Валерий Яковлевич Брюсов




Родился в богатой купеческой семье 1 декабря 1873 года в Москве. Научился читать в три года. Чтение стало основным занятием в его детстве и юности. Родители усердно оберегали его от чтения сказок, зато об идеях Дарвина и принципах материализма он узнал раньше, чем научился умножать.

Брюсов учился в московской классической гимназии, закончил историко-филологический факультет Московского университета. Он считал, что «конечная цель искусства - выражение полноты души художника, где находят примирение день и ночь, Христос и Дьявол».

С 90-х годов избирает для себя литературную стезю, мечтает быть вождем нового литературного направления. Брюсов написал статьи «Краткий курс науки о стихе», «Опыты по метрике и ритмике». По его мнению, объектом лирики должна стать душа поэта, а изображение действительности - средством. Брюсов был автором статей и заметок о русских поэтах от Тютчева до наших дней (1912г.).

Брюсов печатался под псевдонимами: М.; З.Фукс, К.Созонтов, В.Даров, а также Аврелий, Бакулин, Пентаур.

А.Блок называл Брюсова «поэтом пушкинской плеяды».

Книгами «изумительных свершений» называли стихи Брюсова символисты. Они определяли, что «мужественный брюсовский стих звучит на манер классической латыни».

Брюсов выпустил три сборника «Русские символисты», привлекал молодых поэтов. Цель его сборников - представить образцы всех форм новой поэзии - свободный стих, словесный инструмент, редкие слова. Сборники его были подвергнуты критике. Автора упрекали в подражании западным символистам, в погоне за внешними эффектами.

Поэтические сборники Брюсова удивляли современников не только неожиданно парадоксальными образами, но и высочайшей для начинающего поэта оценкой собственного творчества. Первый его сборник был назван «Шедевры», он был полон демонстративным эгоцентризмом: я как центр вселенной. Второй сборник - «Это - я» - отличался причудливыми рифмами.

Брюсов был бессменным редактором журнала «Весы».

Проза В.Я.Брюсова продолжала традиции мировой классической литературы Э.По, А Франса. Он выпустил сборники «Земная ось», «Дни и ночи». Брюсов написал романы «Алтарь Победы» о Римской империи и «Огненный ангел» о Германии XVI века, ставшие бестселлером - очень популярной, пользующейся особым спросом книгой.

В декабре 1923 года торжественно чествовали 50-летие со дня его рождения и 35-летие его литературной деятельности.

Он умер в Москве 9 октября 1924 года.

Его творчество получило высокую оценку современников. С.Есенин так писал о Брюсове: «Большой мастер, крупный поэт, он внес в затхлую жизнь …свежую струю и новые формы … Брюсов был в искусстве новатором».

«Каждое его стихотворение - новое открытие в царстве поэтических форм»,- писал о нем Вяч. Иванов.

«Он высекает свои стихи на мраморе и бронзе», - писал о Брюсове Андрей Белый.

В сжатую программу символизма давалось стихотворение «Юному поэту».

Юному поэту

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее - область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

На экране вы видите еще одно стихотворение, которое читается протяжно, медленно. Давайте попробуем каждый прочитать его и найти в нем ключевые особенности, ведь оно так характерно для старших символистов.

Читаем по цепочке по строфе (первая группа по очереди читает).

Творчество

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски,

В звонко-звучной тишине,

Вырастают, словно блестки,

При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне...

Звуке реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

Кто же автор данного стихотворения? – Брюсов.

Ключевые образы.

Отметим оригинальный способ связи строф: последняя строка становится второй в следующей строфе. Отметим характерную лексику, образы: тени, сон, тишина, ночь, тайны, луна; цветопись: фиолетовый, лазоревый (т. е. красный, не путать с лазурным — голубым); звукопись: ярко выраженную аллитерацию — созвучие плавных сонорных согласных «л», «м», «н», «р», благодаря которой стихотворение звучит как завораживающий поток звуков.

в Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942)

Родился в дворянской семье в деревне Гумнищи Владимирской губернии. Его литературные вкусы формировались под влиянием "народных песен, Никитина, Кольцова, Некрасова и Пушкина". В юношеские годы появилась склонность к иностранным языкам, которыми он овладевал быстро и легко.

Из гимназии г.Шуи Бальмонт был исключен за принадлежность к "революционному кружку". Закончил в 1886 г. Владимирскую гимназию и в этом же году поступил в Московский университет на юридический факультет. Но занятия юриспруденцией не увлекают будущего поэта, и он оставляет юридические науки.

В 1885 г. - первое выступление в печати: в журнале "Живописное обозрение".

Бальмонт свободно владел шестью языками. Всего, по свидетельству М.Цветаевой, он знал 16 языков. В 1887-1899 гг. он переводит Г.Гейне, А.Мюссе, Г.Ибсена, П.Б.Шелли, Э.По пишет о них статьи; Всего у Бальмонта около 50 переводов. Долгое время путешествует по Скандинавии.

Первые сборники ("Под северным небом" 1894г.; "В безбрежности" 1895г.) носят символико-романтическую окраску. Лирический герой Бальмонта характеризуется непостоянством, изменчивостью настроения: с одной стороны - неприятие мира, томление по смерти, а с другой - возвышение любви, природы. Большое внимание автор уделяет звуковой стороне стиха, его музыкальности.

С годами герой Бальмонта меняется - он становится светлым, радостным, жизнеутверждающим. Основные слова-символы в поэзии зрелого поэта - "свет", "огонь", "солнце". Любимым образом становится сильный, гордый и "вечно свободный" альбатрос (это морская птица, которая символизирует долгий полет без видимых усилий).

Следующие сборники "Будем как солнце" 1903 г., "Только любовь. Семицветник" 1903 г. закрепили славу Бальмонта как одного из лучших поэтов-символистов. С 1902 по 1905 гг. он путешествует по Франции, Англии, Бельгии, Германии, Швейцарии, Испании, Мексике, Америке и пишет статьи о поэзии этих стран. Революцию 1905-1907 гг. Бальмонт приветствует циклом политических стихов. Опасаясь репрессий, в 1905 г. Бальмонт покидает Россию. В его творчестве в этот период звучит ностальгическая тоска по родине и намечается спад. Бальмонт замыкается в кругу созданной им поэтической системы, и в последующих сборниках встречаются одни и те же темы, образы и приемы установившегося к тому времени "бальмОнтовского" стиля.

В 1913 г. после амнистии для политических эмигрантов Бальмонт возвращается в Россию. Но отношение к его творчеству стало сложным. Бальмонт остался в плену романтических и "декадентских" понятий. Первую мировую войну он воспринял как, сам писал, "злое колдовство", но в творчестве прямого отражения военные события не нашли.

К Февральской революции 1917 г. поэт отнесся восторженно, прославлял ее стихами. Но затем стал терять свою "революционность" и все чаще говорил о своем разочаровании в России и русском народе (это отразилось в статье "Народная воля" 1917, стихотворение "К обезумевшей" 1917 г.).

В статье "Революционер я или нет" 1918 г. Бальмонт выразил свое отношение к Октябрьской революции, где представил большевиков как носителей разрушительного начала, подавляющих личность.

В 1920 г. Бальмонт навсегда покидает Россию. Его литературная деятельность в этот период была очень интенсивной: он писал статьи и очерки, посвященные русским, славянским и французским поэтам. Очень тяжело переживал разлуку с родиной, внимательно следил за происходящим в стране.

В 1937-1942 гг. прогрессирует психическое заболевание, мало пишет.

В истории русской литературы Бальмонт остался как представитель "старшего" символизма. Он во многом обогатил русское стихосложение, ввел новые интонации, звуковые эффекты.

Любовь, непосредственное восприятие природы, умение ощущать "мгновение" жизни, мечта о Красоте, Солнце - все это позволяет сказать, что Бальмонт был поэтом-романтиком, художником неоромантического направления в искусстве конца XIX - начала XX веков.

Бальмонт ощущал себя наследником, завершителем» традиций русского классического стихотворства от Жуковского до Некрасова. В области ритмики, метрики и рифмы он создал целую «коллекцию» стихотворных форм.

У него есть и секстины (6 стихов), и триолеты (8 стихов, в которых 1 стих повторяется в 4 и 7 строках, а второй стих - в 8-ой), терцины, сонеты. У Бальмонта есть венок сонетов - сложная строфическая форма из 15 сонетов. первая строчка каждого сонета повторяет последнюю строчку предыдущего.

Его перу принадлежат самые длинные в русской поэзии строки, разнообразие разностопных «вольных» размеров. Строки его стихотворений распадаются не только на полустишья, но и на третьстишия и четвертьстишия:

В глухой колодец, давно забытый, давно без жизни и без воды…

Количество способов рифмовки, видов строф в поэзии Бальмонта непревзойденно.

Для него обе стороны символа - скрытая отвлеченность и очевидная красота - находятся в равновесии. Его поэзия - это поэзия намеков и оттенков, удивительной музыкальности.

«Песня без слов»

Ландыши, лютики. Ласки любовные.

Ласточки лепет. Лобзанье лучей.

Лес зеленеющий. Луг расцветающий.

Светлый свободный журчащий ручей.

День догорает. Закат загорается.

Шепотом, ропотом рощи полны.

Новый восторг воскресает для жителей

Сказочной светлой свободной страны.

Ветра вечернего вздох замирающий.

Полной луны переменчивый лик.

Радость безумная. Грусть непонятная.

Миг невозможного. Счастия миг.

г)

Сологуб Федор Кузьмич (настоящая фамилия - Тетерников) (1863 - 1927)

 

Родился в Петербурге в бедной семье (отец - портной, бывший крепостной, мать - крестьянка). В четыре года потерял отца, мать стала работать прислугой в доме одной петербургской чиновницы.

Учился в приходской школе, затем в уездном училище, закончил образование в Петербургском учительском институте (1882).

В 1882 - 92 был учителем математики в провинциальных городах, до выхода в отставку в 1907 продолжал педагогическую деятельность в Петербурге.

Первые стихотворения, в которых присутствует влияние символистов, напечатал в 1884. Десять лет работы в провинции не прошли для него даром: он привез в Петербург начатый еще в 1882 роман "Тяжелые сны", который в 1895 был опубликован в "Северном вестнике".

В "Северном вестнике" в 1893 - 97 были помещены 17 его стихотворений (2 из них - переводы из Верлена), три рассказа ("Тени"; "Червяк"; "К звездам"), пять статей на общественные темы, множество рецензий.

Уже находясь в Петербурге, он вошел в круг русских символистов, объединившихся вокруг журнала "Северный вестник" (Мережковский, Гиппиус, Бальмонт и др). В 1895-96 выходят его первые сборники: "Стихи. Книга первая", "Тени. Рассказы и стихи". Сологуб занимает в литературе, как писала З.Гиппиус "такое свое место, что не признавать его сделалось нельзя".

Выходят его книги стихов ("Змий. Стихи. Книга шестая", 1907; "Пламенный круг", 1908) и рассказов ("Книга разлук", 1908; "Книга очарований", 1909). Поэзия видится автором как непрерывное движение, поток, противопоставленный статичной безжизненности уже созданной книги. Поэтический процесс описывается всегда как актуальный, незавершенный, в настоящем или будущем времени.

В эти годы выступает и как драматург ("Дар мудрых пчел", 1907; "Победа смерти" и "Ночные пляски", 1908, и др.). Вершиной его прозы стал знаменитый роман "Мелкий бес", написанный в 1902 и опубликованный в 1907. Появление этого романа определило дальнейшую судьбу Сологуба: он смог выйти в отставку и заняться только литературным трудом. Он начинает писать роман "Навьи чары".

В 1910 - 12 выходит Собрание сочинений Сологуба в двенадцати томах. Февральскую революцию приветствовал, Октябрьскую не принял, однако продолжал общественно-литературную деятельность. В марте 1918 был избран председателем Совета Союза деятелей художественной литературы. Издал свои демократические стихи разных лет (сборник "Соборный благовест", 1921).

Много занимается переводами. В 1924 избирается почетным председателем секции переводчиков в Союзе ленинградских писателей, в 1925 - председателем секции детской литературы, в 1926 - председателем правления Союза, входит в редколлегию "Всемирной литературы". В эти годы выпускает ряд сборников стихов.

Поэзия Сологуба пленяла читателей, это была музыка медленного и тяжелого стиха. Он создавал мир над действительностью, где мечта хотела быть настоящей реальностью.

Центральным образом Сологуба стал образ двоемирия: безрадостная, унылая земная жизнь противопоставлялась иному миру – поэтической стране Ойле.

Вот как он пишет в стихотворении «Недотыкомка серая» о страшном мире, окружающем его.

Недотыкомка серая...

Недотыкомка серая

Всё вокруг меня вьется да вертится,-

То не Лихо ль со мною очертится

Во единый погибельный круг?

Недотыкомка серая

Истомила коварной улыбкою,

Истомила присядкою зыбкою,-

Помоги мне, таинственный друг!

Недотыкомку серую

Отгони ты волшебными чарами,

Или наотмашь, что ли, ударами,

Или словом заветным каким.

Недотыкомку серую

Хоть со мной умертви ты, ехидную,

Чтоб она хоть в тоску панихидную

Не ругалась над прахом моим.


3) Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти стихи? (у вас есть подсказка на столе – таблички по символам) – модернизм, символизм, цель творчества, отношение к миру и слову.

А что их различает? – у них символ «окно в бесконечность», но у каждого какой-то свой символ (Какие же символы использует Мережковский, Брюсов, Бальмонт, Сологуб и т.д).

4 ) Верное и неверное суждение (выполнить!)

Верно ли суждение, что:

1) Символизм заявил о себе во Франции в 1960-70е гг. и был сосредоточен в основном на художественном выражении с помощью символов.

2) Символизм — первое и самое значимое из модернистских течений в России.

3) Символизму присуще стремление рассматривать действительность в развитии социальных, психологических и общественных отношений.

4) Символизм — литературно-художественное направление, считавшее целью искусства создание поэтической культуры, которая будет содействовать духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства, интуитивное постижение мирового единства через символы.

5) Символизм 19 века принято называть «критическим», т.к. определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое.

6) Ключевым понятием символизма является «символ» — многозначное иносказание.

7) Данное литературное направление принято разделять на «старших» и «младших» символистов.

8) В символизме реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.

9) Цель искусства символистов – интуитивное постижение мира через символы.

10) Главный принцип символизма – искусство для искусства.

11) Символизм – это направление в искусстве и литературе, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

12) Особая роль в символизме была у автора, он выступал в роли прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию.

А к какому литературному направлению, изученному недавно, относятся неверные утверждения? – К реализму.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: