Проблема движения в философии




Человек давно пытался понять тайну движения. Уже в древней Греции, например, Аристотель писал: «Незнание движения необ-ходимо влечет за собой незнание природы».

В Новое время (17 в.) философы, хотя и сводили движение к механическому перемещению, тем не менее, считали, что движение и материя неразрывны. Например, в конце 18 века английский философ Дж. Толланд утверждал, что «материя и движение не могут существовать друг без друга».

В начале 19 века Гегель пытался преодолеть односторонность сведения движения к механическому перемещению включением в понятие движения качественных изменений.

В конце 19 века в диалектическом материализме понимание движения преодолевает ограниченность предыдущих определений.

1. Под движением понимается изменение вообще.

2. Движение определяется как способ существования материи.

Философское определение движения как способа существования материи строится на основе принципа единства онтологического и гносеологического в рамках отношения сознания и материи.

В человеческом сознании материя отражается в виде отдельных процессов и явлений. Но что является основой расчленения? – движение и именно в этом смысле оно есть способ существования материи. То есть, функционально движение первично

--Поэтому основной признак движения – МАТЕРИАЛЬНОСТЬ

--Кроме этого, движение – АБСОЛЮТНО, так как оно имеет свою причину в самом себе и не нуждается для своего существования в чем-то внешнем.

--И оно ПРОТИВОРЕЧИВО, то есть оказывается неразрывным единством изменчивости и устойчивости, например, человек всю жизнь остается самим собой и, тем не менее, постоянно изменяется физически и духовно. В истории философии можно найти как абсолютизацию изменчивости (Кратил), так и устойчивости, покоя (Парменид).

Ведущей стороной движения является изменчивость, так как:

1. Изменчивость определяет возникновение нового, а покой только фиксирует достигнутое.

2. Покой допускает в рамках меры только количественные изменения, например, вода, может изменяться в пределах от 0 до 100 градусов, не теряя качества жидкости.

3. Устойчивость сохраняется лишь в определенном отношении. Например, человек может изменяться как социальное существо, но оставаться постоянным как существо биологическое.

Категория «Движение»как и категория «Материя» есть абстракции и, как таковые, в мире вещей не существуют. В действительности в мире сущего существуют конкретные формы движения, являющиеся способом существования конкретных видов и уровней материи и определяющие многообразие ее проявлений.

Учение о формах движения материи

Современные знания о формах движения материи и их материальных носителях можно представить в следующем виде.

1) ФИЗИЧЕСКАЯ форма движения материи связывается с микроуровнем. Ее материальный носитель – поле и его частицы.

2) Химическая форма движения материи связывается с взаимодействием атомов в молекуле. Материальный носитель – атомы и молекулы.

3) Геологическая форма движения материи связывается с процессами поверхностной оболочки Земли, формирующими ее мантию и ландшафт. Материальный носитель – система каллоидных структур, дифференциация которых ведет к появлению углеводородов и других органических соединений, как основы жизни на Земле.

4) Биологическая форма движения материи формируется в рамках геологической формы как способ существования НУКЛЕПРОТЕИДОВ, обеспечивающий с помощью обмена веществ с окружающей средой их существование и развитие. Материальный носитель – клетка и организм.

5) Социальная форма движения материи как способ существования общества представлена материальной деятельностью в рамках сообщества. Материальный носитель – «человек – общество».

Философские проблемы учения о формах движения материи:

1. Происхождение высших форм было возможно только на базе низших (биологическая форма возникает на базе физической и химической).

2. Несводимость высшей формы к сумме низших, входящих в нее в снятом виде (общество, его законы нельзя свести к законам биологической, химической и физической форм).

3. Недопустимость отрыва высшей формы от низших (нельзя понять человека только как социальное существо).

4. Универсальность движения и его законов, то есть относительность различения отдельных форм движения. Они являются лишь проявлением универсальной активности материи (закон сохранения и превращения энергии).

 

Пространство и время

В истории философии в гносеологическом аспекте пространство и время понимались как субъективные априорные формы, существующие только в сознании человека (Кант, Фейербах).

В онтологическом аспекте пространство и время разрывались между собой и отрывались от материи (Ньютон, Демокрит). Они понимали пространство как пустое вместилище, а время как чистую длительность. Эта точка зрения получила название Фундаменталистской.

Развитие науки обосновывает их неразрывное единство и относительность их различения. Теория относительности Эйнштейна доказала, что движущаяся материя существует в пространственно-временных формах и представляет собой единый пространственно-временной континуум, в рамках которого существует взаимозависимость всех его сторон и аспектов. Эта взаимосвязь, например, проявляется в сокращении размеров тела, летящего со скоростью света и в замедлении процессов в летящем теле. Эта теория получила название Релятивистской.

В рамах релятивистской теории категория «Пространство» обозначает объективную, универсальную форму существования самой материи, ее протяженность, структурность, сосущество-вание и взаимодействие элементов во всех материальных системах. А категория «Время» обозначает объективную форму существования материи, выражающую длительность, смену состояний в процессах изменения и развития всех материальных систем.

То есть, пространство - это не пустое вместилище материальных объектов, а их протяженность и сосуществование друг с другом, их оформленность, а время – не чистая длительность, с которой сравниваются как с масштабом изменения в явлениях и процессах, а сами изменения, последовательность смены одних состояний объектов другими.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: