Что же такое всемирная история?




РЕФЕРАТ

Тема: “Освальд Шпенглер

“Закат Европы”

Что же такое всемирная история?

 

 

Выполнила: студентка Григорьева А.С.

Гр.15451

 

Руководитель:

Эпова М.О.

 

 

Новосибирск

 

 

Освальд Шпенглер

 

“Закат Европы”

 

Что же такое всемирная история?

 

Как говорит О.Шпенглер, всемирная история-это некоторая духовная возможность, внутренний постулат, некоторое выражение чувства формы,но известны только некоторые ее формы, а не сама форма. Все мы иллюзиорно различаем периодическую структуру истории, но каждый из нас уверен, что воспринимает все верно.

Вся всемирная история укладывается в одну единственную, лишенную смысла схему: Древний мир-Средние века-Новое время. Переходя из столетие в столетие эта схема постепенно утрачивает свою суть и значимость,не допуская внесения каких-то новых поправок,таких как включения новых открывающихся нашему историческому сознанию областей. Эта схема устанавливает чисто внешнее начало и конец там, где в глубоком смысле нельзя говорить ни о начале, ни о конце. Мы выделяем какие-то кокретные и глобальные события, но вовсе забываем, что предшествовало им.

Почему же, к примеру, 18 столетие в морфологическом отношении важнее, чем одно из 60 его предшествующих? Мы противоставляем какое-то Новое время, охватывающее несколько столтий и притом локализированное почти искючительно в Западной Европпе, древнему миру, который охватывает столько же тысячелетий и к которому сверх того присчитывают еще в виде прибавления всю массу догреческих культур, не пытаясь глубже расчленить их на отдельные части. Автор называет эту привчную схему, согласно кторой все высокие культуры совершают свои пути вокруг нас как предпологаемого центра всего мирового процесса, птоломеевой системой.

Изначально, эта схема передана нам церковью и есть создание гностики, т. Е. Семитического, в особенности сиру-иудейского мирочувствования в эпоху римской империи. Название “ Всемирная история” в устах мыслитилей обозначает единичное, в высшей степени драматическое событие, сценой для которого послужила страна между Элладой и Персией. В образе Древнего мира и Нового времени выступает противоположение языческого и христианкого, античного и восточного, статуи и догмы,природы и духа, формулируемое в плоскости времени,как процесс преодоления одного другим. Этот аспект не способен ни к какому расширению и только лишь с вклчением Нового времени в данную схему, проникают элементы движения. Новое время заключает в себе в некотором роде исполнение,высшую точку или цель, которую всякий социалист приписывал себе. Далее с помощью великих мыслителей все это превращалось в метафоричскуб добродетель, которые приняли эту схему и подвергли ее критике, сделали базисом философии, возложив авторство “плана мироздания” на Бога. Так же, не допускалась трактовка всемирной истории, когда каждый предоставлял полную волю соим политическим,религиозным или соц убеждению.

Всемирная история искусства и науки складывается из множества всеобщих историй, которые в свою очередь не что иное, как внешнее и механическое соединение нескольких отдельных явлений, отдельных искусств, не имеющих между собой ничего общего, кроме имени и некоторых ремесленных приемов.

Во всех других областях допускается право выводить из каждого отдельного явления тот образ, который лежит в основе его существования, не зависимо от пути познания(опыта или же интуитивного восприятия внутренней сути). Все живое- не имеет ничего общего с законом, причинностью или числом, только лишь человеку свойственна давно установленная форма его существования.

Если рассматривать каждый отдельный организм, то мы знаем лишь определенные факты: темп, образ, продолжительность жизни, мы чвствуем границу максимального развития объекта и это чувство является чувством органической формы. У каждого организма своя собственная форма или же собственная идея, собственная жизнь, собственная смерть и тд. Есть расцветающие и страеющие культуры, народ, языки, боги, страны, как есть молодые и старые листья, цветы, но нет стареющего человечества. У каждой культуры есть свои собственные возможности, возникающие, зреющие и никогда не повторяющиеся. Получается, что во всемирной истории лежит вечное образование и изменеие, становления и умирание органических форм.

Схема древний мир-Средние века-Новое время в настоящее время изжита, но тем не менее, какой бы узкой она нам не кажется, она остается единственным обобщением.

Что касается современности, то здесь вскрывается идентичность периода между 1800 и 2000 годами с эллинизмом, в особенности идентичность его современной кульминационной точки, отмеченной мировой войной, с моментом перехода от эллинизма к римской эпохе. Что касается античности, то есть два спсоба для ее понимания-материалистический и идеологический. В первом случае суть такая, что если опустить одну из чашек весов, то поднимется другая. И это правило не имеет исключений. Это пример и причины и действия. Причинами действия, как правило являются социальные, политические явления, а роль действий-религиозные, умственныем художественные. Но идеолог пыаются доказаь обратное, а именно, что поднятие одной чаши всов происходит из-за опускания другой. Они уже углубляются в культы,мистерии,обычаи,ссылаясь на причинную связь. Идеолог не принимает точку зрения, если кто-то серьезно размышляет о финансовой проблеме у эллинов и говорит не о глубокомысленных изречениях дельфийского оракула, а о широких денежных операциях, кторыми занимались жрецы оракула при помощи находившихся у них на хрнении сумм. А политик премудро посмеивается над тем, кто с увлечением занимается сакральными формулами и одеждой аттических эфебов, вместо того, чтобы писать книгу об античной классовой борьбе, наполненную мнржеством современных технических слов. Все лучшие умы склоняются перед образом античности. Мы же соеднияем Дрений мир, Новое время посредством Средних веков, более ем тысячелетнего пеиода истории., подвергающегося презрению и признаваемого за нечто менее ценное. Мы принесли в жертву самостоятельность нашего искусства и решаемся делать что-то новое, только после того, как посмотрим на “образец”.

У каждой культуры своя собственная цивилизация. Цивилизация- неизбежная судьба культуры, то есть это те самые крайние и искуственные сстояния, осуществить которые способен высший вид людей. Они- завершение, они следуют, как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развиитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за древней и задушевным детством, являемым нам дорикой и готикой. Они- неизбежный коней и тем не менее с внутренней необходимостью к ним всегда приходили, говорит автор книги.

Переход от культуры к цивилизации протекает в античности в 4 столетии, на Западе в 19. С того момента местом больших духовных решений становится не вся страна, как то было во время орфического движения в Реформации, когда собственно каждая деревня играла свою роль, а три или четыре мировых города, кторые всосали в себя все содержащее истории по отношению к которым вся остаьная трана культуры нисходит на положение провинции, имеющией воим исключительным назначением питать эти мировые города остатками своего высшего человеческого материала. Мировой город и провинция- этими основными понятиями всякой цивилизации открывается совершенно новая проблема формы истории, которую мы сейчас переживаем, не имея вместе с тем никакого представления о значении этой проблемы. Вместо мира-город, одна точка, в которой сосредоточивается вся жизнь обширных стран, в то время, как все остальное увядает.

Раньше борьба из-за идеального выражения эпохи велась на почве мировых проблем, метафорического, культового или догматитечского характера, велась между почвенным духом крестьянства и светским патрицианским духом старинных маленькихзнаменитых городов ранней дорической и готической эпохи. Мировой город- космополитизм вместо отечества, холодный практический ум вместо благовения к преданию и укладу, научная иррелигиозность в качестве окаменелых остатков прежней религии сердца, общество вместо государства, естественные права вместо приобретенных. Деньги-в качестве неорганического абстрактного фактора, лишенного свзяи с сущностью плодородной земли., с ценностями первоначального уклада жизни.

Подвод итог, можно смело сказать, что мы достигли такой высоты созерцания, плоды сами собой падают в руки. С этой одной мыслью связаны и ею свободно разрешаются все отдельные проблем из области исследования, религий, истории искусства, теории познания, этики, политики, политической экономии, которые в течении десятилетий страстно волновали современные умы, не достигая, однако, конечного результата. До сего времеи каждый волен ожидать от будущего, то ему вздумается. Где нет фактов, правит чувство. Обязанность каждого – узнать относительно будущего, что может произойти и, следовательно, произойдет с неуклонной необходимостью судьбы вне всякой зависимости от наших личных идеалов или идеалов нашего времени. Пользуясь словом свобода, мы, отныне, уже не свободны осуществить то или иное, но тоько – или необходимое или ничто. Работа целых столетий позволила обозреть свою жизнь в связи с общей культурой и проверить, что можно и нужно делать.

Автор данной книги призывает к тому, что бы люди вместо лирики взялись за технику, за мореходное дело вместо живописи, за поитику вместо теории познания, одним словом за полезное и конретное дело, пиносящее результат во благо обществу.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: