Родился Иван Вальберх в 1766 году в Москве. Отец его был портным в театральных костюмерных мастерских. Десяти лет И. И. Вальберха отдали в Петербургскую балетную школу. Ученик Анджолини и Канциани, он унаследовал от них приемы мимической выразительности, эксцентрической виртуозности итальянского балета. По окончании школы Вальберх был зачислен в придворную труппу, причем вопреки существующим правилам не фигурантом, а солистом с окладом 600 рублей. Это исключение для русского выпускника тем более удивительно, что оклад выпускников обычно был в два раза меньше.
В 28 лет Вальберх становится инспектором балета придворного театра и преподает в театральной школе, в это же время он начинает свою балетмейстерскую практику. В 1795 году им был поставлен его первый балет «Счастливое раскаяние».
Не случайно Вальберх называл свои балеты «нравственными». Его герои - обыкновенные люди со своими переживаниями и невзгодами. В каждом сюжете назидательное, морализующее начало. Для него очень важно было логическое развитие сюжета, драматическое действие в балете. Балеты Вальберха имели успех.
Будучи сентименталистом, Вальберх все же как ученик Анджолини и Канциани ставил и так называемые сюжетные балеты, стараясь по возможности приблизить их к реальной жизни. Это балет на мифологический сюжет «Орфей и Эвридика», сказки «Рауль Синяя Борода» и «Сандрильона», балеты, в основу которых были положены классические произведения мировой литературы: «Ромео и Юлия» по Шекспиру, «Поль и Виргиния» по Сен Пьеру.
Но совсем особый, не похожий на другие был балет «Новый Вертер», поставленный Вальберхом в 1799 году. Во-первых, он отражал действительные события, имевшие тогда место в Москве, во-вторых: Вальберх очень смело осовременил костюм, выпустив на балетную сцену действующих лиц во фраках и модных платьях.
Следует особо отметить, что Вальберх придавал большое значение балетной музыке, считал ее не просто сопровождением действия, но частью драматургии спектакля.
Вальберх был не только балетмейстером в театре, но и руководил балетной школой. Это была большая победа: впервые во главе петербургской школы стал русский педагог.
В 1801 году в Петербург приглашен французский балетмейстер Шарль Луи Дидло. Иностранец, со своими художественными требованиями, он сразу вызвал враждебность со стороны Вальберха. В 1802 году Вальберха срочно командируют в Париж «для усовершенствования таланта». Конечно, для русского артиста такая поездка была почетной, но фактически его отстраняли от руководства русским балетом.
После возвращения Вальберх ставит балет «Жертвоприношение благодарности». В нем Вальберх использовал то новое, что увидел во Франции: более свободные, непринужденные танцы—вальсы и кадрили — вместо прежних манерных менуэтов и гавотов, новые построения кордебалета вместо привычных штампов. В целом в этом балете Вальберх отдал предпочтение танцу.
Однако постановки Вальберха были слабее балетов Дидло, и он это понимал. В них все-таки пантомима преобладала над танцем, довольно слабой была хореографическая партитура. Дидло в балете демонстрировал изящество танца, совершенство форм; Вальберх ратовал за содержательность, яркие живые образы.
В 1807 году по случаю открытия императорского театра на Ар-батской площади Вальберх приезжает в Москву. Здесь он ставит свои балеты, занимается педагогической деятельностью, принимая участие в реорганизации московской балетной школы. Для укрепления московской труппы он добивается перевода в Москву своих лучших учеников — И. Аблеца и У. Плетень.
Современный танец Англии.
Танцы Англии Во времена Средневековья на территории Англии достаточно популярны были старинные вариации танцев — «Дженни собирает груши» или «Сэр Роджер де Каверли», которые умел танцевать каждый, от простолюдина до дворянина. К народным сейчас относят и моррис, сквер-данс, контрданс и многие другие, которые начали выходить из моды с развитием техники и расширением городов. Особый вклад в историю танца внес С.Шарп, который в первой половине двадцатого столетия посетил множество деревень и городов, внимательно записывая и изучая особенности народных танцев. Именно благодаря этой работе удалось реконструировать многие красивые традиции и восстановить оригинальные танцы Англии. Сейчас самыми популярными групповыми танцами остается барн-денс, в некоторых элементах близкий к кадриле, где основной ритм задает ведущий и музыка.
БИЛЕТ № 10