Автор: Сергей Дмитриев.
При построении волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), прежде всего, необходимо определить способ и характер строительства, учитывая сложность и высокую стоимость этих работ. Заметим, что речь идет о достаточно протяженной ВОЛС. Что лучше: строить собственными силами, имея подготовленных специалистов, необходимое оборудование и соответствующий опыт работ, либо привлечь для этого специализированные организации?
Преимущество второго способа состоит в том, что, во-первых, работы по строительству ВОЛС будут выполнять профессионалы, а это гарантирует надлежащее качество и соблюдение сроков, во-вторых, такие организации, как правило, осуществляют строительные и проектно-изыскательские работы в комплексе. Только опытные специалисты могут еще на этапе проектных работ правильно определить количество и типы элементов ВОЛС (кабелей, муфт, кроссового оборудования и др.).
Известны случаи, когда на этапе подготовки технического задания и проектирования заказчик настаивал на использовании конкретных элементов, не прислушиваясь к рекомендациям специалистов. Нередко это приводило к тому, что в ходе строительства приходилось в лучшем случае возвращаться к уже выполненным работам, а в худшем - переделывать построенную линию, так и не приступив к ее эксплуатации.
Выбор поставщиков оборудования и составляющих ВОЛС - не менее важная задача. Только тот, кто постоянно занимается строительством ВОЛС и поставкой оптического оборудования, знает все сильные и слабые стороны поставщиков и производителей. Специализированные организации, как правило, имеют хорошие партнерские отношения с ними, что позволяет удешевить проект при гарантии качества и сжатых сроков проектирования и строительства.
Для строительства ВОЛС используют следующие варианты прокладки кабеля:
· традиционный, когда волоконно-оптический кабель (ВОК) прокладывается в грунт.
При этом применяется оптический кабель с металлической (проволочной) броней; прокладка ВОК в грунт в защитных полиэтиленовых трубах;
· подвеска ВОК на элементы инфраструктуры железнодорожного транспорта и энергетики. В этом случае применяется самонесущий диэлектрический ВОК;
· прокладка кабельной канализации в каналах и коллекторах;
· по стенам зданий и внутри помещений.
Достоинства и недостатки есть у каждого из перечисленных способов. В отличие от традиционного способа способ подвески ВОК при строительстве магистральных линий связи характеризуется следующими преимуществами:
· отсутствие необходимости отвода земель и согласования с заинтересованными организациями;
· сокращение сроков строительства;
· уменьшение количества повреждений в районах городской застройки и промышленных зонах;
· снижение капитальных и эксплуатационных затрат в районах с тяжелыми грунтами.
При прокладке ВОК в грунт наиболее благоприятные условия эксплуатации кабеля обеспечиваются за счет отсутствия резких суточных и годовых изменений температуры, уменьшения вибрационных нагрузок. Строительство ВОЛС осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными в "Руководстве по строительству линейных сооружений магистральных и внутризоновых кабельных линий связи" (1986 г., Москва), "Руководстве по прокладке, монтажу и сдаче в эксплуатацию оптических линий связи ГТС" (1997 г., Москва), "Руководстве по строительству линейных сооружений местных сетей связи" (1996 г., Москва). Поэтому в статье рассматриваются только особенности технологических процессов строительства линий связи различного назначения с использованием ВОК.
Способ прокладки кабеля в грунт Важной особенностью строительства ВОЛС является обязательный контроль параметров ОК на каждом этапе прокладки или подвески, в том числе входной контроль, контроль после прокладки (подвески) строительной длины, контроль после монтажа муфт (кроссово-распределительных устройств) и т.д. Прокладка оптического кабеля в грунт должна осуществляться при температуре окружающего воздуха не ниже -10°С. При более низких температурах (но не ниже -30°С) кабель необходимо выдержать в течение двух суток в отапливаемом помещении и обеспечить его прогрев непосредственно перед прокладкой.
Глубина прокладки магистрального ВОК в каждом конкретном случае определяется в соответствии с проектом, но не должна быть меньше 1,2 м и не может отклоняться более чем на + 100 мм.