Общие сведения о произведении




Аннотация

На русскую народную песню

«Колечко мое»

Обр. В. Гончарова

Содержание

1.Общие сведения о произведении………………...………………..……….3

2. Музыкально-теоретический анализ………………………………………...8

3. Вокально- хоровой анализ………………………………………………….11

4. Исполнительский анализ……………………………………………………17

Литература…………………………………………………………………...20

 

 

Общие сведения о произведении

Каждый народ за всю свою историческую эпоху эволюционировал вместе с музыкой, которая сопровождала его на этом пути. Проследить развитие, основные вехи истории и значимые события народа можно, прослушав музыкальные композиции, принадлежащие к разному времени. Это позволит уловить самые важные мотивы в народном творчестве, которое передает всю глубину переживаний, страданий, радостей и побед в то или иное время. Особенное значение имеет не столько музыка, сколько слова песен. Этим отличается русская музыкальная культура с давних времен.

Русские песни исполняются в русском народе одиночно или хором, обычно без сопровождения музыкальных инструментов. Даже пляшут русские крестьяне под пение песен. Сюжеты, которым посвящены русские народные песни, весьма многочисленны и обнимают весь строй крестьянской деревенской жизни (а в последнее время — и городской), все явления жизни крестьянина от колыбели до могилы. Существует много опытов классификации русских песен по их содержанию. Наиболее стройной является классификация известного знатока и собирателя русских песен П. В. Шейна, который свое многотомное собрание великорусских песен (до 3 тысяч), разделил на две главные категории, по двум сторонам жизни крестьянина — личной и общественной: а) песни, отражающие в себе главные моменты жизни человека — рождение, женитьба, смерть — но в пределах своей семьи, своей волости, и б) песни, в которых выражается переход к жизни общественной, государственной.

Также в классификации песен выделяют такие жанры:

- календарно-обрядовые песни. Классификация этих песен связана с порами года, сезонными аграрными циклами, трудовой деятельностью человека.

- семейно-обрядовый фольклор. Семейные обряды и обычаи – это отражение главных событий в жизни человека – рождение, вступление в брак, смерть. Песни этого типа следуют таким же принципам и классифицируются как: песни на крестины, к свадебному обряду и на похороны.

- необрядовые песни. Это песни, которые не сопровождали определенные обряды, звучали на вечерках, беседах. Основное назначение такой песни – выражение разнообразных эмоций и переживаний народа. Жанры необрядовых песен – детские, колыбельные, сатирические, застольные, танцевальные, считалки, батрацкие, рекрутские, солдатские, социального протеста.

Обряды – это установленные обычаем действа и песнопения, отражающие верования народов. С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.

Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться. Юноши и девушки ряженые ходили по дворам, прославляли Коляду – молодое солнце, дающее всем блага, требовали подарка. С утверждением христианства это празднество стало все больше переноситься на рождественский сочельник и на крещенский вечер. Святки – народное название периода от Рождества до Крещения становились самым любимым зимним праздником. В каждом доме к празднику Рождества Христова пекли пироги, караваи, символизирующие плодородие, приготовляли обрядовое печенье: баранки, фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным. Пол в избе устилали соломой, по дому рассеивали зерна пшеницы. Вся семья садилась угощаться за стол, поминали умерших родителей и просили у них помощи. Святки праздновались всеми, но больше всего молодежью. Игры, песни, посиделки, гадания наполняли двухнедельное святочное празднество. Как и в самые давние времена, парни и девушки ходили от избы к избе, но теперь с изображением звезды, возвестившей о рождении Христа, и пели величальные, то есть поздравительные песни, которые назывались колядками.

Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали. Масленицу называли широкой, потому что это был веселый праздник: катались на санях с гор, на лошадях по деревне, играли во взятие снежного городка, устраивали ярмарки, балаганы, кулачные бои. На Масленицу было принято печь блины, напоминавшие о весеннем солнце, которые затем поедались. Считалось, что чем больше блинов съешь, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Недаром пели: «Как на масленой недели из печи блины летели...»

Изгнание зимы, сожжение Масленицы еще не означало появления весны. Весну нужно было зазвать, оповестить о том, что ее с нетерпением ожидают. Обряд закликания весны приходится на середину Великого поста.

Произведение «Колечко мое» относится к календарно-обрядовым песням. Данная русская народная песня изложена в виде гадания, которое проходило во время зимних святок. Во время куплета происходит само гадание, после чего следует заговор – результат самого гадание, далее по кругу гадают на другую девушку. В данном случае гадание происходит на замужество, самое долгожданное и важное событие каждой девушки. Характер лирический, нежный, таинственный, томящий.

Русская народная песня «Колечко мое»в обработке В. Гончарованаписана для солиста, женского четырехголосного хора и сопровождения.

Виктор Гончаров (1951–2013) – выдающейся хоровой дирижер, народный артист России, профессор Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова.

Талантливый и разносторонний музыкант, он на протяжении многих лет осуществлял смелые творческие замыслы и проекты не только в сфере хорового искусства, но и в области музыкальной культуры и образования. Виктор Иванович был неиссякаемым источником творческих идей, что проявилось в его многогранной деятельности – исполнительской, композиторской, организаторской. Неутомимый труженик В. И. Гончаров постоянно пребывал в атмосфере творчества – создание хоровых обработок, аранжировок и переложений, музыкальное руководство крупнейшими региональными мероприятиями в сфере искусства и культуры, концертныевыступления и гастрольные поездки с лауреатом девяти международных конкурсов синтез-хором «Певчие Тихого Дона», ансамблями песни и пляски СКВО и МВД (в разные годы), детским театром-студией вокально-сценического мастерства «Жар-птица», работа в жюри всероссийских и международных вокально-хоровых конкурсов, а также огромное количество художественных проектов, реализованных или, к сожалению, оставшихся в планах… В. И. Гончаров «прошел творческий путь от солиста городского хора мальчиков, руководимого заслуженным деятелем искусств В. А. Никольским, до профессора Ростовской государственной консерватории», – так повествует о маэстро энциклопедическое издание «Культура Дона в лицах».

Виктор Иванович Гончаров не только принадлежал к числу крупнейших деятелей музыкальной культуры в Ростовской области. С именем В. И. Гончарова ассоциируется целая эпоха в вокально-хоровом искусстве Юга России. Память о выдающемся музыканте живет в сердцах его соратников, коллег, в его музыке, с большим успехом исполняемой отечественными хоровыми коллективами на концертных площадках многих стран мира.

Начиная с 1990-х годов, В. И. Гончаров опубликовал 5 сборников хоровой музыки: «Обработки донских казачьих песен для хора без сопровождения и в сопровождении баяна (ф-но) и ударных» (в 2 ч., 1999); «Календарные праздники Древней Руси: Песенно-обрядовое действо в 7 частях» (2 т., 2007); «На пути к вершинам вокально-хорового исполнительского мастерства: Обработки и переложения для хора без сопровождения и в сопровождении ф-но и ударных» (2011).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: