Общие сведения о произведении




Аннотация

На русскую народную песню

«Уральские страдания»

Обр. Н. Голованова

Содержание

1.Сведения об авторах музыки и текста.……………………………………3

2.Общие сведения о произведении…………………………………………..5

3. Музыкально-теоретический анализ………………………………………..8

4. Разбор трудностей…………………………………………………………12

5. Для какого хора написано произведение..…....………………………….17

6. Значение произведения……………………………………………………17

Литература…………………………...………………………………………..18

 

 

Сведения об авторах музыки и текста

 

Народная музыка — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение. Народную музыку следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, как ветвь (корень) музыкального искусства.

Русская песенная культура - одно из ценнейших духовных достояний народа за многовековую его историю.В народных песнях отражены самые разнообразные проявления жизни трудового народа. Особенность русской музыки и фольклора заключается в том, что в нем органично переплетаются музыка, танцы и пение. Народная песня богата своими национальными интонационными и ладовыми особенностями.

По своему характеру произведение «Уральские страдания» можетрассматриваться как промежуточное звено между песенной лирикой и шуточными, плясовыми песнями.

Николай Семёнович Голованов (1891 — 1953) — русский советский дирижёр, пианист, композитор, хормейстер, педагог. Народный артист СССР, лауреат четырёх Сталинских премий первой степени.

Трудно преувеличить роль этого замечательного музыканта в становлении советской дирижерской культуры. Более сорока лет продолжался плодотворный труд Голованова, оставивший значительный след и на оперной сцене и в концертной жизни страны. Он принес в молодое советское исполнительское искусство живые традиции отечественной классики.

В юные годы Голованов получил отличную школу в Московском синодальном училище (1900—1909), где его наставниками были известные хоровые дирижеры В. Орлов и А. Кастальский. В 1914 году он с отличием окончил Московскую консерваторию по классу композиции у М. Ипполитова-Иванова и С. Василенко. Вскоре молодой дирижер уже начал кипучую творческую работу в Большом театре. В 1919 году здесь состоялся дирижерский дебют Голованова — под его управлением шла опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Деятельность Голованова была интенсивной и многогранной. В первые годы революции он с увлечением принимает участие в организации оперной студии при Большом театре (впоследствии — оперный театр имени К.С. Станиславского), аккомпанирует А.В. Неждановой в ее гастрольной поездке по странам Западной Европы (1922—1923), пишет музыку (его перу принадлежат две оперы, симфония, многочисленные романсы и другие произведения), ведет оперный и оркестровый классы в Московской консерватории (1925—1929). С 1937 года Голованов возглавляет Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, который именно под его руководством выдвинулся в число лучших музыкальных коллективов страны.

Н. Голованов — автор ряда оригинальных сочинений: оперы «Принцесса Юрата», симфонии, двух симфонических поэм, оркестровых сюит, Увертюры на русские темы, более 200 романсов, обработок народных песен, ряда духовных сочинений. Музыка Голованова практически не исполнялась после его смерти, но сейчас переживает возрождение: в сезонах 2009-2012 ряд оркестровых сочинений Голованова был исполнен Российским Национальным оркестром под управлением Михаила Плетнева, Московский Синодальный хор осуществил исполнения духовных сочинений Голованова, а его фортепианная музыка также начинает периодически звучать в концертах.

Н. А. Голованов воспитал целый ряд интересных специалистов-хоровиков, успешно работающих в различных городах страны. Работу в училище и консерватории совмещал с руководством коллективами художественной самодеятельности - мужским хором Свердловского горного института, ансамблем песни и танца Дворца культуры железнодорожников.

Общие сведения о произведении

 

Произведение «Уральские страдания» вошло в цикл обработок русских народных песен «Три уральские народные песни» - сюита для хора без сопровождения:

1. Мосту было, по мосточку

2. Уральские страдания

3. Горе моё

С точки зрения жанра произведение является хоровой обработкой русской народной песни.

Литературный текст:

 

Где-то девушки запели,

Да не весело поют.

Знать по нам истосковались,

Голосочки подают.

 

Пятью пять - двадцать пять:

Так ли вы считаете.

Вы никак без нас опять,

Девушки скучаете.

 

Что ты, Коля, лицемеришь.

На меня поклядывашь.

А вот любишь иль не любишь

Ничего не говоришь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: