Интерактивные занятия
Для учащихся 7-9 классов
Разработчик занятий:
Р.И.Апкаримов
Казань-2016
Интерактивное занятие № 1
Формат:
- тренинг навыков работы с информацией (освоение использования информации; освоение методов выработки и принятия решений);
- тренинг развития коммуникативных навыков (установления контакта, выстраивания отношений с окружающими, навыков общения, сотрудничества, работы в команде).
- тренинг критического мышления
Время/ этап тренинга /задачи блока | Содержание | Комментарии (инвентарь, ответственные, примечания) |
Предтренинговая подготовка Задача: осуществить качественную подготовку к тренингу | До тренинга: 1. Освоить теоретическое содержание тренинга. 2. На практике опробовать приемы и методы, которые включены в программу тренинга. | |
За 30 мин до начала тренинга Задача: создать комфортную, дружескую атмосферу для участников | 1. Сбор участников. 2. Оформление бейджей (настоящие или вымышленные имена) 3. Приветственный кофе-брейк 4. Ко-тренер встречают гостей, регистрируют участников, выдают бейджи, ведут непринужденный разговор, предлагают кофе, знакомят участников друг с другом. | |
5 мин Открытие тренинга Задача: снять ощущение неопределенности и неизвестности, сформировать позитивный образ тренера. | 1. Открытие тренинга 2. Приветствие тренера 3. Правила тренинга: можно озвучить заранее подготовленные правила работы в группе (н-р: не перебивать («одна станция в эфире», быть активным, отвергая, предлагать) или предложить группе выработать свои правила. | Правила тренинга, вывешиваются на заранее подготовленных иллюстрированных листах на доске или прописываются учителем. |
5 мин Установление контакта Задача: Установление контакта. Снижение напряжения. Формирование позитивного эмоционального настроя. | Установление контакта Игра «Самурай, дракон, принцесса» Правила соответствуют игре «Камень, ножницы, бумага» – см Приложение №1 Рефлексия: Благодаря чему вы победили? Вы руководствовались случайным выбором или у вас была стратегия, которая помогла вам выиграть? Помогали ли в принятии решения ваши наблюдения за поведением соперника? | |
5 мин Введение в тему тренинга Задача:напомнить участников о понятии медиабезопасность. | Как вы думаете, что означает понятие «медиабезопасность»? Получив ответы на вопрос, учитель наводит подростков на понимание слова через этимологический разбор: медиа – средство коммуникации (общения, связей) в виртуальной среде (через рекламу, ТВ, интернет, гаджеты), безопасность – отсутствие риска. Сегодня мы с вами проведем серию экспериментов, которые покажут нам, что такое медиабезопасность, от чего она нас защищает и как уметь «постоять за себя» в виртуальной реальности. | |
5 мин. «Фасилитация» Задача:введение в проблематику занятия | Первым нашим экспериментом предлагаю нам с вами побыть в роли медиаэкспертов и провести экспресс-анализ медиапространства. Для этого проведем общий сбор ассоциаций со словом «медиа». Запишите на листочках как можно больше слов или образов, которые приходят к вам в голову при слове «медиа» за 30 секунд. Запишем их на доске. Учитель записывает их ассоциации на доске. Затем наводит группу на основные элементы «медиа»: интернет, смартфон, компьютер, радио, ТВ и т.д. | Стикеры, руxки или карандаши каждому участнику тренинга. Доска/флипчарт + мел/маркеры для доски |
10 мин. «Мозговой штурм» Задача:актуализировать у подростков необходимость самозащиты в медиапространстве. | Теперь предлагаю разделиться на три группы экспертов: «Ниф-ниф», «Наф-наф», «Нуф-нуф». Разделить группу можно используя: игру-считалочку, перекличку («Первый-второй-третий»), самоорганизацию учеников. Экспертам необходимо в течение 5 минут произвести «мозговой штурм» по темам. (Учитель предварительно рассказывает ученикам проавила мозгового штурма (Приложение 2)) Группы «Ниф-ниф» - разработать методом мозгового штурма как можно больше аргументов в пользу медиапространства (Интернета, ТВ, смартфонов и т.д.) Группы «Нуф-нуф» - аргументы против медиапространства. «Наф-наф» - провести на своем примере анализ как чаще всего подростки используют медиапространство. По истечению времени группы зачитывают свои экспертные замечания. | Ватманы, маркеры для работы по подгруппам. Пространство для закрепления ватманов (доска, магниты и т.п.) |
10 мин. «Фасилитация» Задача:актуализировать у подростков необходимость самозащиты в медиапространстве. | Вы прекрасно справились с заданием, эксперты, поаплодируем друг другу бурно и продолжим наш эксперимент. Для этого еще раз обратим внимание на плакат третьей группы экспертов «Наф-наф». Уважаемые эксперты, для каждого пункта плаката «Наф-наф» определите наиболее соответствующие аргументы из плакатов групп «Нуф-нуф» и «Ниф-ниф». Я буду отмечать +или - каждый ваш аргумент. «+» - аргумент «за», «-» - аргумент «против». А теперь запишите на своих листах, какие способы использования медиапространства являются эффективными и полезными для вас, а какие неэффективными и вредными («пожирают время») | Учитель отмечает на ватмане группы «Наф-наф» + или -, которые распределяют ребята. Листы, ручки/карандаши |
5 мин Шеринг, обратная связь Задача: получить обратную связь участников о тренинге. | Обратная связь «Погода в доме» По очереди каждый участник тренинга представляется и говорит какая погода в его доме (душе). | |
ИТОГО 45 минут |