Задание по теме 8. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.




Задание 1:

1. Проведение оперативно-розыскных мероприятий осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре и п. 3 приказа Генерального прокурора РФ от 15.02.2011 № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предметом прокурорского надзора является обеспечение:

· гарантий соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;

· неприкосновенности жилища и тайну корреспонденции;

· установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

· законности выполнения оперативно-розыскных мероприятий;

· соответствия закону решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

По кругу субъектов прокурорский надзор ограничивается деятельностью соответствующих ведомств и должностных лиц, занимающихся ОРД.

На общенадзорном уровне он включает в себя надзор за деятельностью ведомств, реализующих и определяющих государственную политику в сфере ОРД: МВД России, ФСБ России, Минобороны России, ФСО России, ФТС России, ФСИН России, СВР России, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также подразделений, контролирующих эту деятельность, и должностных лиц в составе названных ведомств, непосредственно занимающихся вопросами ОРД.

На специальном уровне:

· руководителей (начальников) оперативно-розыскных подразделений соответствующих ведомств, непосредственно принимающих решения о проведении ОРД (например, начальника отдела уголовного розыска);

· должностных лиц (оперативных сотрудников) оперативнорозыскных подразделений, непосредственно реализующих конкретные ОРМ.

В пределы прокурорского надзора не входит контроль за исполнением внутриведомственных нормативно-правовых актов, принятых в развитие положений федерального законодательства об ОРД. Вместе с тем прокурор для обоснования своих выводов о соблюдении законов в действиях и решениях поднадзорных органов, вне всякого сомнения, должен знать положения этих документов.

Прокурор не вправе своим указанием отстранить сотрудника оперативно-розыскного подразделения от выполнения им своих должностных обязанностей в связи с нарушением требований федерального законодательства, подзаконных нормативно-правовых актов или по иным причинам (например, вследствие обнаружившейся его некомпетентности).

Прокурор не вправе своим решением отменить незаконные или необоснованные решения сотрудника, осуществляющего ОРД.

Прокурор не может опротестовать судебное решение о производстве оперативно-розыскных мероприятий.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору только на основании письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

2. Прокурорский надзор за исполнением Закона об ОРД осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Уполномоченными прокурорами являются прокуроры субъектов РФ, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры, а также назначенные для этого приказами прокуроров субъектов РФ уполномоченные прокуроры. В Генеральной прокуратуре РФ к уполномоченным прокурорам также относятся заместители Генерального прокурора РФ, Главный военный прокурор и его заместители, начальники главных управлений, управлений и отделов и их заместители (старшие помощники и помощники), старшие прокуроры и прокуроры управлений (отделов) в соответствии с их функциональными обязанностями (п. 2 Указания о порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления надзора за исполнением Закона об ОРД).

Главный военный прокурор, заместители Генерального прокурора РФ в федеральных округах, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры своими приказами от имени Генерального прокурора РФ из числа подчиненных работников назначают уполномоченных прокуроров по надзору за исполнением Закона об ОРД и несут персональную ответственность за организацию надзора. Руководители прокуратур приказами определяют лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам ОРД. Копии соответствующих приказов своевременно направляются для сведения руководителям органов, осуществляющих ОРД, а также руководителю вышестоящей прокуратуры.

Руководители прокуратур обеспечивают наличие к моменту назначения на должность у уполномоченных лиц, на которых возложено ведение делопроизводства по документам ОРД, оформленного в установленном порядке допуска к секретным, совершенно секретным сведениям или сведениям особой важности. Руководители прокуратур и уполномоченные прокуроры должны обеспечивать защиту от разглашения сведений, содержащихся в представленных документах. Персональную ответственность за соблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну, несут уполномоченные прокуроры.

Основы распределения полномочий установлены приказом Генеральной прокуратуры РФ "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности". Начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, к компетенции которых отнесен надзор за ОРД, прокуроры субъектов РФ, городов и районов и приравненные к ним прокуроры обеспечивают контроль за организацией надзора за ОРД, составление отчета о работе по надзору за ОРД, систематический анализ материалов проверок; оказывают подчиненным прокурорам необходимую помощь; регулярно организовывают проверки делопроизводства, учета и сохранности документов надзора за ОРД в подразделениях и органах прокуратуры (п. 14).

Начальники управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры по итогам полугодия и года представляют в Генеральную прокуратуру РФ информацию о состоянии законности при осуществлении ОРД поднадзорными органами, результатах надзора, с дифференциацией сведений применительно к каждому органу, осуществляющему ОРД.

Структурные подразделения Генеральной прокуратуры РФ, к компетенции которых отнесены организация и контроль работы прокуратур субъектов и приравненных к ним прокуратур, не реже одного раза в полугодие обобщают практику надзора на этом направлении деятельности с составлением аналитических справок.

Уполномоченные прокуроры не реже одного раза в полугодие изучают дела оперативного учета на предмет полноты и законности принимаемых мер, анализируют статистические данные о результатах ОРД, направленной на выявление, пресечение, раскрытие и предупреждение преступлений, связанных с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма (п. 1.8 приказа Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

Задание 2:

Задача 4. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (от 12.08.1995 № 144-ФЗ) проведение оперативно – розыскного мероприятия в жилище допускается только на основании судебного решения.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение вышеуказанного оперативно-розыскного мероприятия с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов.

Таким образом, сотрудники ОУР совершили правонарушение. В случае нарушений закона со стороны сотрудников, проводящих ОРМ, их действия гражданин вправе обжаловать в порядке ст.124 УПК РФ в прокуратуру или в суд в порядке ст.125 УПК РФ. А также надзирающий прокурор может требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД и допустивших при этом нарушения закона.

Задача 8. Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими ОРД, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД возложен на Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров.

Таким образом, если прокурор дал письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий и телефон судьи немедленно был поставлен на прослушивание телефонных переговоров, то данные действия были совершены в рамках закона и полномочий надзирающего. Прослушивание телефонных переговоров может осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности»

Или же в соответствии со ст. 8 ФЗ «Об орд» проведение оперативно-розыскных мероприятий (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

В данном случае о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: