Домашнее задание : пар.23,




План изучения:

1) Церковь после Смуты

2) Реформа патриарха Никона

3) Усиление разногласий между церковной и светской властью

4)Церковный собор 1666-1667 гг.

5)Протопоп Аввакум

6) Протесты старообрядцев

 

 

Церковь после Смуты.

Смута привела к противоречиям среди священнослужителей -патриарх Игнатий поддержал Лжедмитрия I, Гермоген -В.Шуйского, Филарет- Лжедмитрия II.

В 1619 г.Филарет (Федор Романов, отец Михаила Федоровича) возвратился в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патриархом всея Руси.

Филарет стал фактически вторым царем и смог укрепить государственную власть, но вопросы, касавшиеся церкви, решить не смог.

 

Реформа патриарха Никона

ЗАДАНИЕ: Прочтите текст в документе и выполните задания:

1) Какие причины привели к церковной реформе? Почему мнения верующих разделились?

2) Кто проводил реформу церкви?

3) Когда проводилась реформа?

В сер. XVII в. в русских книгах и обрядах накопилось много ошибок. При переписывании от руки из века в век накопилось много описок, искажений в тексте в сравнении с оригиналами. Немало сомнений вызывал и обычай многоголосья во время службы, крещение двумя пальцами и др. Патриарх Иосиф хотел провести реформы по древнерусским книгам, а Алексей Михайлович–по византийским (греческим), с которых они и переписывались.

В 1652 г. новым патриархом стал Никон, и в 1653-1655 гг. он провел реформу:

ü крещение не двумя, а тремя пальцами,

ü поясные поклоны вместо земных,

ü книги, иконы и обряды исправлены по византийским образцам.

Эти изменения вызвали протест широких слоев населения.

Церковный собор 1654 г.одобрил реформу

Усиление разногласий между церковной и светской властью

 

Новый патриарх был человеком своенравным и волевым. Получив власть над верующими,Никон выступил с идеей первенства церковной власти и предложил поделить ее по примеру Михаила Федоровича и Филарета.

Однако царь не пожелал ни с кем делить свою власть. Он перестал посещать патриарший Успенский Собор и приглашать Никона на государственные приемы.

Обиженный патриарх отказал царю в благословении и,заявив о сложении патриарших полномочий, удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Там Никон стал ждать,что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву.

Но Алексей Михайлович поступил иначе.

ВОПРОС: Почему усилились разногласия между царем и патриархом?

 

Церковный собор 1666-1667 гг.

В 1666 г. царь п ригласил в Москву четырех восточных патриархов и устроил суд над Никоном.

На собор под охраной привели Никона. Алексей Михайлович заявил, что «Никон самовольно и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся ». Тем самым царь давал понять, у кого реальная власть в стране.

Никон был осужден, лишен сана и отправлен в заточение в монастырь.

Собор осудил противников реформы (их предали проклятию) и передал их лидеров в руки светских властей.

Всех противников реформы стали именовать «старообрядцами»(староверами, раскольниками). Сторонников Никона именовали никониане.

Реформа патриарха Никона и церковный собор 1666-1667 г. положили начало р асколу в Русской православной церкви.

ВОПРОСЫ: 1) Кто такие староверы? Какие еще наименования вам известны этих людей?

2) Какое значение имел собор церкви 1666-1667 гг.?

Протопоп Аввакум.

ЗАДАНИЕ: Изучите п.5 «Протопоп Аввакум » пар.24 и выскажите свое мнение о протопопе Аввакуме. Что вас привлекает, а что отталкивает в этом человеке? Используйте документ на стр.80.

Протесты старообрядцев

Церковный раскол впервые привел к массовым религиозным выступлениям в России. Участвовали в них представители самых разных слоев населения. Разнообразны были и формы протеста: от самосожжения и голодной смерти, отказа признавать реформу Никона, уклонения от повинностей и неподчинения властям до вооруженного сопротивления царским воеводам.

За 20 лет в массовых самосожжениях погибло до 20 тыс. старообрядцев.

ЗАДАНИЕ: На стр. 79 найдите и выпишите крупнейшие восстания с тарообрядцев.

 

Домашнее задание: пар.23,

составить тест из 10 заданий (с ответами) по теме параграфа, раскрывающих тему по существу. Вопросы не должны быть однотипными.

Еще раз прошу- не присылайте задания, если вас об этом учитель не просит, не засоряйте мой интернет излишней информацией. У учителя времени лишнего нет. А вот те, кто должен сдать- сдавайте вовремя.

Готовиться к итоговой аттестации.

 

Патриарх Никон сожжение протопопа Аввакума



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: