Духовное творчество Дж. Верди




Из цикла «Четырех духовных хоров»

Дж. Верди

Содержание:

 

I.Историко-стилистический анализ ………………………………………….3

II.Музыкально-теоретический анализ…………………………………….....11

III.Вокально-хоровой анализ………………………………………………...18

IV.Исполнительский анализ………………………………………………...25

Литература…………………………………………………………………….28

 

I.Историко-стилистический анализ

 

Cведения об авторе

 

 

Джузеппе Фортунино Франческо Верди (1813 1901)— итальянскийкомпозитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века.

Композитором созданы 28опер и один реквием. Лучшие оперы композитора: «Бал-маскарад», «Риголетто»,«Трубадур», «Травиата».

Вершина творчества — последние оперы: «Аида», «Отелло», «Фальстаф».

Популярность творчества Верди объясняется его глубокой народностью, органической и неразрывной связью с национальной демократической культурой своей страны, жизненной правдивостью и реализмом, высоким гуманизмом, необычайным мелодическим богатством. Популярность творчества Верди объясняется также и тем, что оно своеобразно отразило передовые общественные движения итальянского парода.

С детских лет Джузеппе вынужден зарабатывать себе на жизнь. Он берет уроки композиции у помощника дирижера театра «Ла Скала» и уже через 2 года в этом театре успешно выступает с первой оперой «Оберто». Ему тут же заказывают оперу «Король на час». В знаменитых операх Верди 50-х годов «Риголетто», «Травиата», «Трубадур» – характеры героев обрисованы глубоко и правдиво. «Риголетто» – первая зрелая опера Верди. Музыка ее драматична, богата интонациями живой речи. С 50-х годов оперы Верди идут на всех крупнейших сценах мира. Музыка Италии в 70-80-х годах переживала кризис. В такой обстановке 74-летний Верди создает шедевр - «Отелло». Но не просто картины природы он вводит в драму. Предсмертная песня Дездемоны об иве трогает безыскусственностью, чистотой и свежестью.Проходит несколько лет, и как национальное торжество отмечает Италия появление 26-й последней оперы Верди «Фальстаф» по мотивам Шекспира. Случай исключительный: 80-летний композитор создает произведение, полное непосредственности, юношеской свежести и юмора.

Предшественники Верди, повлиявшие на его творчество — Россини, Беллини, Мейербер и, самый важный — Доницетти. В двух последних операх, Отелло и Фальстаф, заметно влияние Рихарда Вагнера. Уважая Гуно, которого современники считали величайшим композитором эпохи, Верди тем не менее не позаимствовал ничего у великого француза. Некоторые пассажи в «Аиде» указывают на знакомство композитора с вещами Михаила Глинки, которого Ференц Лист популяризировал в Западной Европе, вернувшись из турне по России.

Композитор недооценивал выразительную силу оркестра и не умел использовать её до конца, когда ему это было нужно. Более того, оркестровое и контрапунктное новаторство характерно для творчества Верди — характерно настолько, что другие композиторы не посмели позаимствовать у него некоторые смелые приёмы из-за их мгновенной узнаваемости.

Дж. Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском такого сюжета для либретто, который бы лучше всего отвечал особенностям его композиторского дарования. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета «ненужных» деталей и «лишних» героев, оставляя лишь персонажи, в которых кипят страсти, и богатые драматизмом сцены.

 

 

Духовное творчество Дж. Верди

 

 

Жанровая ветвь духовного творчества Верди до сих пор не была предметом пристального внимания исследователей, несмотря на то, что внимание к личности Верди не только не ослабевало на протяжении XX века, но и с особой силой проявилось во второй его половине. Жанры духовной музыки Дж. Верди насчитывает всего несколько образцов: «Реквием», «Stabat Mater», «Te Deum», четыре хоровые и одну вокальную миниатюру, несколько ранних сочинений. Не занимая главенствующей роли в творческом наследии композитора, они тем не менее являют ряд истинных шедевров, обогативших мировую сокровищницу духовной музыки. Появление духовных сочинений в творческой биографии Верди позволяет рассматривать их как три этапа. Отделенные друг от друга значительным временным отрывом, эти периоды дают интересный ракурс исследованию эволюции хорового письма композитора. К первому этапу относятся опусы, появившиеся перед его операми (до 1836 года); второй период знаменуется «Реквиемом» (1874); третий представлен шестью разномасштабными произведениями (1880–1898), характеризующими поздний период творчества. Одна из острых проблем исполнения духовных сочинений Верди, обозначим ее сразу, –это степень принадлежности их тому или иному жанру.

Известно, что «Реквием», при соблюдении формальных жанровых признаков (опоре на канонический текст, номерной структуре, значительной роли полифонических форм и приемов письма), испытал огромное влияние оперы. Оно отразилось в таких значимых элементах, как мелодика, драматургия, музыкальная форма. Видимо, подобный жанровый синтез и дает исполнителю большие возможности в выборе направления собственной трактовки (об этом немного позже). Духовную музыку композитора можно отнести к этой жанровой ветви порой весьма условно из-за характера эмоций, неподобающих церковному стилю, картинного изображения канонического текста. Вспомним «Dies irae» из «Реквиема», где вопли отчаяния, глас трубы, созывающей мертвых на Страшный суд, выписаны с подлинно театральной конкретностью и невероятным размахом в выборе средств выразительности.

«Новаторство Верди в трактовке духовного жанра в его слиянии с принципами театральной драматургии и оперного вокального стиля осознавалось всегда. При жизни композитора его упрекали в “светскости”, в слишком “земном” характере Реквиема». Эту же мысль подтверждает наличие некоего взаимопроникновения между различными жанровыми направлениями: в духовных произведениях Верди есть примеры использования поэзии, вольных пересказов канонического текста, как в «Ave Maria», «Pater noster», «Le laudi alla Vergine Maria».

Однако, наряду с оперным влиянием, отметившим духовные сочинения, в творчестве Верди наблюдается и обратный процесс: оперы композитора изобилуют эпизодами духовного содержания. Таким образом, для композитора важна сама тема присутствия Высшей силы в жизни человека независимо от жанра, избираемого для ее воплощения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: