Знание через общение и общение через знание – это двуединый процесс нравственного воспитания.




 

Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности.

 

Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса, - это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Основой воспитательного процесса, главным источником формирования общественно ценных качеств личности является деятельность воспитанников и чем разумнее строится эта деятельность, тем эффективнее протекает воспитательный процесс, - такова его закономерность.

Одним из механизмов становления и развития личности является межличностное общение. По данным исследований многих психологов - Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, М.И. Лисиной, общение выступает ведущим средством познания окружающего мира.

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

В психолого-педагогических исследованиях общение выступает в качестве средства познания действительности, общечеловеческого опыта. «Только в процессе общения мы можем получать новые для нас знания о действительности, только в процессе общения возможна передача социально-исторического опыта».

Общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. При этом для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.

Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Лисина М.И. предлагает общение как взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата.

Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

В психологии проблемы общения рассматривались, прежде всего, в трудах А.А. Бодалева. Одним из аспектов психологического подхода к любой деятельности является выделение субъекта и объекта этой деятельности.

В деятельности общения объектом являются другие люди: их сознание, система мотивов, эмоциональная сфера, их установки и ценности. В зависимости от того, на что именно в психике человека мы воздействуем, что в ней намерены изменить, психологическое содержание деятельности общения будет различным. В одном случае это будет сообщение новых знаний (информирование), в другом - изменение системы мотивов или ценностей (убеждение), в третьем - непосредственное побуждение к действию. таким образом выделяются различные виды общения по содержанию.

Таким образом, общение - это способ выразить то или иное отношение к человеку или другим людям.

Общение - это вид социальных взаимоотношений, процесс взаимодействия людей, основанный на обмене мыслями и чувствами, духовными ценностями посредством слов и других знаковых систем.

В педагогике есть понятие, как деятельное общение, которое определяется как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками. Деятельное общение имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Таким образом, проблема общения широко исследовалась, как в педагогике, так и в психологии, и в социологии, но существует определенная разница в научных подходах к изучению этой проблемы.

В психологии общение рассматривается в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.

В педагогике, в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, существует другой ракурс рассмотрения проблемы общения - процесс воспитания личности в нем. Именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление личности ребенка, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

Основной задачей воспитания выступает развитие личностных качеств учащегося. Проявляются эти качества в большей степени в ходе общения и взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Кристаллизация характерных для данного ребенка черт большей частью происходит в процессе взаимодействия со сверстниками, когда ребенок пробует, корректирует и формирует свой стиль поведения. Активизация взаимодействия способствует ускорению процесса формирования личностных качеств.

Какое же значение имеет общение детей в ходе развития воспитательного процесса? Можно сделать вывод о том, что в деятельности каждого отдельного школьника коллектив и общение играют незаменимую роль, положительную. Данный вывод согласуется с мнением Пиаже, который в общении индивида выделял отношения со сверстниками и противопоставлял их отношениям "ребенок - взрослый". В группе сверстников, отношения равноправные и симметричные, а между ребенком и взрослым (какими бы демократичными они не были) - иерархические и несимметричные. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой и организации коллективной деятельности.

Одним из аспектов педагогической системы Джона Локка было организация деятельного общение воспитанника со сверстниками. «Общение со сверстниками - это своеобразная “школа жизни”, и часто она оказывается эффективнее всех книжных истин».

В школьные годы общение как деятельность выходит на качественно высокий уровень, так как дети начинают понимать мотивы поступков сверстников, что способствует установлению хороших взаимоотношений с ними. И, если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности, взаимозаботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности.

Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости, как называл его А. С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят, обнажает красоту гуманных, чутких отношений людей друг к другу. Всё это готовит почву для формирования гуманных человеческих отношений.

Таким образом, А.С.Макаренко доказывал, что именно коллективное воспитание создает благоприятные условия для проявления каждой личностью своей индивидуальности.

Только в процессе общения со сверстниками, в коллективе складывается среда, в которой у ребенка возникают отношения ответственной зависимости, а, следовательно, наилучшие условия для формирования способности идентифицировать себя с другим человеком.

Социально-педагогическим основанием целостного подхода к воспитанию является такая организация общения воспитанников и такое управление ею, при которых отдельные части, стороны и элементы целостного процесса воспитания наиболее тесно взаимодействуют с отдельными сторонами и элементами личности каждого воспитанника.

Целостный процесс воспитания может быть сконструирован в соответствии с той моделью личности, которая как проект выступает в качестве цели общественных отношений. Основанием такой целостной личности является единство деятельности и развитых форм общения. То есть это единство обнаруживает себя в процессе деятельности всем своим строем, утверждающим логику свободного развития всех, ориентированного на всестороннее развитие личности. Это означает, что любой вид деятельности взятый автономно, должен включать все существенные элементы развитых форм общения воспитанников, способствующих всестороннему развитию личности школьника.

Таким образом, для процессов обучения и воспитания в школе общение имеет познавательную ценность: позволяет всматриваться в другого человека и при помощи этого оценивать собственные мотивы, стремления, человеческие качества. Иными словами, общение побуждает к самопознанию.

Рассматривая целостный процесс воспитания как живое взаимодействие сторон, необходимо остановиться на особенностях общения и коммуникативной деятельности школьников и отражение этих особенностей на воспитательный процесс.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: