Уровень подготовки специалиста с высшим образованием определяется установленными требованиями к компетентности специалиста. Если компетенция – это совокупность знаний, умений, опыта и личностных качеств, необходимых для решения теоретических и практических задач, то к омпетентность – выраженная способность применять свои знания и умения (СТБ ИСО 9000-2006, ОСВО 1-25 01 07 – 2013).
Образовательный стандарт по специальности 1-25 01 07 «Экономика и управлениена предприятии»свидетельствует, что освоение образовательных программпервой ступени высшего образования должно обеспечить формирование трех групп компетенций: академических, социально-личностных и профессиональных компетенций (ОСВО 1-25 01 07 – 2013).
Академические компетенции включают знания и умения по изученным учебным дисциплинам и умение учиться.
Социально-личностные компетенции включают культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им.
Профессиональные компетенции включают способность решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.
Стандарт специальности ОСВО 1-25 01 07-2013 устанавливает требования к компетентности специалиста по всем группам компетенций.
В составе требований к академическим компетенциям специалист должен:
– АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решениятеоретических и практических задач.
– АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.
– АК-3. Владеть исследовательскими навыками.
– АК-4. Уметь работать самостоятельно.
– АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).
– АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.
– АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств,управлением информацией и работой с компьютером.
– АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.
– АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.
В составе требований к социально-личностным компетенциям
специалист должен:
– СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.
– СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.
– СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.
– СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.
– СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.
– СЛК-6. Уметь работать в команде.
Требования к профессиональным компетенциям представлены по видам профессиональной деятельностиспециалиста: организационно-управленческая,планово-экономическая, информационно-аналитическая, производственно-хозяйственная, научно-исследовательская, инновационная деятельность.
В составе требований к организационно-управленческой деятельности специалист должен быть способен:
ПК-1. Владеть навыками создания собственного бизнеса.
ПК-2. Обеспечивать устойчивое развитие основных производственных и функциональных подразделений организации (предприятия).
ПК-3. Своевременно обновлять номенклатуру выпускаемых изделий на основе высоких технологий.
ПК-4. Разрабатывать рациональную организационную структуру управления организацией (предприятием).
ПК-5. Владеть современными техниками принятия управленческих решений.
ПК-6. Осуществлять контроль выполнения заданий, технологических процессов, культуры производства, трудовой, финансовой и технологической дисциплины.
ПК-7. Осуществлять организационную подготовку производства, а также постановку инновационных управленческих и экономических задач.
ПК-8. Обеспечивать экономическое обоснование проектно-конструкторской и технологической подготовки производства.
ПК-9. Проводить деловые совещания и переговоры, переписку с зарубежными партнерами, готовить распоряжения, проекты приказов, планов мероприятий и контрактов.
ПК-10. Обеспечивать развитие персонала.
ПК-11. Организовывать модернизацию и производство новых видов изделий.
В составе требований к планово-экономической деятельности специалист должен быть способен:
ПК-12. Разрабатывать перспективные, среднесрочные и текущие планы экономического и социального развития организации (предприятия) и его структурных подразделений.
ПК-13. Проводить комплексный экономический анализ всех видов деятельности организации (предприятия) и разрабатывать меры по эффективному использованию ресурсов,производственных мощностей с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности.
ПК-14. Подготавливать данные для периодической отчетности в сроки и по формам, установленным государственными органами статистики и анализа.
ПК-15. Составлять проекты плановых калькуляций на изделия (работы, услуги), их структурные элементы, смет затрат на различные виды деятельности организации (предприятия), атакже планово-расчетных цен на продукцию и услуги структурных подразделений.
ПК-16. Разрабатывать нормативы затрат на основные виды сырья, материалов, топлива,энергии, потребляемые в производстве.
ПК-17. Определять конкурентоспособность товаров, услуг, работ и организации (предприятия) в целом.
В составе требований к информационно-аналитической деятельности специалист должен быть способен:
ПК-18. Систематизировать статистические материалы по труду, характеризующие количественные и качественные показатели деятельности организации (предприятия) и егоподразделений.
ПК-19. Изучать результаты работы организации (предприятия) и его структурных подразделений и сопоставлять их с показателями других организаций (предприятий).
ПК-20. Выявлять внутрихозяйственные резервы и разрабатывать мероприятия по их использованию.
ПК-21. Проводить оперативный экономический анализ хода выполнения плановых заданий и мероприятий по использованию резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности.
В составе требований к производственно-хозяйственной деятельности специалист должен быть способен:
ПК-22. Владеть навыками ведения отдельных стадий производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия), включая: исследования и разработки, производство,маркетинг, формирование и использование ресурсов, продвижение товара.
ПК-23. Уметь принимать обоснованные решения в условиях неопределенности бизнеса.
ПК-24. Разрабатывать оперативные графики освоения новой продукции и осуществлять контроль за их выполнением.
В составе требований к научно-исследовательской деятельности
специалист должен быть способен:
ПК-25. Использовать экономические законы и закономерности в управлении современной экономикой труда.
ПК-26. Проводить исследования в области методологии и методики планирования, трудовых показателей и анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности организации(предприятия) и его структурных подразделений.
ПК-27. Обосновывать систему показателей и методы оценки экономической эффективности функционирования организации (предприятия), отдельных видов деятельности и структурныхподразделений.
В составе требований к инновационной деятельности специалист должен быть способен:
ПК-28. Осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям.
ПК-29. Работать с научной, технической и патентной литературой.
ПК-30. Оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий.