Понятие о неполной семье. Типология неполных семей




ТЕМА 2.8 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ

Основные вопросы:

1. Понятие о неполной семье. Типология неполных семей.

2. Проблемы неполных семей. Особенности воспитания детей в неполных семьях.

3. Содержание и особенности социально-педагогической работы с ребенком, воспитывающимся в неполной семье.

4. Тактика взаимодействия социального педагога с неполной семьей.

Понятие о неполной семье. Типология неполных семей

Неполной считается семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя .Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения традиционно считались разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость. В настоящее время число неполных семей пополняется распадом браков вследствие неоформленного юридически раздельного проживания супругов, практикой усыновления ребёнка (детей) одиноким родителем, опекой или попечительством в случае сиротства или социального сиротства; временно неполными семьями (например, в случае призыва на службу в армию молодого родителя). Л.С. Алексеева отмечает, что сегодня термин «неполная семья» исключительно собирательный, охватывающий различные типы семей, а не только матерей-одиночек. Таким образом, в обыденном сознании неполная семья понимается как семья, в которой забота о детях и защита их интересов осуществляется либо одним из родителей, либо родственниками и иными лицами, проживающими совместно с этими детьми.

Неполные семьи можно классифицировать по различным признакам:

- по полу родителя (материнс к ая или отцовская);

- по причинам, вследствие которых они образовались и наиболее полно характеризующих семьи;

- по структуре (количеству детей, наличию или отсутствию совместно проживающих родственников.

Семья является неполной и тогда, когда в ней проживают родители и (или) родственники одинокой матери или отца. В таком случае это будет расширенная неполная семья. Если старшее поколение представлено супружеской парой (бабушка и дедушка), с которой проживает овдовевшая, разведенная или никогда не бывшая замужем дочь и ее ребенок (дети), то такая семья тоже является неполной, поскольку в ней нет супружеской пары в среднем поколении.

К неполным относятся семьи:

- женщин, родивших детей вне брака и не состоящих в браке;

- вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак, на воспитании которых находятся несовершеннолетние дети;

- родителя, расторгнувшего брак и воспитывающего несовершеннолетних детей;

- родителя, не заключившего новый брак, если второй из них признан безвестно отсутствующим; одиноких граждан, усыновивших детей.

В литературе выделяют следующие виды неполных семей:

- неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей.

- неполные семьи, образовавшиеся по причине смерти одного из родителей,

- неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачного рождения ребенка (детей). Внебрачная рождаемость, численность которой в последние годы неуклонно растет, является одним из важнейших показателей социального неблагополучия в обществе

Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей – это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях

Разведенная семья – неполная семья, возникающая в результате расторжения брака. Развод – это, как правило, ухудшение стабильности, возрастание риска алкоголизма, наркомании и других форм отклоняющегося от общепринятых норм поведения. Количество неполных семей значительно пополняется вследствие развода супругов. Отрицательное влияние разводов на нравственно-психологическое развитие детей несомненно. Разрыв кровно-родственных связей усложняет взаимоотношения между поколениями, отрицательно сказывается на социализации детей, передаче культурных и духовных традиций, воспитании способности к сотрудничеству и кооперации.Кроме того,многие мужчины и женщины после развода страдают нейропсихическими заболеваниями, особенно это характерно для матерей, воспитывающих детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ситуации, когда один из супругов не являлся инициатором развода, то он достаточно тяжело переживает случившееся, причиной тому является резкое снижение самооценки. У разведенных женщин-матерей нередко формируется сугубо отрицательный комплекс чувств к мужчинам, к брачной и семейной жизни. Вследствие этого и у детей могут сложиться деформированные и искаженные представления о супружестве и семье.

Развод, как считают психологи, – стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнёров и особенно детей. Причём большую психологическую травму наносит не сам развод, а обстановка в семье, предшествующая ему

В семьях после развода создаётся специфическая система отношений между матерью и ребёнком, формируются образцы поведения, представляющие собой иногда альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака. Некоторые научные данные подтверждают предположение о том, что опыт детских переживаний в процессе и после развода родителей может оказывать влияние на выполнение супружеской и родительской роли в будущем. Как показывает статистика, женщины, пережившие развод родителей в малолетнем возрасте, предпочитают заводить внебрачных детей. Кроме того, те, кто вырос в разведённых семьях, более подвержены нестабильности в собственном браке.

Осиротевшая семья – один из типов неполной семьи, возникающей в результате смерти или гибели одного из родителей. При разумной позиции оставшегося родителя общее семейное горе сплачивает членов семьи, помогает формированию одного из лучших качеств бережного отношения друг к другу. Забота о благополучии близких приобретает для ребенка характер жизненной ценности, благоприятствует раннему формированию положительных нравственных убеждений, собственной линии поведения, целеустремленности. Решающим для ребенка становится пример родителя, его личная и общественная жизнь. Участие в труде рядом и наравне с взрослыми членами семьи, при большом доверии с их стороны, формирует у детей чувство ответственности, самостоятельности, сноровку в выполнении разных дел и обязанностей. Если в такой семье оставшийся родитель отстраняет ребенка от труда, ограждает от трудностей, то ребенок может вырасти эгоистом. Большую роль в воспитании играет память об умершем. Это побуждает в детях желание быть достойными его, похожими на него. В воспитании детей из осиротевших семей должны принимать и родственники покойного родителя, что очень важно для недостающего здесь влияния, обогащения опыта взаимных отношений.

В такой семье существуют свои психологические проблемы формирования личности ребёнка, отличающиеся от тех, которые возникают в семье разведённых родителей. Потеря родителей в раннем возрасте ведёт к неспецифическим травмам, последствия которых зависят от пола, биогенетической уязвимости, наличия людей, которые могли бы заменить умершего родителя, от типа потери (матери или отца), доступности компенсаторных поддержек и социального статуса развития.

Внебрачная семья – неполная семья, возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака. Желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребности материнства и другие причины ведут к тому, что многие женщины решаются сегодня на такой шаг сознательно. При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, поскольку ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Такая семья всегда состоит из матери с детьми. Общественное мнение неоднозначно относится к таким семьям. Нередко непосильной становится для ребенка психологическая нагрузка, когда он в искаженном виде узнает о факте внебрачности. Во избежание этого матерям необходимо открывать правду как можно раньше, чтобы он усвоил ее, прежде чем он научится анализировать все сложности жизни. Трудности для внебрачной семьи состоят в основном в том, что мать обычно перегружена работой, ребенку уделяется недостаточно внимания. В такой семье затруднено ознакомление ребенка с социальной ролью отца, что сказывается на формировании образца мужчины. Иногда мать смотрит на своего ребенка как на препятствие для заключения официального брака. В условиях неудач, жизненных трудностей у матери может сложиться неприязненное отношение к ребенку, хотя внешне это маскируется под горячее стремление вырастить из него достойного человека. Возникающее отсюда грубое, порой несправедливое обращение с ребенком отрицательно сказывается на его нравственном развитии. Бездумная материнская любовь также отрицательно влияет на ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: