План конспект урока 5 класс Технология
Тема урока: «Разметка и пиление древесины». Изготовление из древесины машины.
Раздел: «Технология обработки древесины».
Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
1. Образовательные цели:
1.1. Создать условия для ознакомления учеников с технологией пиления древесины;
1.3. Формировать первоначальные умения и навыки в работе с ножовками.
2. Развивающие цели:
2.1. Способствовать развитию умений и навыков пользования контрольно-измерительным и разметочным инструментом.
2.2. Способствовать расширению представлений о свойствах различных пород древесины и способах их обработки резаньем.
2.3. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, ставить и решать проблемы).
2.4. Способствовать развитию сенсорной и двигательной сферы учащихся (ориентировка в рабочей зоне, закрепление заготовок в зажимах верстака, развитие моторики рук).
2.5.Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
3. Воспитательные цели:
3.1. Способствовать формированию и развитию эстетических качеств личности.
3.2. Способствовать воспитанию бережного отношения к инструментам и оборудованию мастерской.
3.3. Воспитывать ценностное отношение к труду.
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
- столярная мастерская,
- столярные верстаки,
-линейки,
-карандаши,
-заготовки,
- компьютер,
2. Дидактическое обеспечение:
- учебник;
- рабочая тетрадь;
- - учебно-технологическая документация:
- образцы объектов труда;
- материалы для контроля знаний учащихся:
- электронные материалы по разметке и строганию древесины.
Методы обучения:
- словесный, наглядный, аудиовизуальный;
- просвещение, активизация познавательных интересов и углубление знаний
- практический
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся, фронтальный опрос, демонстрация приёмов работы, самостоятельная работа, беседа.
Словарная работа:, ножовка, линейка, рулетка,угольник.
Тип урока: комбинированный
Литература для учителя:
1. Технология. Технический труд. 5 ил, учебник/ под ред. В.М. Казакевича, Г.А. Молевой. – 2-е изд. стереотип- М.: Дрофа, 2014- 192 с: ил.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
· приветствие;
· проверка явки учащихся;
· заполнение учителем классного журнала;
· проверка готовности к уроку;
· настрой учащихся на работу;
Проверка выполнения учащимися домашнего задания
- Индивидуальный опрос 2-х учащихся по прошедшей теме.
Актуализация знаний учащихся.
-Графический контроль: типы линий, проставление размеров на чертеже.
-Устный контроль
-Назвать виды древесных материалов, пиломатериалов, области их применения.
-Назначение технологической карты
Изложение нового материала.
Пиление заключается в разделении древесины на части с помощью столярной ножовки или лучковой пилы. Они бывают, различны по устройству и назначению. Чаще всего применяют широкую столярную ножовку.
По направлению разрезания волокон различают поперечное, продольное и смешанное пиление.
При поперечном пилении направление реза (пропила) перпендикулярно волокнам, при продольном пилении параллельно волокнам. Показ ножовок с зубьями: а) для поперечного пиления, б) для продольного пиления, в) для смешанного пиления. Форма зуба у ножовки имеет треугольную форму, вы изучали построение треугольников на математике.
Чтобы полотно пилы не защемлялось при пилении, на ней делают развод зубьев, то есть отгибают их поочередно в разные стороны на один и тот же угол. В результате ширина пропила получается больше, чем толщина полотна, и пила перемещается свободно
Перед пилением заготовок особое внимание нужно уделить их надежному креплению. При запиле применяют деревянный брусок или упор и делают два – три плавных движения ножовкой к себе.
Для точного пиления брусков применяют приспособление – стусло. Оно имеет в стенках пропилы под строго определенными углами. Применение стусла повышает точность распиловки, исключает затраты времени на разметку детали, повышая таким образом производительность труда.
Пилить надо не по линии разметки, а рядом с ней. Линия разметки должна оставаться на будущей детали.
При пилении необходимо соблюдать правильную рабочую позу и хватку инструмента. В конце пиления нажим на пилу ослабляют, чтобы не скалывать волокна древесины на выходе пилы.
Виды брака:
- неровный, непрямолинейный распил (распил не по риске);
- мшистый распил (не гладкий, сильно шероховатый); запилы в виде углубленных рисок на сторонах пропила;
- неперпендикулярность пропила к пласти доски;
- повреждение кромок доски при поперечном пилении;
- отщепы кромок при поперечном пилении.