Идеологический смысл фресок, объединенных общим названием «Предки Христа».




В процессе работы у мастера все больше проступал тон пессимизма, подавленности, связанности. Это чувствуется в фигурах поздних пророков, отчасти «рабов», но особенно об этом говорят изображения в распалубках и люнетах, обычно объединяемые под названием «предков Христа». В отличие от потолка тут изображены жанровые сцены, проникнутые не физической и волевой, а эмоциональной энергией.

Какими же переживаниями, событиями, мыслями они навеяны?

Микеланджело не мог быть равнодушен к трагедии итальянской земли. Италия испытывала тяготы испанской (на юге) и французской (миланское герцогство) оккупации. Как раз на 1511-1512 гг. приходятся кровавые погромы в Брешии и Прато, резня при вторжениях французских и швейцарских войск, проявления свирепости, жадности; в итоге – разорение и голод. Люнеты внушены пробуждением гражданских чувств, протестом против беззакония и насилия. Они проникнуты человеколюбием, симпатией к простым людям, испытывающим горести и тяготы. Прекрасная молодая женщина расчесывает длинные светлые волосы, и тихая грусть заключена в ее позе, в лице. Мужчина застыл в оцепенении, словно не может отделаться от кошмарного видения. Образы изгнанников: женщина с ребенком приткнулись у стены; старик с посохом сгорблен под тяжестью мешка, и ветер треплет его бороду; беременная женщина; мужчина в позе величайшего отчаяния. По идее – это простые люди (предки Христовы), принявшие на себя страдания мира. По существу же – это обвинительный акт (хотя и приглушенный) против зла, в котором повинны и Медичи, и папа, и французы, и испанцы. Так, создавая идеальную концепцию мира в духе гуманизма, Микеланджело одновременно приоткрыл и темные стороны современной ему действительности. В этом идеологический, общественный смысл Сикстинского плафона.

В росписи Сикстинской капеллы Микеланджело приходит к чрезвычайно важному открытию: стена и потолок приобретают силу движения, они перестают быть непроницаемыми. Они выдвигаются вперед и отступают назад. И одним из главных орудий этой династической стены делается декорация, которая может «отодвигать» стену или «пробивать» ее. Другими словами, отныне декорация живет перед стеной или позади стены. Именно это открытие Микеланджело привело позднее к блестящим триумфам декоративного искусства барокко.

Страшный суд.

Была написана в 1535-1541 гг. Западная стена Сикстинской капеллы.

В композиции Микеланджело поместил свой автопортрет. Это своеобразный апофеоз скульптора, переживающего мир телесно, «всей кожей»: в сцене мученичества апостола Варфоломея, последний держит атрибут своей гибели – содранную с него кожу, на которой вместо лица святого художник изобразил свое лицо. Эта фреска трактована как грандиозная космическая катастрофа. Обнаженные фигуры ангелов, святых, грешников увлекает неумолимый поток стихийного движения, которому они не могут противостоять. В центре композиции – Христос, наделенный титанической мощью. С гневом вершит он суд над человеком.

Заключение

Микеланджело в стихах описал последствия своего труда:

«От напряженья вылез зоб на шее,

Моей, как у ломбардских кошек от воды,

А может быть, не только у ломбардских.

Живот подполз вплотную к подбородку,

Задралась к небу борода. Затылок

Прилип к спине, а на лицо от кисти

За каплей капля краска сверху льется

И в пеструю его палитру превращают.

В живот воткнулись бедра, зад свисает

Между ногами, глаз шагов не видит.

Натянута вся спереди, а сзади

Собралась в складки кожа. От сгибания

Я в лук кривой сирийский обратился

Мутится, судит криво

Рассудок мой. Еще бы! Можно ль верно

Попасть по цели из ружья кривого?...»

Три с половиной столетия щадило время плафон Микеланджело. Только дым от курений несколько затемнил его. Теперь образовались в потолке трещины, проникла сырость, и в этой стихийной порче нельзя ничего противопоставить. Зато рука человека никогда не касалась этой живописи – высота плафона сохраняла ее неприкосновенность.

Список литературы

«Библиотека Флорентия Павленкова. Библиографическая серия». Челябинск. «Урал LTD». 1998 г.

«История искусств». А.А. Воротников, О.Д. Горшковоз, О.А. Еркина Минск. «Литература». 1997 г.

«Итальянский ренессанс XIII – XVI вв». Б.Р. Виппер Москва. «Искусство». 1977 г.

«История зарубежного искусства». М.Т. Кузьмина, Н.Л. Мальцева Москва. «Изобразительное искусство». 1980 г.

«История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение» Ц.Г. Нессельштраус. Москва. «Изобразительное искусство». 1982 г.

«Рассказы о художниках». И.Долгополов. Москва. «Изобразительное искусство». 1982 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: