Какой он – учитель будущего?




 

Вы не задумывались, почему одним из контрольных вопросов, когда забываешь пароль от электронной почты, раньше был вопрос: «Как звали твою первую учительницу»? Как показатель того, насколько важен в жизни каждого педагог, первый, второй или десятый… Кому как повезет. Педагог, который может изменить траекторию твоей жизни, имя которого впечатывается в память, лицо стоит перед глазами, а голос, произносящий в сотый раз ключевые фразы надоевшего школьного предмета, звучит в ушах, когда этого совсем не ждешь… Что же происходит с профессией учителя сейчас, когда страна взяла курс на цифровизацию образования? Превратится ли он в ближайшее десятилетие в наставника-«гувернера» или, может быть, его удел - стать «говорящей головой» на экране компьютера или смартфона?

 

Мы все уже осознали неизбежность цифровизации образования. Масштабные инвестиции в

федеральные проекты «Цифровая образовательная среда», «Новые возможности для каждого», «Социальные лифты для каждого» нацпроекта «Образование» не оставляют сомнений, что цифровая трансформация состоится.

А недавнее переименование их ответственного исполнителя - Минкомсвязи России в Минцифру (Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации) сжигает последние мосты для надеявшихся на возвращение к традиционным форматам жизни, общения, обучения. Теперь, только — цифра.

 

Многие, к числу которых я отношу и себя, уже сполна успели и насладиться преподаванием и учебой на удаленке, и попробовать себя в роли тьютора, организуя во время карантина образовательный процесс собственных детей. В этот тяжелый для всех период мы смогли оценить не только важность профессии медика, но и вклад учителя в общее для нас всех дело: обучение, воспитание и развитие наших детей. От педагогов традиционной школы потребовалась полная мобилизация всех знаний, сил, а главное — педагогического оптимизма и импровизации в преподавании, чтобы без цифровых инструментов, без специальной технической и методической подготовки, да что там - у многих и смартфона нормального не было - закрыть брешь в ковчеге знаний во время последней четверти прошлого учебного года. Ничего не поделаешь, педагог — профессия творческая. А творчество —это создание качественно новых материальных или духовных ценностей. Например, известен такой методический шедевр физрука одной из петербургских школ — удаленный урок сухого плавания по Zoom-у.

 

Наши героические учителя в большинстве своем выдержали испытание дистанционкой. Но вопрос о том, как жить дальше, и что противопоставить вызовам современности, остался. Все давно шло к тому, что хорошо знать свой предмет, методику его преподавания и любить детей — этого не достаточно. И твои пять десятков профессионально-значимых качеств из учебника «Педагогической психологии», среди которых такие, как вежливость, воспитанность, гуманность, доброта, искренность, порядочность, самокритичность, скромность - совершенно не имеют значения в дистанционном учебном процессе. Зато другие: выдержка и самообладание, гибкость поведения, дисциплинированность, инициативность, настойчивость, ответственность, организованность, предусмотрительность, и сообразительность приправленные чувством нового и технической эрудицией — очень даже пригодились. Все это выяснилось внезапно, жестко...

 

К учителю XXI века предъявляются совсем новые требования, чем раньше, причем пока никто точно не понимает — какие. Очевидно лишь одно — система образования должна работать все эффективнее и эффективнее, а качество образования все улучшаться и улучшаться. При этом все то, что делал раньше учитель: передавал знания, контролировал, оценивал и мотивировал — теперь должна делать некая абстрактная «цифровая образовательная среда». Как указывается в Манифесте о цифровом образовании, она (эта самая среда) «должна давать постоянную и индивидуализированную обратную связь на все действия обучающегося, непрерывно анализировать потребности и способности ученика и предлагать сценарии дальнейшего развития. Учебная среда онлайн – это не просто сцена, на которой разворачивается образовательный процесс, а динамичное пространство, способное менять свои характеристики в зависимости от того, кто и как в ней себе ведет». Звучит, как кошмар из страшного цифрового сна...

 

А что же учитель? Какой такой учитель? Точнее, какой из них? Педагогический дизайнер, инструктор по интернет-серфингу, веб-психолог, междисциплинарный тьютор,разработчик образовательных траекторий,брейн-тренер, лайфстайл-тренер, техник образовательных игровых сред?

Нет-нет, говорят нам, педагог в системе образования еще пока нужен. А то кто же будет стоять с морковкой и кнутом за спиной ученика и следить, как цифровая среда с ним взаимодействует? Ведь в сети уже море лайфхаков, как филонить во время дистанционки. Можно примитивно выключить камеру и похрапывать под журчанье лектора, а можно создавать сложный антиобразовательный контент: записать на видео одно упражнение на отжимание, а потом скопировать его, размножить до нужного количества и выставить тренеру в ZOOMе. Вот тут-то и выходит на сцену ваш покорный слуга — наставник — погонщик упрямых осликов. И, записывая каждое свое включение на видео (для отчетности перед начальством и родителями, а забудет — штраф 50000 руб.), начинает старательно включать своего питомца во взаимодействие с образовательными проектами.

 

Или еще один сценарий развития в профессии: когда учебный материал курса собран специалистом-предметником, скомпонован в модули педагогическим дизайнером, выставлен

техническим специалистом, требуется ведущий. Человек с хорошей дикцией и приятной киногеничной внешностью, который станет «лицом» модуля или курса. Желательно, конечно, наличие педагогического образования и знаний по предмету, вдруг ученики проснутся и начнут вопросы задавать. Может, это и есть педагог будущего? Оптимисты рисуют такую жизнеутверждающую картину: «Мы верим, что в будущем образовательные онлайн-программы могут сформировать новый самостоятельный жанр, со своими поклонниками, колоссальными бюджетами и «голливудскими» учителями в главных ролях». (Манифест о цифровом образовании).

 

Вот тут-то и задумываешься о ценностях традиционного образования. Страшно оставлять своего ребенка в компьютерно-сетевом лесу наедине с цифровой средой, которая мне лично напоминает болото из кинофильма «А зори здесь тихие». Хочется, чтобы Педагог с большой буквы взял школьника за руку и провел через все буераки этого трансформированного образования. И чтобы при словах «мой любимый учитель» у ребенка всплыло в памяти человеческое лицо, а не экран ноутбука с изображением ботоксной голливудской красотки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: