Конец ознакомительного фрагмента.




Аннотация

«Gloria»

Нельсон-месса d-moll

Йозефа Гайдна

Содержание

1.Общие сведения об авторах произведения……..…………………………3

2.Музыкально-теоретический анализ………………………………………..7

3. Вокально-хоровой анализ…………………………………………………10

4. Исполнительский анализ………………………………………………….15

Список использованных источников………………………………………..17

 

 

Общие сведения об авторах произведения

 

Франц Йозеф Гайдн (1732 — 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфонияи струнный квартет[3].

Йозеф Гайдн – один из наиболее ярких представителей искусства эпохи Просвещения. Великий австрийский композитороставил огромное творческое наследие – около 1000 произведений в самых разных жанрах. Среди них 104 симфонии, 16 месс, 14 ораторий, 24 оперы, 83 квартета, 52 клавирные сонаты, благодаря которым Гайдн завоевал славу основоположника классического симфонизма.

Основную, наиболее значимую часть творчества, определившую историческое место Гайдна в развитии мировой культуры, составляют крупные циклические произведения.

Музыкальный стиль Гайдна проявляется, прежде всего, в близости к народному творчеству. Оптимизм, юмор, неиссякаемая жизненная энергия пронизывают произведения композитора.

Творческий путь композитора продолжался около пятидесяти лет, охватив все этапы развития венской классической школы – от ее зарождения в 60-х годах XVIII столетия и вплоть до расцвета творчества Бетховена[5].

 

В XVIIвеке появились первые мессы, которые были основаны на принципе концертной драматургии. Это имело важное историческое значение в развитии жанра, после чего в XVIIIвеке «концертная» месса стала ведущей и довольно популярной. Мессы, основанные на сопоставлении solo и tutti, появились в Италии (К. Порта, А. Гранди, К. Монтеверди). В дальнейшем «концертные» мессы начинают испытывать влияние оперы (Ф. Кавалли, О. Тардити, М. Каззати), которое особенно усилилось к концу XVII века (некоторые мессы А. Скарлатга, Ф. Дуранте).В Австрии и Южной Германии «концертные» мессы распространялись в конце XVII века (И. Г. Шмельцер, И. К. Керль, Г. Ф. Бибер).

Становление жанра «концертной мессы» произошло в Австрии во второй половине XVIIIвека. Чередование soloи tutti являлось важным и неотъемлемым признаком мессы. Почти все композиторы, писавшие духовную музыку, создавали произведения именно этого жанра. Среди них М. Гайдн, В. Моцарт, А. Сальери, Й. Гайдн.

Мессы Гайдна, безусловно, были продуктом своей эпохи и влияние сложившихся традиций можно видеть не только в ранних, но и в поздних мессах композитора, которые далеко не во всех своих аспектах оказываются современными, о чем свидетельствуют фугированные разделы и использование приемов барочной полифонии, наличие партии basso continuo и применение структурных принципов барочных форм.

Вместе с тем, в поздних мессах появляются некие новые качества, возникшие под влиянием современных Гайдну инструментальных жанров, в том числе симфонии: восприятие части мессы как единой композиции, стремление к достижению единства внутри разделов, сближение развивающихразделов с разработками инструментальных форм, жанровая основа некоторых тем.

Последователями «концертной» мессы в XIX веке стали Л.Бетховен, Л.Керубини, Ф.Шуберт, Дж. Россини, Ф.Лист, А.Брукнер. Месса XIXвека это уже не произведения, специально написанные для богослужения, а полноценные концертные произведения светского характера[1].

"Нельсон-месса"- третья из шести знаменитых поздних месс Гайдна была завершена летом 1798 года. Она входит в цикл из шести месс, созданных в период 1796-1802 годов в честь княгини Марии Херменегильд, супруги князя Николая Эстергази II. "Нельсон" отличается от других месс особенно горделивым, героическим характером. Название "Нельсон" (в Англии ее также именовали "Коронационной" и "Imperial", латинское заглавие - «Месса из смутных времен») связано с блестящей морской победой знаменитого адмирала 1-3 августа, полностью уничтожившего под Абукиром французскую эскадру, которая возвращалась к берегам Франции после доставки в Египет сухопутной французской армии генерала Бонапарта.

Композитор соблюдает традиционную последовательность частей католической мессы (Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Benedictus, Agnus Den), но деление на замкнутые номера (всего 12) не имеет аналога в истории музыки. Многие музыковеды даже рассматривали структуру мессы как желание Гайдна передать в музыке последовательность перипетий знаменитого сражения и - шире - ход военно-политических событий того времени. Действительно, Kyrie, например, никак не подходит на смиренную молитву, но, скорее, передает тяжесть французского ига; Benedictus, обычно наиболее светлая и умиротворенная часть мессы, здесь в особенной степени пронизан триумфальной фанфарностью и т.д.

После смерти Гайдна на протяжении всего XIX века и значительной части века ХХ "Нельсон-месса" не исполнялась и, казалось, была навсегда предана забвению. Только ХХ век, век неоклассицизма возродил интерес к шедеврам старых мастеров. Ныне "Нельсон" - одно из самых любимых слушателями, популярных и репертуарных кантатно-ораториальных сочинений великого Гайдна.

 

Gloria (Глория) — древний христианский богослужебный гимн, доксология, входящая в составкатолической мессы латинского обряда и англиканской литургии. Латинский текст Глории — перевод греческого оригинального текста.

 

GloriainexcelsisDeoetinterrapaxhominibusbonaevoluntatis.

Laudamus te. Benedicimus te. Adoramus te.

Glorificamus te. Gratias agimus tibi propter magnam gloriam tuam,

Domine Deus, Rex caelestis, Deus Pater omnipotens.

Domine Fili unigenite, Jesu Christe.

Конец ознакомительного фрагмента.

 

Купить и скачать эту аннотацию целиком можно несколькими способами:

 

- нигредо.рф;

- написать в группу вк «Musicalsupport»

- написать автору в вк

 

Безопасно оплатить аннотацию можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: