Историко-стилистический анализ




Аннотация

На произведение

«Над неприступной крутизною»

Муз. А. Гречанинова

СтихиА. Толстого

Содержание

1.Историко-стилистический анализ……………....…………………………3

2.Музыкально-теоретический анализ………………………………………..7

3. Вокально-хоровой анализ…………………………………………………10

4. Исполнительский анализ………………………………………………….13

Список использованных источников………………………………………..15

 

 

Историко-стилистический анализ

 

Александр Тихонович Гречанинов (1864 - 1956) — русскийкомпозитор-академист, ученик Н. Римского-Корсакова. В стилистическом отношении — поздний продолжатель национальной почвенной эстетики «Могучей кучки». Творчество Гречанинова относят к переходному этапу в истории русской музыки. Его ранние сочинения принадлежат романтической традиции, а в поздних произведениях проявляется влияние И.Ф. Стравинского и С.С. Прокофьева.

Творческое наследие А. Гречанинова огромно — около 1000 произведений, в том числе 6 опер, детский балет, 5 симфоний, 9 крупных симфонических произведений, музыка к 7 драматическим спектаклям, 4 струнных квартета, многочисленные инструментальные и вокальные сочинения. Но самая драгоценная часть этого наследия — хоровая музыка, романсы, хоровые и фортепианные произведения для детей. Музыка Гречанинова пользовалась популярностью, ее охотно исполняли Ф. Шаляпин, Л. Собинов. А. Нежданова, Н. Голованов, Л. Стоковский.

А. Гречанинов отличался разносторонними дарованиями: он сочинял быстро и в разных жанрах, был прекрасным педагогом, дирижером хора и оркестра, аккомпанировал, выступал в ансамблях.

Композитор обладал лирическим складом дарования. Яркие хоровые сцены в опере, насыщенность хоровой фактуры, новые приемы в хоровом письме придают особую оригинальность и в то же время отражают народную песенность. В хоровых произведениях воплощаются яркая сюжетность и картинность образов. А. Гречанинову присуще красочность гармонического языка, гомофонно-гармоническая, имитационная фактура хоров, а также полифоничность, которые являются основой его хоровых сочинений.

Среди сочинений: миниатюры-пейзажи (В зареве огнистом, На заре), хоровые картины (Над неприступной крутизною, Осень и др.), хоровыеромансы (Нас веселит ручей, авторское перелож. Колыбельной), хоры в русском народном стиле (За реченькой яр хмель, вариации на нар. тему Лен, Призыв весны, популярная обработка рус. плясовой песни Пойду ль я, выйду ль я, хоры из оп. Добрыня Никитич и из музыки к Снегурочке Островского в пост. МХАТ), хоры на тексты басен Крылова (Лягушка и вол, Лебедь, щука и рак), хоры-отклики на обществ, события (Траурный марш, Гимн свободной России); духовные сочинения, а также более поздние хоровые произведения: Памятник поэту, После грозы, Ледоход, Русский язык, Эхо, кантата к победе, поев. Красной Армии (1943) и др. А. Гречанинов- автор большого количества женских и детских хоров (главным образом с фортепиано) на 2, 3, 4 голоса различной трудности. Партия фортепиано в них нередко сложна и имеет самостоятельное выразительное значение. Хоры А. Гречанинова отличаются мелодичностью, красивой гармонизацией, яркой изобразительностью, умелым использованием хоровых красок, вокальным удобством, которые широко распространены в концертной и учебной практике.

Алексей Константинович Толстой (1817 - 1875) — русский писатель, поэт, драматург из рода Толстых.

Детство провел в Черниговской губернии в имении своего дяди Алексея Перовского (известного в литературе под псевдонимом Антона Погорельского), поощрявшего рано пробудившиеся у мальчика литературные интересы.

В 1834 Толстой выдержал экзамен в университете и был зачислен “студентом” в Московский архив министерства иностранных дел. В 1837 был прикомандирован к русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, в 1840 возвратился в Россию и был назначен чиновником в канцелярию по законодательству.

Впервые в печати Толстой выступил с фантастической повестью “Упырь”. В 1840-е Толстой писал много, но напечатал лишь одно стихотворение, все же написанное в это время появилось в печати значительно позже.

В 1850-е Толстой вместе с своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создает образ Козьмы Пруткова, от имени которого они выступают с литературными пародиями и сатирами. С 1854 стали появляться в “Современнике” лирические стихи Толстого и прутковские сатиры. Эти годы были самыми плодотворными в творчестве писателя. Выйдя в 1861 в отставку, он жил в деревне под Петербургом или в Черниговской губ., изредка наезжая в столицы. Творчество Толстого многожанрово. В 1867 вышел первый сборник его стихотворений. В 60-е им написаны роман “Князь Серебряный”, драматическая трилогия: “Смерть Иоанна Грозного” (1866), “Царь Федор Иоаннович” (1868) и “Царь Борис” (1870), высшее его художественное достижение; ряд баллад и сатир.

Последние годы жизни Толстой тяжело страдал от расстройства нервов, облегчая боль приемами морфия. Умер он в имении Красный Рог в Черниговской губ.

Творчество Толстого, проникнутое любовью к здоровой земной жизни, русской природе и родине, отразило движение русской литературы от романтизма к реализму, достижения которого сказались в ясности и точности изображения природы, в верности и глубине раскрытия душевных переживаний, в сатирическом обличении крепостничества.

 

Над неприступной крутизною
Повис туманный небосклон;
Tам гор зубчатою стеною
От юга север отделён.
Там ночь и снег; там, враг веселья,
Седой зимы сердитый бог
Играет вьюгой и метелью,
Ярясь, уста примкнул к ущелью
И воет в их гранитный рог.

 

Но здесь благоухают розы,
Бессильно вихрем снеговым
Сюда он шлёт свои угрозы,
Цветущий берег невредим.
Над ним весна младая веет,
И лавр, Дианою храним,
В лучах полудня зеленеет
Над морем вечно голубым.

Данное стихотворение входит в цикл А. К. Толстого «Крымские очерки», который написан в 1858 году.

1. Над неприступной крутизною…

2. Клонит к лени полдень жгучий…

3. Всесильной волею аллаха…

4. Ты помнишь ли вечер, как море шумело…

5. Вы всё любуетесь на скалы…

6. Туман встаёт на дне стремнин…

7. Как чудесно хороши вы…

8. Обычной полная печали…

9. Приветствую тебя, опустошённый дом…

10. Тяжёл наш путь, твой бедный мул…

11. Где светлый ключ, спускаясь вниз…

12. Солнце жжёт; перед грозою…

13. Смотри, всё ближе с двух сторон…

14. Привал. Дымяся, огонёк…

 

В этом цикле отразились впечатления, полученные во время поездки по Крыму вместе с женою в мае — июне 1856 года, вскоре после окончания Крымской войны.«Над неприступной крутизною» - это гимн Южному берегу, краю вечной весны.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: