План изучения:
1) Церковь после Смуты
2) Реформа патриарха Никона
3) Усиление разногласий между церковной и светской властью
4)Церковный собор 1666-1667 гг.
5)Протопоп Аввакум
6) Протесты старообрядцев
Церковь после Смуты.
Смута привела к противоречиям среди священнослужителей -патриарх Игнатий поддержал Лжедмитрия I, Гермоген -В.Шуйского, Филарет- Лжедмитрия II.
В 1619 г.Филарет (Федор Романов, отец Михаила Федоровича) возвратился в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патриархом всея Руси.
Филарет стал фактически вторым царем и смог укрепить государственную власть, но вопросы, касавшиеся церкви, решить не смог.
Реформа патриарха Никона
ЗАДАНИЕ: Прочтите текст в документе и выполните задания:
1) Какие причины привели к церковной реформе? Почему мнения верующих разделились?
2) Кто проводил реформу церкви?
3) Когда проводилась реформа?
В сер. XVII в. в русских книгах и обрядах накопилось много ошибок. При переписывании от руки из века в век накопилось много описок, искажений в тексте в сравнении с оригиналами. Немало сомнений вызывал и обычай многоголосья во время службы, крещение двумя пальцами и др. Патриарх Иосиф хотел провести реформы по древнерусским книгам, а Алексей Михайлович–по византийским (греческим), с которых они и переписывались.
В 1652 г. новым патриархом стал Никон, и в 1653-1655 гг. он провел реформу:
ü крещение не двумя, а тремя пальцами,
ü поясные поклоны вместо земных,
ü книги, иконы и обряды исправлены по византийским образцам.
Эти изменения вызвали протест широких слоев населения.
Церковный собор 1654 г.одобрил реформу
Усиление разногласий между церковной и светской властью
Новый патриарх был человеком своенравным и волевым. Получив власть над верующими,Никон выступил с идеей первенства церковной власти и предложил поделить ее по примеру Михаила Федоровича и Филарета.
Однако царь не пожелал ни с кем делить свою власть. Он перестал посещать патриарший Успенский Собор и приглашать Никона на государственные приемы.
Обиженный патриарх отказал царю в благословении и,заявив о сложении патриарших полномочий, удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Там Никон стал ждать,что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву.
Но Алексей Михайлович поступил иначе.
ВОПРОС: Почему усилились разногласия между царем и патриархом?
Церковный собор 1666-1667 гг.
В 1666 г. царь п ригласил в Москву четырех восточных патриархов и устроил суд над Никоном.
На собор под охраной привели Никона. Алексей Михайлович заявил, что «Никон самовольно и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся ». Тем самым царь давал понять, у кого реальная власть в стране.
Никон был осужден, лишен сана и отправлен в заточение в монастырь.
Собор осудил противников реформы (их предали проклятию) и передал их лидеров в руки светских властей.
Всех противников реформы стали именовать «старообрядцами»(староверами, раскольниками). Сторонников Никона именовали никониане.
Реформа патриарха Никона и церковный собор 1666-1667 г. положили начало р асколу в Русской православной церкви.
ВОПРОСЫ: 1) Кто такие староверы? Какие еще наименования вам известны этих людей?
2) Какое значение имел собор церкви 1666-1667 гг.?
Протопоп Аввакум.
ЗАДАНИЕ: Изучите п.5 «Протопоп Аввакум » пар.24 и выскажите свое мнение о протопопе Аввакуме. Что вас привлекает, а что отталкивает в этом человеке? Используйте документ на стр.80.
Протесты старообрядцев
Церковный раскол впервые привел к массовым религиозным выступлениям в России. Участвовали в них представители самых разных слоев населения. Разнообразны были и формы протеста: от самосожжения и голодной смерти, отказа признавать реформу Никона, уклонения от повинностей и неподчинения властям до вооруженного сопротивления царским воеводам.
За 20 лет в массовых самосожжениях погибло до 20 тыс. старообрядцев.
ЗАДАНИЕ: На стр. 79 найдите и выпишите крупнейшие восстания с тарообрядцев.
Домашнее задание: пар.23,
составить тест из 10 заданий (с ответами) по теме параграфа, раскрывающих тему по существу. Вопросы не должны быть однотипными.
Еще раз прошу- не присылайте задания, если вас об этом учитель не просит, не засоряйте мой интернет излишней информацией. У учителя времени лишнего нет. А вот те, кто должен сдать- сдавайте вовремя.
Готовиться к итоговой аттестации.
Патриарх Никон сожжение протопопа Аввакума