Все равно, что себя хоронить.




Наблюдать умирание ремесел

 

Актуальность. В наше время большое внимание уделяется изучению и возрождению народных промыслов и ремесел. За последние годы практически все учебные предметы школьного курса переосмыслены с учетом новых социальных и психолого-педагогических позиций.

В начале 21 века, века технического прогресса, особую привлекательность вызывают изделия «крестьянского искусства», в них неувядаемо сохраняются корни для дальнейшего развития и расцвета русского искусства.

Сухомлинский говорил, что «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли, чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Включение детей в разные виды прикладного творчества (вышивание, плетение, вязание, лоскутная мозаика и др.) которые дополняют друг друга, способствуют расширению и углублению знаний, умений и навыков, дает больше возможностей для творческого развития личности ребенка.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, влияют на развитие способностей к творческой деятельности.

Мы проживаем в регионе уникальном в этнокультурном отношении. На протяжении всей истории он складывался как полиэтничный: его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу, традициям народы, в результате чего был сформирован один из интереснейших этнокультурных комплексов, не имеющих прямых аналогов в других регионах России. Пермский край многонационален – это восточнославянские – русские, финно– угорские – коми-пермяки, удмурты, марийцы и манси, тюркские – татары и башкиры идругие народы. Поэтому мы имеем возможность знакомиться с художественными промыслами всех народов, проживающих на территории Пермского края.

Я работаю по программе, которая имеет блочную (модульную) структуру, построена по принципу постепенного усложнения и состоит из блоков. Блок (модуль) – законченный фрагмент, обеспечивающий получение определенной части предполагаемых результатов.

Программа содержит следующие блоки (модули):

· Художественная вышивка (техника изонить, ручная вышивка, вышивка бисером и стеклярусом и др.)

· Мастерская природы (флористика, работа с соломкой, берестой, рогозом и др.)

· Работа с бумагой (торцевание, квиллинг, оригами, айрис – фолдинг и др.)

· Работа с различными материалами (подготовка к выставкам по плану ЦТЮ «Полет», знакомство с календарными праздниками и обрядами Прикамья, изготовление игрушек – сувениров к праздникам, знакомство с новыми видами ДПИ).

Актуальность программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывающий бережное и чуткое отношение к людям, труду и творчеству.

Сегодня, как и во все времена, народное искусство играет важную роль в эстетическом формировании художественного вкуса человека, уважение к культурным вековым традициям. Художественные народные промыслы России, возникшие в доисторические времена как крестьянское искусство, сегодня превратилось в мощный пласт художественной народной прикладной культуры. Развивать личность ребенка можно различными путями, в том числе с помощью художественного творчества, одним из которых является «ткачество».Как известно, что ткачество это разновидность техника плетения.

Проживая в сельской местности, где большинство людей считаются малообеспеченными, приходится искать менее затратные варианты для работы. Поэтому ручное ткачество нам подходит для теоретического изучения и практической деятельности, как на занятиях, так и находясь на дистанционном уровне.

Традиционная техника ткачества не сложна, но трудоёмка, так как тканые работы обычно имеют большие размеры, я, же в своей работе с детьми использую более простой вариант ткачества – это гобелен на картоне и других приспособлениях, то, что можно применить в ручном ткачестве. Использую следующие незамысловатые приспособления, например:

- тканые браслеты без станка («ромашка» из картона; коктейльные трубочки);

- плетение на шаблонах (картонные круги, рамки из картона, рамки с гвоздями, пяльцы, sd диски, крышки от ведерок разного размера);

Вместо иголок я использую невидимки, булавки, самодельные иглы из пластиковых крышек и другие подручные материалы.

Умение делать вещи своими руками – совершенно особая область творчества. Этому увлечению посвящаем многие часы, а результаты приносят особое удовлетворение. Занятия по рукоделию помогут нашим детям не только освоить новые техники, но и дадут новый толчок их воображению. Не менее важную роль в этом играет и ручное ткачество.

В дальнейшем свой опыт я ещё буду использовать, и наработки хотела бы разместить на площадке Google Класс.

Педагог дополнительного образования Вдовина Наталья Васильевна.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: