Тема 4: Понятие и виды таможенных процедур. Таможенные платежи




Теперь данному термину соответствует следующее определение ст. 4 ТК ТС: таможенная процедура — совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории ТС или за ее пределами.

Лицо, в зависимости от цели перемещения через таможенную границу товаров, вправе поместить их под любую таможенную процедуру и затем должно соблюдать порядок обращения с товаром, установленный данной процедурой.

Проще говоря, помещая товар под определенную таможенную процедуру, заинтересованное лицо (владелец или распорядитель) определяет для себя два основных момента:

- конкретный набор прав и обязанностей, которыми можно воспользоваться и которые должны быть соблюдены при дальнейшем распоряжении этим товаром;

- порядок и (или) условия уплаты таможенных платежей.

Таможенный орган, в свою очередь, выпуская товар в соответствии с заявленной в декларации на товары процедурой, отслеживает, чтобы товар использовался только в рамках данной процедуры и чтобы таможенные платежи были уплачены (в случаях, предусмотренных таможенным законодательством) своевременно и в полном объеме.

В настоящее время в целях четкой регламентации данных правил товары, перемещаемые через таможенную границу ТС, могут быть помещены под 17 видов таможенных процедур, утвержденных ст. 202 ТК ТС:

1. процедуру выпуска для внутреннего потребления;

2. процедуру экспорта;

3. процедуру таможенного транзита;

4. процедуру таможенного склада;

5. процедуру переработки на таможенной территории;

6. процедуру переработки вне таможенной территории;

7. процедуру переработки для внутреннего потребления;

8. процедуру временного ввоза (допуск);

9. процедуру временного вывоза;

10. процедуру реимпорта;

11. процедуру реэкспорта;

12. процедуру беспошлинной торговли;

13. процедуру уничтожения;

14. процедуру отказа в пользу государства;

15. процедуру свободной таможенной зоны;

16. процедуру свободного склада;

17. специальную таможенную процедуру (таможенная процедура,

определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории ТС или за ее пределами).

Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.

Выпуск для внутреннего потребления — таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории ТС без ограничений по их использованию и распоряжению, если иное не установлено настоящим ТК ТС.

Товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении трех следующих условий:

- уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;

- соблюдения запретов и ограничений;

- представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

При выполнении указанных условий товар после выпуска, в соответствии с данной процедурой, приобретает статус товаров ТС.

Таможенная процедура экспорта. Экспорт — таможенная процедура, при которой товары ТС вывозятся за пределы таможенной территории ТС и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

Товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при соблюдении следующих условий:

- уплаты вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;

- соблюдения запретов и ограничений;

- представления сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый ЕЭК в соответствии с международными договорами государств — членов ТС, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории ТС, утрачивают статус товаров ТС.

Процедура таможенного склада. Таможенный склад — таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Под таможенную процедуру ТС могут помещаться любые иностранные товары, за исключением товаров, срок годности и (или) реализации которых на день их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой ТС составляет менее 180 календарных дней, а также товаров, перечень которых определяется решением ЕЭК.

Срок хранения товаров на таможенном складе не может превышать трех лет со дня помещения товаров под таможенную процедуру ТС.

Товары, срок хранения которых на таможенном складе истек, задерживаются таможенными органами.

Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители вправе совершать с товарами, помещенными под таможенную процедуру ТС, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности, в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах ТС при условии, что эти операции не повлекут за собой изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и (или) средств идентификации.

Все операции, совершаемые с товарами, помещенными под таможенную процедуру ТС, не должны изменять характеристики этих товаров, связанные с изменением классификационного кода по товарной номенклатуре ВЭД.

В случае прекращения функционирования ТС товары, помещенные под таможенную процедуру ТС, в течение 60 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования этого склада, должны быть перемещены на другой ТС либо помещены под иную таможенную процедуру. В противном случае товары задерживаются таможенными органами.

Товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие действия непреодолимой силы в период их хранения на таможенном складе, подлежат помещению под выбранную декларантом таможенную процедуру, как если бы они были ввезены в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.

Действие таможенной процедуры ТС завершается помещением товаров под иную таможенную процедуру до истечения срока хранения товаров на таможенном складе.

После помещения товаров под иную таможенную процедуру эти товары подлежат вывозу с ТС в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем их помещения под иную таможенную процедуру.

Таможенная процедура переработки на таможенной территории.

Переработка на таможенной территории — таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории ТС в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории ТС.

Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные в результате операции по переработке товаров, приобретают статус иностранных товаров.

Операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки на таможенной территории включают:

- переработку или обработку товаров, при которой иностранные товары теряют свои индивидуальные характеристики;

- изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку;

- ремонт товаров, включая восстановление, замену составных частей;

- использование в качестве сырья товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.

Срок переработки товаров на таможенной территории не может превышать трех лет.

Таможенная процедура переработки вне таможенной территории.

Переработка вне таможенной территории — таможенная процедура, при которой товары ТС вывозятся с таможенной территории ТС в целях совершения операций по переработке вне таможенной территории ТС в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию ТС.

Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и фактически вывезенные с таможенной территории

ТС, утрачивают статус товаров ТС.

Операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории включают:

- переработку или обработку товаров, при которой товары теряют свои индивидуальные характеристики;

- изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку;

- ремонт товара, включая его восстановление, замену составных частей.

Срок переработки товаров вне таможенной территории не может превышать двух лет.

Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления.

Переработка для внутреннего потребления — таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории ТС в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные в результате операции по переработке товаров, приобретают статус иностранных товаров.

Операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки для внутреннего потребления включают:

- переработку или обработку товаров, при которой иностранные товары теряют свои индивидуальные характеристики;

- изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку.

Срок переработки товаров для внутреннего потребления не может превышать один год.

Имеются два специфических условия для помещения товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления:

- суммы ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате в отношении продуктов переработки, меньше тех, которые подлежали бы уплате на день помещения иностранных товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, если бы они были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

- продукты переработки не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.

Универсальными требованиями предъявляемыми ТК ТС к лицам, желающим поместить товары под все перечисленные процедуры переработки, являются:

- предоставление соответствующего документа об условиях переработки товаров, выданного уполномоченным органом государства — члена ТС;

- возможность идентификации таможенными органами товаров, помещаемых под процедуры переработки в продуктах их переработки.

Таможенная процедура временного ввоза (допуска). Временный ввоз (допуск) — таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории ТС с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) допускается при условии возможности идентификации товаров, помещаемых под эту таможенную процедуру, при их последующем таможенном декларировании в целях завершения таможенной процедуры временного ввоза (допуска).

Идентификации товаров не требуется в случаях, когда в соответствии с международными договорами государств — членов ТС допускается замена временно ввезенных товаров.

Не допускается помещение под таможенную процедуру временного ввоза(допуска):

- пищевых продуктов, напитков (включая алкогольные) табака и табачных изделий, сырья и полуфабрикатов, расходуемых материалов и образцов, за исключением случаев их ввоза в единичных экземплярах в рекламных и (или) демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов;

- отходов, в том числе промышленных;

- товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию ТС.

Товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (далее — временно ввезенные товары), должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации).

По общему правилу срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать двух лет со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза.

Временно ввезенные товары с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов используются в пределах территории государства — члена ТС, таможенным органом которого данные товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), если иное не установлено решением ЕЭК.

В отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов применяется частичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Таможенная процедура временного вывоза. Временный вывоз — таможенная процедура, при которой товары ТС вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории ТС с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта.

Товары, помещенные под таможенную процедуру временного вывоза и фактически вывезенные с таможенной территории ТС, утрачивают статус товаров ТС.

Помещение товаров под таможенную процедуру временного вывоза допускается при условии возможности идентификации товаров, помещаемых под эту таможенную процедуру, при последующем завершении таможенной процедуры временного вывоза.

Идентификации товаров не требуется в случаях, когда в соответствии с международными договорами государств — членов ТС допускается замена временно вывезенных товаров.

Не допускается помещение под таможенную процедуру временного вывоза:

- пищевых продуктов, напитков, включая алкогольные, табака и табачных изделий, сырья и полуфабрикатов, расходуемых материалов и образцов, за исключением случаев их вывоза в единичных экземплярах в рекламных и (или) демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов;

- отходов, в том числе промышленных;

- товаров, запрещенных к вывозу за пределы таможенной территории ТС.

Временно вывезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации).

Срок временного вывоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого вывоза. По письменному заявлению декларанта срок временного вывоза товаров может быть продлен таможенным органом.

Для отдельных категорий товаров, в зависимости от целей их вывоза за пределы таможенной территории ТС, а также для отдельных видов товаров, обратный ввоз которых при временном вывозе является обязательным в соответствии с законодательством государств — членов ТС, законодательством данных государств могут устанавливаться предельные сроки временного вывоза таких товаров.

Таможенная процедура реимпорта. Реимпорт — таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории ТС, ввозятся обратно на таможенную территорию ТС без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Товары, помещенные под таможенную процедуру реимпорта, приобретают статус товаров ТС.

Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта либо являющиеся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и вывезенные с таможенной территории ТС в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, могут помещаться под процедуру реимпорта, если помещаются под эту процедуру в течение трех лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при вывозе с таможенной территории ТС. Кроме того, эти товары должны находиться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации). Товары, помещенные под таможенную процедуру временного вывоза и таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, могут быть помещены под таможенную процедуру реимпорта, если эти товары:

1) ввозятся в течение срока временного вывоза и находятся в том же состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации), а также изменений, которые допускаются в отношении таких товаров при их использовании в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза;

2) ввозятся в течение срока переработки и находятся в том же состоянии, в котором они были вывезены с таможенной территории ТС, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации).

В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру реимпорта, производится возврат (зачет) уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин, если указанные товары помещены под таможенную процедуру реимпорта не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под таможенную процедуру экспорта.

Таможенная процедура реэкспорта. Реэкспорт — таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию ТС, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться:

- иностранные товары, находящиеся на таможенной территории ТС, в том числе ввезенные с нарушением мер нетарифного регулирования, и продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

- товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке.

При этом товары помещаются под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления, кроме того, они не использовались и не ремонтировались на таможенной территории ТС, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров.

Таможенная процедура беспошлинной торговли. Беспошлинная торговля — таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в МБТ физическим лицам, выезжающим с таможенной территории ТС, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Под таможенную процедуру беспошлинной торговли могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию ТС, вывозу за пределы таможенной территории ТС, а также товаров, запрещенных к обороту на территориях государств — членов ТС.

Декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, может выступать только владелец МБТ, в котором будет осуществляться реализация этих товаров.

Действие таможенной процедуры беспошлинной торговли завершается реализацией товаров, помещенных под эту таможенную процедуру, в розницу в МБТ.

В случае прекращения деятельности МБТ товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, подлежат помещению под иную таможенную процедуру в течение одного месяца со дня, следующего за днем прекращения деятельности указанного магазина.

Таможенная процедура уничтожения. Уничтожение — таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Под уничтожением товаров понимаются обезвреживание, полное уничтожение или иное приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.

Таможенная процедура уничтожения может применяться также в отношении товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения допускается на основании заключения соответствующего уполномоченного государственного органа, выдаваемого в соответствии с законодательством государств — членов ТС, о возможности уничтожения, в котором указываются способ и место уничтожения.

Под таможенную процедуру уничтожения не могут помещаться следующие категории товаров:

- культурные, археологические, исторические ценности;

- животные и растения, относящиеся к видам, охраняемым в соответствии с законодательством государств — членов ТС и (или) международными договорами, их части и дериваты, за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий и распространения карантинных объектов;

- товары, принятые таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога;

- изъятые товары или товары, на которые наложен арест, в том числе являющиеся вещественными доказательствами, в соответствии с законодательством государств — членов ТС.

Уничтожение товаров не допускается, если такое уничтожение:

- может причинить вред окружающей среде или представляет опасность для жизни и здоровья людей;

- производится путем потребления товаров в соответствии с их обычным предназначением;

- может повлечь расходы для государственных органов государств — членов ТС.

Уничтожение товаров производится за счет декларанта таможенной процедуры уничтожения.

Уничтожение товаров производится в сроки, установленные таможенным органом исходя из времени, необходимого для фактического уничтожения этих товаров, способа и места их уничтожения.

Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, при возможности их дальнейшего использования должны быть помещены под соответствующую таможенную процедуру и для целей взимания ввозных таможенных пошлин и налогов рассматриваются как иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию ТС в таком состоянии.

Таможенная процедура отказа в пользу государства. Отказ в пользу государства — таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства — члена ТС без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования. Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, приобретают статус товаров ТС.

Под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию ТС, а также запрещенных к обороту на территориях государств — членов ТС.

Решением ЕЭК может быть установлен перечень иных товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

Порядок отказа от товаров в пользу государства определяется законодательством государств — членов ТС. В РФ отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов РФ какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.

Свободная таможенная зона, свободный склад. В дореволюционной России территории, называемые в настоящее время СЭЗ или свободными складами, именовались порто-франко (от итал.portofranco — свободный порт, т.е. порт, пользующийся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров). Они устраивались в целях стимулирования развития экономики в определенных местах, функционировали и исследовались еще в середине XIX в.

После вступления в силу ТК ТС в соответствии с п. 2 ст. 202 данного кодекса процедуры свободного склада и свободной таможенной зоны устанавливаются международными договорами государств — членов ТС. В соответствии с указанным правилом базовым источником норм, регламентирующих вопросы организации и функционирования свободных зон, является соглашение между государствами — членами ТС от 1 июля 2010 г. «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» (далее — Соглашение о СЭЗ).

Порядок создания и функционирования СЭЗ, срок функционирования СЭЗ и порядок продления срока функционирования СЭЗ на территории государства — члена ТС определяются законодательством этого государства.

Законодательством государств — членов ТС могут быть установлены типы СЭЗ в зависимости от целей их создания.

В соответствии с ФЗ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» на территории РФ могут создаваться СЭЗ следующих типов:

- промышленно-производственные;

- технико-внедренческие;

- туристско-рекреационные;

- портовые.

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта РФ и муниципального образования принимается правительством РФ и оформляется постановлением Правительства РФ.

Соглашением о СЭЗ установлено, что СЭЗ — часть территории государства — члена ТС в пределах, установленных законодательством государства — члена ТС, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Как и в прошлые века, СЭЗ создаются в целях содействия социально-экономическому развитию государств — членов ТС, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы или в иных целях, определяемых при создании СЭЗ. Перечисленные цели достигаются путем комплексного предоставления юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в соответствии с действующим законодательством и включенным в реестр резидентов СЭЗ налоговых льгот и применения процедуры свободной таможенной зоны.

Свободная таможенная зона — таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров ТС.

Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары ТС, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров ТС.

Товары ТС, помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, за исключением товаров ТС, ввозимых (ввезенных) в портовую или логистическую СЭЗ. Товары ТС, ввозимые (ввезенные) на территорию портовой или логистической СЭЗ, находятся под таможенным контролем с момента их ввоза на территорию портовой или логистической СЭЗ.

Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются товары, предназначенные для размещения на территории портовой или логистической СЭЗ лицами, не являющимися резидентами портовой или логистической СЭЗ и заключившими с резидентом портовой или логистической СЭЗ договор об оказании услуг по складированию (хранению) товаров, погрузке (разгрузке) товаров и иным грузовым операциям, связанным с хранением, по обеспечению сохранности товаров, а также по подготовке товаров к транспортировке.

Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не могут помещаться товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию ТС, и товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории ТС.

ЕЭК может быть установлен перечень иных товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. При этом решение об установлении перечня иных товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, принимается Комиссией ТС консенсусом.

Законодательством государств — членов ТС может быть установлен перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в СЭЗ, созданных (создаваемых) на территориях этих государств.

Таможенная декларация на товары, ввезенные на территорию портовой или логистической СЭЗ и подлежащие таможенному декларированию, подается не позднее 14 рабочих дней со дня их ввоза в портовую или логистическую СЭЗ.

При помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется.

Товары могут находиться под таможенной процедурой свободной таможенной зоны в пределах срока функционирования СЭЗ, за исключением случая, когда лицо, поместившее товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, утрачивает статус резидента или принято решение о прекращении применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории СЭЗ, на которой применялась таможенная процедура свободной таможенной зоны.

В предыдущем повествовании неоднократно указывалось, что при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств заинтересованные лица должны уплатить в пользу государства определенные денежные суммы, именуемые таможенными платежами.

Основой для расчета этих платежей является таможенный тариф.

Таможенные тарифы — инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф представляет собою роспись всех товаров, на которые установлены ввозные и вывозные таможенные пошлины, с указанием размера обложения, поэтому представляет собой весьма объемный и сложный нормативный акт. В нем предметы внешней торговли, вообще чрезвычайно разнообразные, подразделяются на множество категорий.

Таможенная пошлина, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и таможенный тариф

Таможенная пошлина — это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

В соответствии со ст. 12 Закона о таможенном регулировании и ст. 34 НК РФ в Российской Федерации полномочиями по взиманию таможенных платежей, в том числе и таможенных пошлин, наделены только таможенные органы, которые пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Согласно положениям НК РФ взимаемые государством пошлины относятся к сборам (ст. 333.16), а под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (п. 2 ст. 8).

Свод ставок таможенных пошлин — таможенный тариф — весьма сложный законодательный акт, регулярно подвергаемый корректировкам.

Для правильного использования таможенного тарифа любой товар при перемещении через таможенную границу должен быть закодирован в соответствии с ТН ВЭД.

Для каждого товара имеется свое десятизначное кодовое обозначение. Первые две цифры обозначают товарную группу, четыре — товарную позицию, шесть — субпозицию, десять — подсубпозицию. Для непоименованных товаров существуют «корзиночные» позиции, которые называются прочими.

Если таможня выявляет, что участник ВЭД неправильно заявил классификационный код, то принимает решение о классификации товара.

Код может влиять на размер подлежащих уплате платежей, налогов, на принятие решения о помещении товара под заявленную процедуру, на применение запретов и ограничений. При этом недостоверная классификация может говорить не только об ошибке декларанта. Уклонение от установленного порядка перемещения через таможенную границу конкретного товара путем его неправильной классификации и (или) указания неверных данных в таможенную декларацию на товары рассматривается таможенным органом как нарушение, влекущее за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Штрафы за недостоверное декларирование начисляются, даже если это обнаруживается таможенными органами после выпуска товара. За недостоверное декларирование ввезенного товара предусматривается штраф в размере от 50 до 200% от его стоимости. Кроме того, возможно применение в качестве дополнительного наказания конфискации предметов правонарушения.

Если вновь определенный код товара влияет на принятие решения о помещении товара под заявленный режим, на применение запретов и ограничений, то товар может быть не выпущен. Изменения в ТН ВЭД Таможенного союза вносятся решениями ЕЭК.

После определения кода следует обратиться к таможенному тарифу. Основной объем этого документа также занимают таблицы, но в отличие от ТН ВЭД Таможенного союза в них, кроме кодов, наименования товаров и дополнительных единиц измерения товаров, указаны ставки таможенных пошлин.

В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (в крайней нижней левой ячейке таблицы 7.3 — 15% — адвалорная ставка таможенной пошлины);

специфические, начисляемые в установленно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: