Часовня Спаса Всемилостивого.




Вступительное слово о станице Бессергеневской

Станица Бессергеневская является старейшим населённым пунктом Дона и Октябрьского района. Первое упоминание датируется 1673г. Из журнала Петра 1 известно, что Бессергеневский городок уже существовал.

Станица поменяла три места, пока в 1809г казаки выбрали курган «Мохнатый»- место расположения сегодняшней станицы.

Важное место в жизни казаков занимала церковь. Она перенеслась вместе со станицей. В 1882 г. в станице освещается каменная церковь во имя Алексея Митрополита Московского, которая работает и по настоящее время. Каждый год 18 октября мы отмечаем наш престольный праздник.

Бессергеневская до 1907г. входила в 1-Донской округ, а с 1907г и до революции в Черкасский округ. Станица юртовая, в своем административном подчинении имела: х. Ажиновский, х. Кудиновский,

х. Казаче-Кадамовский, х. Казаче-Верхне солёный.

На 1873г население станицы составляет 6600 человек.

20 января 1878г. был подписан приказ Войсковым наказным атаманом генералом адъютантом Краснокутским о разделе Бессергеневского юрта, с тех пор ст. Заплавская отделилась от Бессергеневской. Границей обозначается балка Грекова.

К концу ХVII столетия ст. Бессергеневская была довольно многолюдным

населённым пунктом. Многие её жители свои фамилии унаследовали от прозвищ предков, а те получали прозвища в зависимости от внешнего вида и характера, от профессии или прежнего места жительства. Ясно, что предок Устюговых являлся выходцем из Великого Устюга, Саратовских - из Саратова, Денежкины вели свой род от денежника и чеканщика. У Крамаровых и Барышниковых основатели фамилий были перекупщиками, разъездными скупщиками сельхозпродукции или прасолами, торговцами скотом.

Фамилии Калмыковых свидетельствуют о родстве с калмыками. Также и

Болдыревых: болдырь-метис, сын казака и калмычки. От любителя хорошиться, любоваться собой пошли Щёголевы, от некоего казака – Бодрихины, от умельца вести россказни, точить балясы-Балышевы и т.д.

С середины XIX века вокруг станицы Бессергеневской возникают хутора Ажинов, Кудинов, Казачий-Кадамовский. Жители станицы исправно несли

военную службу, занимались сельским хозяйством, виноградарством. Каждая семья разводила виноград.

На сегодняшний день ст. Бессергеневская - административный центр Бессергеневской администрации Бессергеневского сельского поселения.

Население 2073 человек. В станице располагается средняя школа, СДК, библиотека, фельдшерский пункт, 5 магазинов, детская спортивная школа, музыкальная школа искусств. Из сельхоз предприятий можно отметить ООО «Агропредприятие Бессергеневское» директор Ревенко В.Ю., ОАО Бессергеневский рыборазводный завод, завод снэковой продукции.

Побратимом станицы Бессергеневской является село Бессергеновка, расположенное в Вареновском (с) поселении Неклиновского района Ростовской области. По преданию этот населённый пункт был основан казаком-выходцем станицы Бессергеневской по имени Макар.

 

Часовня Спаса Всемилостивого.

Мы въезжаем станицу Бессергеневская. При въезде стоит Часовня Спаса Всемилостивого при Свято-Алексеевском Храме.

25 ноября 2014 года прошло торжественное открытие этой часовни. В открытии принимали участие Глава Октябрьского района Е.П. Луганцев, заместитель Главы Октябрьского района по общим вопросам С.П. Кокалевский, председатель районного собрания депутатов П.Г. Конорезов, Мартюк В.В., Атаман Всевеликого войска Донского Н.А. Козицин, Благочинный Октябрьского района отец Сергий, главы поселений, депутаты Бессергеневского сельского и другие приглашенные, гости и жители поселения. Активистов станицы, которые принимали непосредственное участие в строительстве часовни и были инициаторами ее создания, за добросовестный труд и участие в жизни поселения, наградили благодарственными письмами Главы Октябрьского района Е.П. Луганцева.

 

3. Храм святителя Алексия митрополита Московского.
Сердце казачьей станицы – это, конечно же, храм, в который мы отправляемся далее. Храм святителя Алексия, митрополита Московского является одним из красивейших историко-архитектурных памятников Донской земли. Храм расположен в центре станицы Бессергеневской на высоком холме.
Впервые сведения о станице Бессергеневской встречаются в связи с информацией о строительстве храма в честь Святителя Алексия, митрополита Московского, в 1647 году. В 1797 году за ветхостью храма от давности строения, строится новая деревянная церковь с колокольнею.

В одной связи с нею строится однопрестольная, в то же имя, церковь, освящённая в 1800 году.
В 1810 году в связи с переносом станицы был перенесён и храм, а в 1882 году взамен деревянного был построен каменный храм во имя Святителя Алексия, митрополита Московского, с двумя приделами: Казанским и Трёх Святителей.
Миновала революция, закрыли в 1930-е годы церковь в соседней станице Заплавской, а в Бессергеневском храме все служили. Задумывали активисты прикрыть и его, да церковный староста Тимофей Иванович Осипов добился, чтобы оставили храм в покое.

И по-прежнему собирался народ из двух станиц на богослужения...
Фасад храма решён в кирпичном стиле с традиционными элементами в виде аркатурных поясков, арочных оконных проемов, карнизов, раскреповок.

С Божьей помощью, после долгих лет духовного мрака, началась возрождение Русской православной церкви. В настоящее время в храме идут реставрационные восстановительные работы. На храме святителя Алексия Московского ст. Бессергеневская появились новый шатер, купол и крест.
Крыша строения капитально не ремонтировалась 130 лет. Из современных материалов изготовили новую купольную часть храма весом 14 тонн, работы по установке начались 13 июля 2012 г. и продолжались 3 дня.

В храме начались работы по росписи стен и сводов.

На одном из куполов появились красивые звезды

Он гордо стоит на высоком холме,

Величием своим озаряет,

И славу он множит станица тебе,

Бессергеневской её называют.

И где бы ты не был, в лугу, за бугром,

Куда не пойдёшь он виден кругом.

Святыней в станице его называют.

Крестом золотистым он всюду сияет,

Воздвигнут по воле донских казаков,

Наверно вы в книгах читали.

Сражались за волю, много веков,

Во славу за землю, за Дон погибали.

И память о них для нас свята,

Потомкам нашим не забыть.

Для них, чтоб не было возврата,

Судьбу вам их не повторить.

Что было теперь не вернётся,

Ушли в прошлое те времена.

Ну, а если в станице вам быть доведётся,

Посмотри, краше стала она.

А жителям нашей станицы

За славу прадедов, дедов

Пойти и в храме помолиться,

Чтобы не меркла слава казаков.........

Автор: Минаев М.

.

Купеческий дом и лавка.

Недалеко от храма находится один большой старинный дом и небольшое здание рядом.

Мало, кто из местных жителей помнит историю этих зданий, поэтому мы обратились к роману «По волнам судьбы» В.Запорожцева, и вот, что мы узнали:

«В тридцатых годах девятнадцатого столетия, лет через двести после китайца Ян Чен Хо, в станице появился ещё один бродячий торговец вразнос, еврей по фамилии Шмуль, торговавший всякой мелочью. Деды не помнят причины, по которой этот странствующий офеня избрал нашу станицу рынком сбыта своих простых, но таких нужных в хозяйстве то­варов, так как ему тут были солидные конкуренты в лице домовитых ста­ничников, имевших лавки, полные не только этой мелочью, но и добра покрупнее. Очевидно, и здесь дело не обошлось без какой-либо сердеч­ной истории. Но старики хорошо помнят, что, когда началось строитель­ство новой каменной церкви, которая стоит и поныне, Шмуль предло­жил на строительство храма крупное по тем временам пожертвование. Надо сказать, что церкви тогда строились почти на одни доброхотные пожертвования не только прихожан, но и извне. Скрепя сердце, общест­во ему отказало по мотивам того, что принимать дар на такое дело от не­христя, да к тому же ещё и еврея, считалось большим грехом.

Шмуль не отступил от своего замысла и после разговоров со священ­ником пошёл на тягчайшее перед своей нацией преступление, грозившее вечным проклятием ему и его потомкам до седьмого колена и вечным из­гнанием из своей среды. Он изъявил желание порвать с иудейской верой и перейти в христианство. Но в качестве компенсации за такое самопо­жертвование, как отказ от веры предков, он просил принять его в казачье сословие, разрешить поселиться в станице навечно и открыть тут постоянную торговлю. От полагающихся в таких случаях пая земли и права навсеугодия Шмуль торжественно отказывался в пользу общества.

Почесали старики и батюшка в затылках – слишком уж заманчивы были деньги «жида» и слишком соблазнительно было для батюшки при­нять в лоно православной церкви и в «стадо» Христово «заблудшую овцу». Но как бы не продешевить, нет ли тут какого подвоха? Ведь эта нация хи­трим – что-либо предпринять себе в убыток – дудки! Уж что-то до поло­жительности скромно запрашивал «жид» этой компенсации. А, впрочем, чем они рискуют?

Но это были уже не те времена, когда такого рода вопросы, как при­нятие в казаки, решались одним станичным сходом. Это было запреще­но ещё в 1682 году царём Фёдором Алексеевичем. Теперь, помимо общественного приговора, нужно было обращаться с просьбой об утвержде­нии к самому царю, а для этого требовалась поддержка войскового атамана. К тому же речь шла о еврее, о представителе всеми гонимой, всеми презираемой нации, которым и жить-то на Дону, кроме Ростова, не раз­миналось оседло нигде.

Но как бы там ни было, а фамилия «Шмуль” скоро была переделана ни «Шмелёв». Странствующий галантерейщик стал оседлым, полноправ­ным казаком станицы Бессергеневской и полновластным хозяином торговой фирмы «Шмелёв и сыновья». Три местных торговца с пеной у рта орали на станичном сходе, чтобы Шмуль отказался от торговли, как это было принято раньше, и приобрёл бы себе коня и седло. Но подмагарыченное Шмулем общество к голосу их не прислушалось, да и времена теперь стали иные, не те, когда принимали в казаки китайца. И вскоре на церковной площади станицы, на усадьбе первого разорившегося конку­рент, выросли большой кирпичный магазин и кирпичный жилой дом купца Шмелёва. А позади, во дворе, воздвигались громадные каменные складские помещения».

Из воспоминаний старожилов станицы (Гудковой Веры Андреевны)

«Это был дом купца Бакланова, ему принадлежала лавка, в которой по праздникам продавали товар подешевле, а казачкам, собиравшимся замуж, материал на платье давали бесплатно, также ему принадлежали сады (Бакланов сад), что указывало на состоятельность владельца, по меркам того времени».

В годы советской власти в доме купца был Детский сад, а в лавке размещался промтоварный магазин.

В настоящее время, дом является частной собственностью.

 

5. Памятник героям, павшим в годы Великой Отечественной войны.

Солдатские могилы… сколько их, увенчанных гранитными обелисками и безымянных оставила на земле нашей отгремевшая давным-давно война. На бегу, в яростной атаке обрывала вражеская пуля жизнь бойца. Война уходила дальше, а он оставался один на один с вечным покоем тверди земной. Стирались со временем под дождем и ветрами надписи на красных звездах, и только земля продолжала хранить тайну имени и подвига того, кого приняла много лет назад в свои объятья.

В февральские дни 1943 года наша станица Бессергеневская была освобождена от немецко-фашистких захватчиков. В эти дни мы чтим память солдат и офицеров 87-ой гвардейской дивизии, освобождавшей нашу станицу, сложивших свои головы на нашей Донской земле.

Много таких могил имеется в районе станиц Бессергеневской и Заплавской. Старожилы помнят, какие ожесточенные бои разгорелись здесь в 1943 году, когда наши войска погнали врага на запад.

Мы родились на Донской земле и знаем, что многие сыны Тихого Дона не вернулись с полей сражений. И как символ бессмертной славы героев, отдавших свою жизнь за освобождение нашего края от фашистской нечисти, повсюду возвышаются обелиски. Они зовут нас помнить о тех, кто грудью встал на защиту Отечества, учат нас свято хранить благодарную память о тех, кто ценой собственной жизни отстоял свободу, мир и счастье жить!

Символично, что братская могила, увенчанная памятником с изображением фигуры солдата держащего в руках знамя, расположена в центре станицы Бессергеневской рядом со Свято-Алексеевским храмом.

Сколько им было? Восемнадцать? Двадцать? А может они пошли на фронт прямо со школьной скамьи?

Ради чего они погибли? И миллионы похожих и непохожих на них бойцов? Достойны ли мы такой жертвы? А зачем Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце, пылающее великой любовью к людям? Чтобы осветить путь тем, кто идет за ним.

Так и они, рядовые и офицеры Великой Отечественной, заплатили своими жизнями за то, чтобы на планете Земля продолжали рождаться русские.

В 50-е годы ХХ века по инициативе директора совхоза «Бессергеневский» Стекольникова Семена Степановича в центре станицы был сооружен памятник, под которым захоронили останки 60 солдат, погибших при освобождении станицы. Со временем число захоронений здесь достигло 150. их сносили сюда из одиночных могил, разбросанных на территории двух станиц.

Благодарные потомки чтут память защитников Отечества, освободителей Донской земли. За 70 послевоенных лет не было ни одного года, чтобы у обелиска не собирались станичники в дань памяти погибших воинов.

Первые годы после войны площадь у памятника была переполнена жителями станицы, на своих плечах вынесших все тяготы военных лет, ветераны с орденами и медалями на груди.

В наши дни учащиеся школы продолжают шефство над могилой освободителей станицы Бессергеневской. И на День освобождения 12 февраля, и в День Великой Победы площадь всё также переполнена, но уже собираются дети, внуки и правнуки тех, кто сражался и трудился в тылу в годы войны.

Почтить память своих родных и близких приезжают со всех концов необъятной страны дети и внуки тех, кто покоится в братской могиле, тех, кто освобождал нашу Донскую землю в том таком далёком и близком 43-ем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: