МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИЧИН.
Определение: Величина - свойство объектов (предметов или явлений), которое присуще им в большей, меньшей или равной степени.
Общий план изучения величин:
1. Сравнение объектов по данному свойству (величине). Выделение величины.
2. Введение единицы величины.
3. Упражнения в измерении и отмеривании
а) с помощью мер
б) знакомство с приборами и инструментами
в) с помощью инструментов.
4. Сравнение величин (с помощью единиц величин), арифметические действия с величинами (сложение и вычитание величин, умножение величины на число, деление величины на число и на однородную величину).
5. Введение других единиц величины.
План изучения новой единицы величины.
1. Показ необходимости введения новой единицы.
2. Формирование конкретных представлений о новой единице (демонстрация модели).
3. Практическая работа по измерению величины предмета с помощью модели.
4. Знакомство с приборами и инструментами (при необходимости).
5. Выполнение арифметических действий и решение задач с новой единицей.
6. Соотношение с изученными единицами.
6. Составление таблиц отношения единиц величины. Преобразование единиц величины. Обобщение.
ТЕМА: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ«ДЛИНА»
Определение: Длина это свойство предметов иметь линейную протяженность.
Место темы (записать самостоятельно)
Задачи изучения темы:
1. Сформировать конкретные представления о длине и единицах длины.
2. Научить измерять длину предметов с помощью единиц длины.
3. Научить преобразовывать единицы длины.
4. Научить выполнять арифметические действия с единицами длины.
Наглядные пособия, используемые при изучении темы:
1. Модели сантиметра, дециметра, метра.
2. Масштабная линейка.
3. «Складной метр».
4. Рулетка.
5. Лупа.
6. Таблица единиц длины.
Методика работы:
1. Сравнение длин предметов (полосок, отрезков). Эта работа ведется, начиная с первых уроков. Сравнивать длину предметов можно: «На глаз» (Кто выше - Саша или Петя?), по представлению (Что шире – река или ручей?), наложением (приложением) (На парте лежат полоски, сравните их по длине), опосредованно – с помощью полоски, бечевки и т.д. (Полоски прикреплены на доске, их нельзя «наложить») С использованием мерки.
2. Знакомство с сантиметром (фрагмент урока)
· Сравните длину двух полосок (полоски близкие по длине, которые нельзя наложить друг на друга, меньшая полоска светлая, большая темная).
Дети дают разные ответы, предлагают способы
сравнения, приходят к выводу: чтобысравнить
длины полосок, их нужно измерить.
· Сравните длину двух полосок (полоски равны по длине, но разбиты на разные мерки).
В первую полоску укладываются три мерки, во вторую–две,
два меньше трех, значит первая полоска длиннее. Где
ошибка в рассуждениях? (Взяты разные мерки). Вывод: нужно ввести единую мерку. Такая мерка существует, это 1 сантиметр. На доске табличка со словом САНТИМЕТР. Учитель демонстрирует модель сантиметра (на проволоке). Дети находят модель сантиметра у себя в конвертах, прикладывают к клеткам тетради, к пальцу, вычерчивают 1 сантиметр в тетради. Учитель показывает краткую запись 1 см (1см), обращает внимание, что точка в конце сокращения не ставится.
3. Упражнения в измерении и отмеривании.
· Измерение длины данной полоски с помощью модели сантиметра (можно организовать работу в группах).
· Составление из моделей сантиметров полосок заданной длины.
· Показ необходимости введения измерительного инструмента. Знакомство с линейкой:
-Рассмотрите линейку. Что вы видите?
-Каково расстояние между двумя делениями с цифрами (между длинными штрихами)? Проверьте с помощью модели сантиметра.
-Измерьте длину полоски с помощью линейки
Правила измерения: штрих с цифрой 0- начало отсчета, совместим начало отсчета с началом полоски. С каким числом совпадет конец полоски? Значит длина полоски…см.
-Измерьте длину предмета с помощью линейки.
-От мотка бечевки (ленты, рулона бумаги) отрежьте 7см.
-Начертите отрезок длиной 9см.
4. Сравнение длин предметов, заданных значениями длин. Решение задач.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: подобрать упражнения из учебника М1(1ч.), записать.
5. Знакомство с новыми единицами длины.
Изучение новых единиц длины помогает закрепить знания по нумерации чисел.
Арифметические действия с изученными единицами длины рассматриваются при изучении соответствущих разделов программы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
1.Проследить взаимосвязь в изучении тем «Нумерация» и «Единицы длины».
2.Определить, какие вопросы нумерации закрепляются при введении новых единиц длины, подобрать соответствующие упражнения.
3.Записать примеры устных и письменных вычислений с образцом решения.
6. Составление таблицы единиц длины происходит после введения всех единиц длины.
1км 1м 1дм 1см 1мм
1000 10 10 10
Сот. тыс. | Дес. тыс. | Ед. тыс. | Сотни | Десятки | Единицы |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1. Разработать фрагмент урока по введению одной из единиц длины (дециметр, миллиметр, метр, километр)
2. Подобрать дополнительный материал для изучения темы «Длина»