США на рубеже тысячелетий




1. С окончанием холодной войны Соединенные Штаты Америки остались единственной сверхдержавой, что позволило им занять позицию единоличного мирового лидера. Новая роль Соединенные Штаты Америки породила драматичную мировую ситуацию: разрешение старых международных противоречий отнюдь не утвердило образцовый международный порядок, а дало выход новым коллизиям и противоречиям, которые по своей остроте и глубине не уступали прежним.

Успешное для них окончание холодной войны Соединенные Штаты Америки расценили как доказательство превосходства и торжества своей модели общественно-политического устройства. Соединенные Штаты Америки теперь, как никогда прежде, стали считать себя вправе указывать другим странам, в каком направлении нужно переустраиваться, чтобы подравняться под общественный идеал. Что касается строптивцев, то в отношении них, согласно американской логике, вполне могли быть использованы силовые методы воздействия. Эта логика нашла воплощение в доктрине «гуманитарного вмешательства», которую сформулировал Клинтон, президент Соединенных Штатов Америки 1990-х годов. Опираясь на нее, Соединенные Штаты Америки и их союзники в 1999 году совершили вооруженное нападение на суверенное югославское государство и силой принудили его принять угодные Америке принципы общественного устройства.

 

На современном этапе еще более упрочилось господство Америки в мировой экономической политике. Являясь организатором и руководителем таких современных международных экономических структур, как МВФ, Всемирный банк, Всемирная торговая организация, Соединенные Штаты Америки получили возможность диктовать свои условия слаборазвитым и развивающимся странам, вынужденным обращаться за помощью к этим организациям, как и определять правила поведения на мировом рынке.

Мировая политическая и экономическая гегемония Америки была неоднозначно воспринята мировым сообществом. Многие страны отнеслись к ней, как к объективной реальности, открыто или молчаливо согласились предоставить Америке «свободу рук» в наведении мирового экономического и политического порядка. Но нашлось и немало стран, которые отреагировали на новую роль Соединенные Штаты Америки резко отрицательно. Самую отрицательную позицию заняли бедные страны арабско-мусульманского региона. В их среде распространились широкие антиамериканские настроения, в том числе и откровенно экстремистского толка. Возникли террористические организации, поставившие целью любыми средствами наказать Америку, вынудить их пересмотреть основы своей политики. 11 сентября 2001 года этими организациями были осуществлены беспрецедентные террористические акции на территории Соединенные Штаты Америки, жертвами которых стали тысячи ни в чем не повинных людей. В ответ правительство Америки объявило борьбу с международным терроризмом своим главным приоритетом. В рамках этой стратегии в конце 2001 года Соединенные Штаты Америки с помощью военной силы свергли режим талибов в Афганистане. Весной 2003 года, опираясь на доктрину борьбы с международным терроризмом, Соединенные Штаты Америки осуществили интервенцию в Ирак и сокрушили режим Саддама Хусейна.

Противоречиво отношение к американскому мировому лидерству современной России. Россия твердо поддерживает борьбу Соединенные Штаты Америки с мировым терроризмом, поскольку она сама столкнулась с его угрозой. Вместе с тем Россия претендует на отношения равного партнерства с могущественным государством и в связи с этим критикует притязания Америки на неограниченное мировое лидерство.

2. Несмотря на все преимущества страны, для неё характерен ряд серьезных проблем, которые связаны с экономикой, социально-политической жизнью.

В первую очередь, при исчезновении главного стратегического противника и отступлении угрозы глобальных войн, сохраняется опасность возникновения локальных войн, включая терроризм.

Также для страны присущи расовые проблемы, несмотря на известные достижения по их смягчению. До настоящего времени острота проблемы остается большой, при этом расовые различия в большей степени совпадают с различиями экономического и социального статуса.

Большую нагрузку на бюджет оказывает также СПИД и наркотики, представляющие для страны более серьезную проблему, чем для других развитых государств.

Также в стране сохраняется опасность возникновения глубокого экономического кризиса. Это объясняется тем, что устойчивость финансовой сферы в значительной мере связана с мировым рынком, ее стабильность не гарантирована.

Страна имеет тенденцию жить не по средствам, что нашло проявление в низкой норме личных сбережений при большой кредитной задолженности населения. До недавнего времени дефицитным был государственный бюджет, пассивное сальдо торгового и текущего платежного баланса.

Для США характерно разрастание социальных программ, которое постепенно приводит к возникновению устойчивого общественного слоя, живущего за счет государственных пособий различного типа. Это увеличивает общественное напряжение, поскольку основным плательщиком налогов по-прежнему является средний класс.

3. Отношения с США занимали ключевое место во внешней политике России в 1990-с гг. В целом они изменились в лучшую сторону. В то же время российско-американские связи представляли сложное переплетение взаимодействия, поиска сфер совпадающих интересов и разногласий по конкретным вопросам мировой и внутренней политики России. Новый характер отношений получил отражение в двух документах 1992 г. Ими были: «Декларация президентов России и США» и «Хартия российско-американского партнерства и дружбы». В них предусматривались отказ сторон рассматривать друг друга в качестве противников, общая приверженность правам человека и экономической свободе, поддержка США курса России на углубление реформ, продолжение сокращения вооружений и сотрудничество в поддержании стратегической и региональной стабильности.

Значительно активизировались российско-американские политические связи. Приобрели регулярный характер встречи президентов двух стран, оживились межпарламентские контакты и взаимодействие по линии других государственных учреждений и ведомств. Все это позволило добиться важных результатов.

Активно развивалось сотрудничество в сфере сокращения вооружений. В 1992 г. был ратифицирован подписанный годом ранее Договор СНВ-1, а уже в 1993 г. был подписан Договор СНВ-2. Стороны достигли рамочной договоренности, предусматривавшей радикальные сокращения наступательных вооружений США и России к началу XXI в. Сферой двустороннего взаимодействия становилось сотрудничество в уничтожении ядерных и химических боеприпасов, нераспространение оружия массового поражения и ракетной технологии.

Начало рыночных реформ в России открыло значительные перспективы для сотрудничества в торгово-экономической области. Рабочим механизмом в этой сфере стала созданная в 1993 г. межправительственная российско-американская Комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству (известная как «Комиссия Гор — Черномырдин» - по имени сопредседателей). Всего в 1990-е гг. было подписано более 200 двусторонних документов, включая крупные межправительственные и межведомственные соглашения в различных областях. Однако в целом масштабы экономического сотрудничества оставались скромными.

В середине 1990-х гг. происходит эволюция российско-американских отношений. Избавление от угрозы коммунистической реставрации в России привело к ужесточению диалога американской администрации с Москвой по спорным вопросам. США стремились реализовать свои планы перестройки международных отношений в духе моноцентризма и американского лидерства. Интенсификация российско-американских контактов в первой половине 1990-х гг. не привела к снятию противоречий, многие из которых были существенны.

США все больше отходили от принципов международного права, базирующихся на уважении государственного суверенитета, в сторону так называемого «гуманитарного вмешательства» под предлогом защиты прав человека и этнических меньшинств. Обосновываемая Вашингтоном правомерность «гуманитарной интервенции» получила название «доктрины Клинтона» и была апробирована в ходе вооруженной операции на территории бывшей Югославии весной 1999 г. Натовские бомбардировки Белграда привели к значительному охлаждению отношений России с США и их союзниками.

Существует мнение, выражаемое, в том числе, самими американцами, что бомбардировки Югославии служили целям «предупредить Россию»[1]. Как вы думаете, что при этом имеется в виду? Зачем американцам «предупреждать» Россию? Как России нужно реагировать на эти «предупреждения»?

Россия выступала против построения новой системы международной безопасности на основе НАТО, принижения роли ООН, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Американская сторона и ее партнеры по блоку оставили без внимания возражения России против расширения альянса на Восток. США отказывались признать территорию бывшего Советского Союза зоной приоритетных интересов России, интеграционные импульсы в рамках СНГ трактовали как стремление возродить «советскую империю». На противодействие этому была направлена американская доктрина поддержания «геополитического плюрализма» на постсоветском пространстве. Все более острые разногласия заявляли о себе в связи со стремлением США отойти от ограничений Договора по ПРО (1972). США не отменили дискриминационные торговые ограничения времен холодной войны. Более агрессивной стала политика Вашингтона по вытеснению России с высокотехнологичных товарных рынков.

4. Когда век 20 называют американским, это имеет свои основания. Уже в начале столетия США выделилось как самое мощное в экономическом и политическом отношении держава. В итоге второй мировой войны к этому добавилось и военное доминирование. С распадом СССР США остались единственной сверхдержавой. Сейчас в условиях острого финансового кризиса во многих странах при не высоких темпах роста и большой безработице в Европе вновь высветилась роль США как стабилизатора мировой экономики.

США играют большую роль в мировом хозяйстве, опережая другие государства по темпам экономического роста. США принадлежит инициатива во многих областях современных международных экономических отношений.

Ход развития экономических процессов в самих США оказывая значительное влияние на экономику всего мира, непосредственно воздействуя на цикл и хозяйственную обстановку в других странах, на структуру международного экономического объема.

Ведущее положение США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством над другими странами по масштабам и богатству рынка, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиций и банковского капитала.

Ключевыми в структуре социальной сферы выступают следующие три элемента:

здравоохранение, образование, культура и искусство.

Функции здравоохранения также достаточно разнообразны. Во-первых, это забота о поддержании здоровья населения. Во-вторых, проведение профилактики и лечения наиболее распространенных, а также редких и малоизученных болезней. В-третьих, оказание медицинской помощи любому члену общества. В-четвертых, обеспечение людей всеми необходимыми лекарственными средствами, в том числе средствами первой необходимости. В-пятых, восстановление потерянного здоровья (реабилитация, организация работы в стационарах).

Второй элемент в структуре социальной сферы – образование. Его основные цели – удовлетворение потребности людей в знаниях, умениях и навыках. Причем, удовлетворение необходимо производить в интересах успешного развития способностей потенциала личности, а также будущего общественно-экономического, политического и культурного прогресса.

Основные функции образования следующие: удовлетворение потребностей человека в получении новых знаний; осуществление подготовки и переподготовки к будущей профессии, а также к труду – как физическому, так и умственному; способствование приобретению специальности и овладению профессией с учетом творческих и иных способностей человека, особенно с учетом его интеллектуального уровня развития; воспитание человека как ответственной и трудоспособной личности, способной к творческой и инновационной деятельности.

Последняя ключевая часть социальной сферы – это культура и искусства, целью которых является обогащение духовной жизни людей и создание условий для социальной и культурной деятельности населения.

В качестве функций культуры и искусства как ключевого аспекта социальной сферы авторы выделяют следующие:

  • Сохранение культурных исторических и национальных памятников;
  • Приобщение человека к творениям культуры с многовековой историей;
  • Пополнение копилки культурных достижений в области литературы, художественного творчества и искусства, музыки, кинематографа и живописи;
  • Духовное воспитание и обогащение человека с учетом его ценностного потенциала и мировоззрения.

Исполнительную ветвь власти возглавляет президент, избранный на 4-летний срок, но не более 2-х сроков подряд (22 поправка от 1951 года). Официальные конституционные обязанности президента включают в себя командование вооруженными силами; ведение международных переговоров и заключение договоров; назначение федеральных судей, послов и должностных лиц кабинета; исполнение обязанностей главы государства. На практике президентские полномочия были расширены и теперь включают разработку законодательства, ведение внешней политики, руководство собственной политической партией и т.д. Президент формирует свой кабинет, в который помимо вице-премьера, госсекретаря и генерального прокурора входят министры всех профильных министерств. Значительные полномочия предоставлены помощникам президента, не входящим в состав кабинета министров, таким как глава аппарата Белого дома, торговый представитель США, директор Национальной разведки, директор ЦРУ и т.д. И члены кабинета и помощники назначаются на должность по усмотрению президента и могут быть уволены в любое время. Эта ветвь власти также включает в себя независимые регулирующие органы — Федеральную резервную систему и Комиссию по ценным бумагам и биржам. Задачей данных организаций является защита общественных интересов путем обеспечения соблюдения правил и разрешение споров по федеральным правилам. Также частью исполнительной власти являются правительственные корпорации (например, железнодорожная пассажирская корпорация Amtrak или Почтовая служба США), предоставляющие услуги потребителям.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: