I. Историко-стилистический анализ




Муз. Р. Бойко

Сл. А. С. Пушкин

Содержание:

 

I.Историко-стилистический анализ ………………………………………….3

II.Музыкально-теоретический анализ……………………………………......8

III.Вокально-хоровой анализ………………………………………………...13

IV. Исполнительский анализ………………………………………………...19

Заключение………..………..………………………………………………...22

Литература…………………………………………………………………….23

I. Историко-стилистический анализ

 

Ростислав Григорьевич Бойко (1931—2002) — советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Композитор родился в Ленинграде в музыкальной семье. Отец — оперный артисттеатра. Композитор закончил Хоровую капеллу им.Глинки в Ленинграде. Ученик Александра Свешникова (в Московском хоровом училище) и Арама Хачатуряна (в Московской консерватории). Р. Бойко начал свой творческий путь в конце 40-х годов. Среди его первых сочинений были романсы на слова Аветика Исаакяна, исполненные Николаем Гяуровым. С тех пор Ростислав Бойко плодотворно работал в разных музыкальных жанрах, но всегда сохранял особую склонность к хоровой и сольной вокальной музыке, в которой ярко проявляются его богатый мелодический дар, художественная культура и мастерство.

Диапазон творческих устремлений композитора простирается от небольшой миниатюры до масштабных симфонических и вокально-симфонических полотен: оратория "Василий Тёркин" на сюжет знаменитой поэмы А. Твардовского, кантата "Птица-тройка" (по Н. Гоголю), поэма-кантата "Вятские песни" для баса, хора и оркестра народных инструментов, где композитор использует подлинные фольклорные свадебные мелодии, хоровая симфония "1917 год" для двух солистов, смешанного хора и ударных инструментов на стихи В. Маяковского и Э. Багрицкого, вокально-хореографическая сюита "От Волги до Карпат", песни для русского народного хора, детские хоры (а сарреllа и с фортепиано).

Особое место в творчестве Бойко занимает музыка для детей. Композитором было написано около 300 песен, ряд песенных и хоровых сборников.

Хоры без сопровождения Бойко подкупают искренностью высказывания и мастерством хорового письма, точностью и лаконизмом формы. Помимо мелодического богатства в этих пьесах раскрывается ещё одна грань творческого стиля – удивительно тонкое и даже изощрённое чувство ритма. Композитору чужды вычурность, надуманность. Музыке Ростислава Григорьевича присуща яркая образность, нередко зрительная конкретность, театральная броскость. Тяга автора к постижению основ народного творчества сообщает его мелодиям гибкость, напевность, тесную связь со стихом. Свежесть гармоническому языку придают простые, но удивительно тонкие народные обороты. Композитор чередует их, делает наложение несложных гармонических функций, но это придаёт свойственную его музыке характерность. Хоры Бойко легко интонируются и так же легко воспринимаются.

Если попытаться коротко и обобщённо определить главное в творчестве Бойко, то это, пожалуй, любовь к Родине. В своей музыке, отмеченной широкой напевностью, ритмической и жанровой характерностью, он всегда опирается на русскую песню, работает с этим драгоценным материалом, требующим от композитора любви, уважения и хорошего вкуса. В большинстве случаев автор не цитирует фольклор, а строит на основе типичных интонаций и ритмических структур, характерных для той или иной народности, свою самостоятельную мелодию.

Любовь к Родине, родной природе, русской классической и народной поэзии – всё это переплавилось в хоровой музыке композитора. Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев, Есенин, Блок. Но прежде всего, конечно, С.Есенин.

 

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, родился в Москве 26 мая 1799, умер в Санкт-Петербурге 31 января 1837. Одаренный гениальными способностями, впечатлительностью, живостью и энергией, Пушкин в течение всей своей краткой жизни был доставлен в крайне неблагоприятные условия, но сила и яркость его исключительного таланта поборола все препятствия и сделала его творцом новой русской литературы, ее языка и бессмертных по красоте форм и глубине содержания художественных произведений. Основная черта его поэзии - это ее глубокая искренность и правдивость; всякий стих выражает подлинное пережитое настроение и чувство; в каждой строке - стремление к реальному, правдивому изображению действительности в художественной форме.

 

Александр Пушкин является одним из немногих русских поэтов, которому в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой. Примером тому может служить стихотворение «Зимняя дорога», написанное в 1826 году и, как считают многие исследователи творчества поэта, посвященное его дальней родственнице – Софии Федоровне Пушкиной:

«Зимняя дорога» Александр Пушкин

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

 

У этого стихотворения есть довольно печальная предыстория. Мало кому известно, что с Софьей Пушкиной поэта связывали не только родственные узы, но и весьма романтические отношения. Зимой 1826 года он сделал ей предложение, однако получил отказ. Поэтому вполне вероятно, что в стихотворении «Зимняя дорога» таинственная незнакомка Нина, к которой обращается поэт, и является прообразом его возлюбленной. Само же путешествие, описанное в данном произведении – не что иное, как визит Пушкина к его избраннице с целью решить вопрос о бракосочетании.

Тема пути в нём связывается с «волнистыми туманами», «печальными полянами» и «однозвучным колокольчиком», а сама дорога названа «скучной». Поэт разделил это стихотворение на две части, противопоставив их друг другу. В первых четырёх строфах описывается скучная зимняя дорога и побрякивание колокольчика под дугой. Мир зимней природы пуст. В ней холод и одиночество; ночной пейзаж состоит из чёрных хат, снега, полосатых верстовых столбов. Природа соотносится с переживаниями героя: «печальные поляны», «льёт печально свет». Сердечная тоска подчёркивается однообразием русского зимнего пейзажа. В пятой строфе, после слов, подводящих итог: «Скучно, грустно» сразу происходит перелом. Тон стихотворения становится бодрым, почти радостным, и лишь в самом конце возвращается тема дорожной скуки, зимнего одинокого пути.

Но долгая дорога имеет конечную цель – встречу с любимой:

Завтра к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь, не наглядясь.

Для передачи движения, мерного постукивания лошадиных копыт автор прибегает к хорею. Использование глаголов помогает создать живые образы, которые подчёркивают перемещение в пространстве («пробирается луна», «льёт свет», «тройка бежит», «колокольчик гремит» и др.)

Заключительная строка снова содержит грустный тон:

Грустно, Нина! путь мой скучен.

Дремля, смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

Но дорожную грусть, как отмечает В.А Рождественский, «Пушкин окрашивает в светлые тона. Таково уж свойство его любящего жизнь и людей характера».

Таким образом, исходя из анализа данного стихотворения, можно сделать вывод, что тема дороги помогает автору усилить настроение грусти, создать образ одинокого путника. Дорога у Пушкина не только «путешествие», «ездовая полоса», но и «образ мыслей».

 

В хоровом произведении Р.Бойко, используется не всё стихотворение. Первый четыре строфы проходят без изменений, а в завершении, исполняются последние четыре строки с некоторыми изменениями:

 

А. С. Пушкин Р. Бойко
Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик. Скучно, грустно, путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: