суда вправе утверждать порядок формирования и организации работы с резервом кадров на должности заместителей председателей и судей судов областного звена, председателей, заместителей председателей и судей районных (городских) судов, а президиумы Верховного Суда и областных (Минского городского) судов наделены правом рассматривать и утверждать соответствующие резервы кадров.

На законодательном уровне регламентирована роль не только Верховного Суда, но и судов областного звена в подборе лиц, претендующих на занятие должности судьи суда общей юрисдикции, и представлении их кандидатур экзаменационной комиссии при Верховном Суде. Судьям, впервые назначаемым на должность в районный (городской) суд, а также экономический суд области (города Минска), присвоение квалификационных классов осуществляется одновременно с назначением на такую должность. Указанный подход позволил исключить временной интервал между назначением на должность судьи и присвоением квалификационного класса и, как следствие, создать дополнительные гарантии социальной защищенности судей, соответствующие их высокому статусу. Кроме того, в рамках единой судебной системы Республики Беларусь унифицирован подход к предельному возрасту пребывания на государственной службе судей Верховного Суда, который, как и у судей Конституционного Суда, теперь составляет 70 лет, что обусловлено необходимостью обеспечить преемственность передачи профессионального опыта от одного поколения судей к другому. Предприняты меры по укреплению кадрового состава аппаратов областных и экономических судов. В этих целях предусматривает­ся, что председатели судов областного уровня вправе назначать на должности и освобождать от должностей руководителей структурных подразделений аппаратов возглавляемых судов только после согласования этого вопроса с заместителями Председателя Верховного Суда, курирующими соответствующие направления.

Вопросы, связанные с участием в деятельности суда народных заседателей. Целью внесения изменений в данной сфере явились расширение доступа граждан к осуществлению правосудия, повышение эффективности коллегиального рассмотрения уголовных дел с участием народных заседателей. Так, существенно усовершенствованы подходы к порядку формирования и утверждения списков народных заседателей, а также привлечению таких лиц для участия в рассмотрении конкретных дел в судах первой инстанции. Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей по-прежнему будет осуществляться сроком на пять лет соответствующими исполнительными комитетами. В то же время предварительный отбор кандидатов в народные заседатели предусмотрен не только из лиц, определенных путем случайной выборки из списков избирателей, но также из лиц, предложенных трудовыми коллективами и общественными объединениями.

При этом для представителей трудовых коллективов и общественных объединений законом определена обязательная квота не менее 30 % от общего количества народных заседателей, включенных в соответствующий список. В Кодексе детально регламентированы действия исполнительных комитетов при формировании списков народных заседателей, включающие в том числе проверку предварительно отобранных кандидатов на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым к народным заседателям.

С учетом высокого статуса народного заседателя в государстве Кодексом также предусмотрено, что списки народных заседателей до их утверждения будут проходить согласование с соответствующими органами прокуратуры и коллегиями адвокатов, которые наделены правом исключения из них до 25 % включенных лиц. К компетенции судебных органов, а именно Пленума Верховного Суда как коллегиального органа, Кодексом в этой части отнесено только определение порядка привлечения к участию в рассмотрении дел народных заседателей, уже включенных в утвержденные списки.

О значимости роли и статуса народных заседателей свидетельствует высокий уровень государственных органов, утверждающих списки 11 народных заседателей. Так, список народных заседателей Верховного Суда утверждается Президентом Республики Беларусь, списки народных заседателей судов районного и областного звена – соответствующими областными (Минским городским) Советами депутатов. Новации Кодекса призваны создать дополнительный барьер против привлечения к осуществлению правосудия скомпрометировавших себя лиц и способствовать отбору кандидатов, имеющих специальные познания, достаточный жизненный опыт и опыт работы в различных сферах деятельности. Той же цели служит совершенствование порядка привлечения судами народных заседателей к осуществлению правосудия. При сохранении принципа очередности такого привлечения на суд теперь возложена обязанность выяснить наличие либо отсутствие обстоятельств, препятствующих участию народного заседателя в рассмотрении конкретного дела. Исчерпывающий перечень таких обстоятельств установлен в ч. 3 ст. 117 и ч. 1 ст. 121 Кодекса.

Указанной обязанности суда корреспондирует возложенная на народного заседателя обязанность проинформировать суд о наличии либо отсутствии таких обстоятельств путем представления письменного заявления. Причем народный заседатель должен быть освобожден от исполнения своих обязанностей по конкретному делу до вынесения решения об образовании состава суда. В новой редакции Кодекса прямо предусмотрено, что нарушение установленного порядка привлечения народных заседателей к участию в рассмотрении конкретного дела является основанием для признания состава суда незаконным. Функционирование института народных заседателей на протяжении ряда лет в правовой системе Беларуси в целом показало его эффективность в обеспечении защиты прав и законных интересов как обвиняемых, так и потерпевших.

Взаимодействие профессионального судьи и народных заседателей при рассмотрении уголовных дел в коллегиальном порядке позволяет поддерживать высокое качество правосудия. При этом участие в его осуществлении представителей народа способствует повышению уровня общественного доверия к судебной системе. Результаты изучения судебной практики, в том числе на постсоветском пространстве, свидетельствуют, что степень участия и роль народных заседателей в уголовном процессе нашей страны более активна и значима, чем, к примеру, присяжных заседателей в судебных системах ряда других государств. Это позволяет сделать вывод, что рассмотрение дел коллегиальным составом суда полностью соответствует национальному менталитету белорусского народа и сформировавшимся правовым традициям.

Регулирование деятельности органов судейского сообщества.

В новой редакции Кодекса закреплены нормы, предусматривающие повышение роли органов судейского сообщества в деле укрепления судебной системы, обеспечения самостоятельности и независимости судебной власти. Для оперативного и экономичного решения основных задач, а также насущных проблем судов некоторые полномочия съезда судей Республики Беларусь перешли к постоянно действующему органуРеспубликанскому совету судей, в частности, полномочие избирать председателя указанного совета, который ранее избирался съездом судей. В этих целях исключена обязательная четырехлетняя периодичность созыва съезда судей и соответственно возможность его внеочередного проведения, поскольку задачей высшего органа судейского сообщества является обсуждение наиболее важных государственных задач, связанных с осуществлением судебной власти.

В период между съездами судей принимать решения в пределах своей компетенции будет правомочен новый орган судейского сообщества Республики Беларусь – Республиканская конференция судей, которой в Кодексе посвящена глава 17. Эта глава содержит как общие положения о статусе, составе и компетенции данного органа, так и нормы о порядке созыва и проведения конференции, принятия ею решений и их исполнения. Одновременно урегулирован порядок избрания судей районного и областного уровня для их включения в состав Республиканской конференции судей. Стоит упомянуть, что первая Республиканская конференция судей состоялась в Минске 25 октября 2017 г. В целом порядок создания и деятельности органов судейского сообщества, в том числе квалификационных коллегий судей, детально регламентирован в разделе IV Кодекса с учетом проведенного реформирования судов.

В результате органы судейского сообщества наделены всеми необходимыми полномочиями для обеспечения их активного участия в совершенствовании работы судебной системы. Законодательство Республики Беларусь по вопросам судоустройства и судопроизводства обеспечивает комплексное правовое регулирование всех направлений судебной деятельности и создает все условия для обеспечения качественного и оперативного осуществления правосудия, наиболее полной защиты прав каждого обратившегося за судебной защитой. С внесением в Кодекс изменений и дополнений заложена правовая основа для дальнейшего последовательного совершенствования судебной деятельности, повышения эффективности работы судов и развития всей судебной системы.

 

Список цитированных источников

1. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [Электронный ресурс]: 29 июня 2006 г., № 139-З в ред. от 22 дек. 2016 г., № 13-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. 2. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с. 3. О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь по вопросам судоустройства и судопроизводства [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 22 дек. 2016 г., № 13-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. 4. О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Декрет Президента Респ. Беларусь, 29 нояб. 2013 г., № 6 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. 5. О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 нояб. 2013 г., № 529 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. 6. Кодекс чести судьи Республики Беларусь: принят на первом съезде судей Республики Беларусь, 5 дек. 1997 г. // Судовы весн. – 1998. – № 1. – С. 16‒17. 7. Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций [Электронный ресурс]: Декрет Президента Респ. Беларусь, 15 дек. 2014 г., № 5 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: