Символизм
На рубеже 19-20 вв. в России происходят важные события и перемены. Давайте вспомним какие? Художники слова чувствовали необходимость перемен в литературе. Нужны были новые приемы в изображении действительности. Реалистический метод многими был отвергнут. В русской литературе зарождается модернизм.
Модернизм – направление в западноевропейском и русском искусстве рубежа 19-20 вв., характеризующееся разрывом с предшествующим искусством и стремящееся утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве. Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.
Модернизм близок к понятию авангард, но не синонимы. Авангард – обобщающее название ряда течений, характеризующихся крайним неприятием существующего искусства, установкой на шок и эпатаж, анархизм и антиэстетизм (например, футуризм, имажинизм, сюрреализм и др.).
Что такое «серебряный век»? Так стали обозначать период в поэзии рубежа веков, в продолжение термину «золотой век» (эпоха Пушкина, Лермонтова). Впервые этот термин употребил Николай Оцуп, в будущем поэт-эмигрант. Впоследствии термин стали употреблять А. Ахматова, Н. Бердяев. Эстетическим основанием нового периода в поэзии можно считать статью русского философа Н. Бердяева с одноименным названием «Серебряный век в русской поэзии»).
Символизм – первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России, считавшее целью искусства и творчества интуитивное постижение действительности через образы-символы.Начало теории русского символизма было положено Д. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «Опричинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». В названии лекции содержалась не только оценка состояния литературы, но и надежда на возрождение, которую автор возлагал на «новые течения». По его мнению, новым течениям предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу». А её основными элементами он назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Статья стала программной, манифестом символизма..
Наряду с ней другие поэты также создали свои манифесты («Ключи тайн» В. Брюсова», «Заветы символизма» Вяч. Иванова).
Уже в марте 1894 года в Москве вышло три сборника стихотворений с программным названием «Русские символисты», где большинство стихотворений принадлежало В.Я. Брюсову. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.
Особенности течения
1. Символисты отвергли реалистический способ изображения, не принимали окружающей действительности.
2. Они провозглашали первенство иллюзорного постижения жизни, поэтому в своем творчестве обращались к мистическим, туманным мирам, фантастике.
3. Возобновили интерес к мифу. Видели в нем общность с символом.
4. Творчество представляли как теургию, т.е. обожествление. Поэт равен божеству, его творчество – тайная молитва.
С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились две основные группы поэтов.
1. «Старшие» символисты 1890-х годов: Д.Мережковский, В.Брюсов, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, К.Бальмонт. Они не принимали действительности и обращались к запредельному миру в мистических переживаниях.
2. «Младшие» («младосимволисты») 1900-х годов: А.Блок, А.Белый, И.Анненский, В. Иванов. Они принимали реальность через преодоление разрыва между ней и запредельным.
Старшие символисты называли себя «ницшеанцами», младшие – «соловьевцами». В прошлом старшие символисты были декадентами. (Декаданс – это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться). В сознании большинства читателей той поры слова «символизм» и «декадентство» были почти синонимами. В той или иной мере декадентские настроения затронули почти всех символистов, хотя символистское мировоззрение не сводилось к настроениям упадка и разрушения.
Основные эстетические категории символизма
Символ – главная категория. Понять его непросто. Это загадка, иносказание. Но в отличие от аллегории (однозначного иносказания), символ это многозначный термин. Это чувственное постижение жизни. В нем может быть множество смыслов. «Символ – окно в бесконечность», – утверждал Ф. Сологуб. Важно отметить, что невозможно составить какой-либо словарь символических значений. Дело в том, что слово или образ не рождаются символами, но становятся ими в контексте с авторской установкой на недоговоренность.
Так, например, блоковская «Незнакомка» может быть прочитана как рассказ в стихах о встрече с обворожительной женщиной: предметный план центрального образа воспринимается и помимо содержащихся в нем символических возможностей.
Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения А. Блока наизусть:
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне...
Можно «наивно-реалистически» объяснить явление Незнакомки лирическому герою как приход в ресторан запоздалой посетительницы. Но «Незнакомка» – это и авторская тревога о судьбе красоты в мире земной пошлости, и разуверение в возможности чудесного преображения жизни, и мечта о мирах иных, и драматическое постижение нераздельности «грязи» и «чистоты» в этом мире и т. д.
Музыка – вторая эстетическая категория. Мир воспринимали как ритм. Произведения символистов порой строятся как поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.
У К. Бальмонта, например, можно прочитать:
Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея.
Ластятся волны к веслу,
Ластится к влаге лилея...
Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Его стихотворение должно было не столько передавать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе его собственные. Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, обостряла и утончала его восприятие, развивала интуицию.
...Мне открылась тайна музыки стиха.
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла.
Поэтому наследие символизма осталось для современной русской культуры подлинной сокровищницей.
Печатные издания русских символистов: «Золотое руно», «Весы».
Опора – философия В. Соловьева. Владимир Соловьёв был предтечей символизма. исходил из того, что помимо действительности (реального мира) существует сфера божественного, т.е. иллюзорного мира, оказывающего положительное влияние на человечество. Создал учение о Всеединстве Красоты, Добра и Истины. Поэтическим выражением идеи всеединства служат символы «вечной женственности», «души мира», «золотистой лазури», «неземного света» и «созвучия вселенной» (эти образы потом встретятся у А. Блока и А. Белого). Им предстоит спасти мир.следует обратить внимание, что Вечная Женственность у Соловьева – объект платонического культа и созерцательного любования, а не действия, предполагающего ответное чувство.
В 1920 году наблюдается кризис символизма: они исчерпали себя. Зарождается акмеизм.
Домашнее задание. Ответить на вопросы (устно):
1. Что отличает модернизм от реализма?
2. Каковы взгляды символистов на развитие русской литературы?
3. Подготовить сообщения о творчестве В. Брюсова и К. Бальмонта, З. Гиппиус и др. (по выбору).