Выявленные проблемы, позволили сформулировать рекомендации для учителей начальных классов.




Типичные ошибки, допущенные в ВПР. Причины затруднений.

Двинянинова Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №4 имени

братьев Каменских»

В 2016 году впервые были проведены ВПР в 4 классах. С этого времени я вхожу в комиссию по проверке и оцениванию детских работ.

Анализ результатов выполнения ВПР позволил выделить недостатки в подготовке выпускников начальной школы.

Русский язык.

При выполнении первой части учащимся нужно записать текст под диктовку и выполнить два грамматических задания.

При выполнении грамматического задания дети допускают ошибки в определении частей речи: не определяют их, путают предлоги и союзы.

Необходимо обращать внимание на сформированность навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения текста задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки. Используем на уроках эталон, работаем по алгоритму, оцениваем работу по критериям.

Включать в урок задания на уточнение понятий союз и предлог, разведение этих понятий, уточняя их работу в предложении и речи. Например: раздели на группы, вставь в предложение.

Анализ проверки выполнения 2 части показал, что

-трудным оказалось задание по определению основной мысли текста,

-определить и записать значение слова из данного предложения.

Вызвало затруднения задание на соответствие данного выражения к определённой жизненной ситуации. Многие учащиеся придумывали ситуацию, опираясь на слова из выражения, а не на смысл.Например, «Работать спустя рукава». Неудобно работать, когда спущены рукава.

Для решения данных проблем можно использовать следующие способы работы:

§ отбирать тексты разных стилей, родов и жанров

§ продумать работу с различными источниками информации.

§ обратить внимание на работу с информационными и научными текстами.

§ формировать умения находить, обрабатывать и оценивать информацию текста.

§ организовать работу по формированию умения извлекать информацию из текстов для различных целей.

§ работать над определением главной мысли текста

Я использую тексты интеллектуальных конкурсов «Эму-эрудит», «Спасатели или Мозговой штурм», «Инфознайка». Эти конкурсы позволяют ребёнку использовать полученные знания в новой ситуации. Информация представлена в виде рисунка, схемы, таблицы, текста.

§ методика работы с текстом должна быть дополнена его маркировкой, работой со структурными частями текста, сопоставлением информации текста с информацией другого текста, иллюстрацией, репродукцией картины.

Маркировкой текста раньше называлось «чтение с пометками»; цель такого чтения сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v Знакомая информация

+ Новая информация

-- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Используем на уроках окружающего мира, литературного чтения.

§ выстроить работу на уроках развития речи по составлению и записи текстов, направленных на знание норм речевого этикета с учетом орфографических и пунктуационных правил русского языка.

Используем на уроках русского языка при написании изложений, сочинений, выполняя задания из раздела «Развитие речи»

Математика.

Полученные результаты указывают на наличие некоторых ключевых проблем в математической подготовке выпускников начальной школы.

· уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения текста задания, сопоставления выполняемых действий с условием задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки;

· слабое развитие навыков проведения логических рассуждений;

· недостаточное развитие у обучающихся важных с точки зрения дальнейшего обучения, а также использования в повседневной жизни умения решать практические задачи;

Это видно на следующих заданиях.

Задание № 8

При решении текстовых задач в три, четыре действия учащиеся испытывали затруднения.Давали ответ не на поставленный вопрос, не заканчивали решение задачи.

Эти ошибки указывают, что детьми не усвоены этапы работы над задачей.

При решении текстовых задач крайне важную роль играет этап проверки решения. Этот этап играет большую роль в развитии самоконтроля, формировании умения рассуждать, внимательно относиться к анализу задачи, активизирует познавательную деятельность. После анализа задачи и составления плана решения, стоит выполнить прикидку ответа, то есть установить границы значений искомого с точки зрения здравого смысла.

После того, как задача решена, можно составить обратные задачи или решить задачу другими способами, если это возможно, и сравнить полученные результаты.

Для проверки решения задач используются следующие приёмы:

  • Прикидка ответа или установление границ значений искомого с точки зрения здравого смысла (до решения).

«В зоопарке было 2 верблюда. Привезли ещё несколько верблюдов. Сколько верблюдов привезли, если их стало в зоопарке 8?»

«Если в зоопарке было 2 верблюда, а стало 8верблюдов, то может получиться в ответе число, большее 8? Обоснуйте свой ответ».

  • Установление соответствия между числами, полученными в результате решения задачи, и числами, данными в условии (приём подстановки).

«В зоопарке было 2 верблюда. Привезли ещё несколько верблюдов. Сколько верблюдов привезли, если их стало в зоопарке 8?»

«8 – 2 = 6 (в)

Было 2 верблюда, привезли 6верблюдов. Стало 8верблюдов. 2 + 6 = 8 (в.) Сравните число, полученное при проверке с данным в задаче».

При проверке простой задачи этот способ совпадает со способом составления и решения обратной задачи. Данный способ используется в 1 классе, когда понятие «обратная задача» ещё не вводится.

  • Составление и решение обратных задач.

Этот способ вводится во 2 классе. Составить обратную задачу – это значит преобразовать данную задачу так, чтобы искомое данной задачи стало данным числом, а одно из данных чисел – искомым.

· Решение задачи другим способом (если это возможно в составной задаче). Сравнение полученных результатов при решении задачи разными способами.

 

При решении задания №6,необходимо работать с данными таблицы.

Например:

Четыре друга решили заняться спортивными упражнениями, а результаты —кто сколько раз подтянулся, присел и отжался — записали в таблицу. Ответь на вопросы.

Подтягивания Приседания Отжимания
Саша      
Максим      
Илья      
Олег      
           

 

Ошибки, допущенные в задании, указали на проблемы в самоконтроле. Дети невнимательно читают задание, выполняют действия с другими величинами.

 

Наиболее трудными оказались задания 9 и 11, которыедемонстрируют овладение основами логического иалгоритмического мышления.

Задание 9 связано с интерпретацией информации(объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы ипрогнозы).

Маша, Нина и Олег собирали груши. Маша набрала 16 вёдер груш, Олег набрал на 8 вёдер груш меньше, чем Маша и Нина вместе. Один из троих ребят набрал 6 вёдер груш.

1) Сколько вёдер груш набрала Нина?

2) Сколько всего вёдер груш набрали ребята?

Задание 11 требует умения решать текстовые задачи в три-четыре действия.

Аня вырезала из бумаги несколько пятиугольников и шестиугольников. Всего у вырезанных фигурок 37 вершин. Сколько пятиугольников вырезала Аня?

Запиши решение и ответ.

При выполнении заданий повышенной сложности можно рекомендовать рассматривать с обучающимися различные варианты решения, приучая их к поиску решения вместо попыток применить готовый алгоритм.

Поиск плана решения задачи можно проводить двумя путями:

  • аналитическим способом, рассуждая от вопроса к данным («Чтобы ответить на вопрос задачи, надо знать … и …»);
  • синтетическим, рассуждая от данных к вопросу («Мне известно … и

…, по этим данным я могу узнать … и …»).

Возможно и использование их комбинации – аналитико-синтетического способа.

Для формирования умения выделять простые задачи из составной, вести рассуждения от данных можно использовать следующие упражнения:

  • Составь и реши простые задачи, используя эти данные.

· Поставь вопрос к данному условию. Выбери только те простые задачи, которые помогут ответить на главный вопрос.

Материалом для таких упражнений могут служить любые составные задачи, представленные в учебнике, если использовать только условия этих задач.

  • Использование аналогии при поиске плана решения

В основе этого способа лежит сравнение задач, при котором выявляется полное или частичное сходство отношений между данными величинами в условии ранее решённой задачи и вновь предложенной и высказывается предположение, что для решения новой задачи можно воспользоваться планом ранее решённой задачи.

  • Поиск плана решения по модели

В некоторых случаях графическая модель подсказывает план решения задачи.

· Поиск плана решения путём составления уравнения

 

 

Окружающий мир.

Умения, вызвавшие затруднения:

1.Умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач при моделировании экспериментов, опытов.

У многих учащихся вызвало затруднение задание, где необходимо было показать умение различать действия в описании опыта, его цель, ход, выводы.

Владислав проводил наблюдения за растворением веществ в воде. Он взял два одинаковых стакана, налил в них одинаковое количество воды: в один стакан горячую, в другой холодную. В каждый стакан он положил по одному кусочку сахара. Оба стакана Владислав поставил на стол и стал наблюдать за растворением сахара.

6.1. Сравни условия растворения сахара в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.

Количество воды в стаканах: одинаковое / различное
Исходная температура воды в стаканах: одинаковая / различная
Количество сахара в стаканах: одинаковое / различное

6.2. Какие измерения и сравнения в ходе этого опыта нужно проводить Владиславу, чтобы определить, как влияет температура воды на скорость растворения сахара в ней?

6.3. Если бы Владислав захотел выяснить, влияет ли количество сахара на скорость его растворения в воде, с помощью какого опыта он мог бы это сделать? Опиши этот опыт.

 

2.Не развито у учащихся умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.

Задание №7 – формулировка правил, обозначенных знаками.

Задание №8 – описание профессии, её ценности для общества.

Задание №9 – ответить на вопрос, например:Почему деятельность медицинских работников важна для каждого человека? (Напиши ответ объёмом до пяти предложений.)

Если название региона и главный город назвали многие учащиеся правильно, то культурные центры, музеи, исторические места в своём регионе дети знают недостаточно хорошо, т. е. вопросу краеведения нужно уделять больше времени.

Какие памятники истории и культуры находятся в твоём городе (укажи не менее трёх)? Напиши об одном из этих памятников.

Вызвало затруднение задание №3 на умение определять природную зону на географической карте;

Причины: недостаточно практических заданий на определение природных зон, т.к. в программе Н.Ф.Виноградовой уделено мало внимания, некорректное изображение, дети могли перепутать тайгу, тундру, смешанные леса.

Выявленные проблемы, позволили сформулировать рекомендации для учителей начальных классов.

Учителям начальных классов, обратить внимание на формирование

регулятивных УУД: контроль и коррекция написанного;

-общеучебных УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности обучающихся;

коммуникативных УУД: соблюдение и оценивание норм русского литературного языка в собственной речи

Необходимо на уроках уделять больше внимания заданиям, требующим логических рассуждений, доказательств, обоснований, а также заданиям, направленным на сравнение, обобщение, формирующим умение делать выводы и прогнозы, работе с текстом и определением главной мысли в тексте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: