Отношения человека с миром – это целостная, универсальная и логическая система. Каждый человек, рождаясь, вступает в систему отношений. Проживает же их каждый по-своему: индивидуально, неповторимо, уникально. Искажения на каждом из 7-ми уровней системы отношений приводят человека в процессе жизни (в различные возрастные периоды) к целому ряду проблем. А так как «природа не терпит односторонности», то каждый день, каждую минуту выделенного для жизни человека бесценного времени она (природа или законы развития природы) будет стимулировать его к познанию противоположных и недостающих качеств.
В соответствие с выделенными уровнями системы отношений (см. тему 1.6) можно определить комплекс важнейших задач, от решения которых зависит благополучие человека, а также определить сферы развития человека, каждая из которыхформирует ЦЕЛЬ (цель – как осознанный образ предвосхищаемого результата, определяющий целостность и направленность поведения) развития человека в течение жизни.
Одна из жизненных задач человека – это организация пространства жизнедеятельности, экономическая, хозяйственная, финансовая сфера, формирование материально-бытовых отношений. Эта сфера развития (физическая) определяется также направленностью человека на физические и физиологические изменения, включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека. Цель развития на этом уровне – хорошее (физическое) самочувствие, комфорт в существовании, новые ощущения.
Вторая жизненная задача – это постижение системы эмоционально-чувственных отношений, строительными элементами которой являются доверие или замкнутость, искренность или отчужденность, радость или грусть и т.д. Эта сфера развития (эмоциональная) определяется направленностью человека на постижение разнообразия эмоционально-чувственных состояний. Цель развития на этом уровне – внутренняя гармония, разнообразие эмоционально-чувственных переживаний, эмоциональная целостность.
Третья жизненная задача – это развитие системы информационных отношений. Это сфера личных интересов, организации своей деятельности, досуга и отдыха, сфера личностного роста, включающая в себя все аспекты познавательного развития, развитие способностей (в том числе и умственных), формирующая системно-логическое мышление. Эта сфера развития (интеллектуальная) определяется направленностью человека на постижение знаний, умений и навыков, предназначенных для его адаптации в окружающей среде. Цель развития на этом уровне – интеллектуальные способности, позволяющие эффективно диагностировать, прогнозировать и управлять пространством жизнедеятельности.
Четвертая жизненная задача – это решение вопросов межличностных отношений. Она предусматривает изменение межличностных отношений с целью становления самосознания личности, ее творческого саморазвития и выражается в восприимчивости, чувствительности к проблемам, открытости к новым идеям, склонности изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, в способах решения жизненных проблем, а также в изобретательности, оригинальности, нестандартности, творческом воображении, интуиции, эмпатии, культуре чувств и вдохновении. Все это можно назвать одним словом – креативность. Эта сфера развития (межличностная) определяется направленностью человека на построение и преображение межличностных отношений (общение, любовь, дружба). Цель развития на этом уровне – конструктивное межличностное общение.
Пятая жизненная задача – это формирование разноуровневых коллективных отношений. На протяжении всей жизни человек направляет свои душевные силы на поддержание отношений с родственниками, друзьями, коллегами, единомышленниками, каждые из которых представляют свой уникальный коллектив, с собственной системой ценностей, убеждений, целей. Несмотря на это, перед человеком возникает еще более сложная задача – необходимо найти баланс в ситуации межколлективного взаимодействия.
Задача этого уровня непосредственно связана с вопросами профессионального становления и личностного роста. Чтобы «выжить» в иерархии любого коллектива необходимы: социально признанный стиль поведения; умение формулировать свою социальную позицию; развитые коммуникативные способности; способность согласовывать свои взгляды, мнение, задачи, действия; ответственность как способность самостоятельно принимать эффективные решения и др. Эта сфера развития (социальная) определяется направленностью человека на со-творчество и коллективное взаимодействие. Цель развития на этом уровне – самоактуализация в определенной профессиональной сфере ( т.е. стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих возможностей, достижение мастерства), со-творчество и коллективное взаимодействие в 5 типах коллективов (родственники, семья, трудовой коллектив, единомышленники, друзья).
Шестая жизненная задача – это согласование с другими людьми общей системы ценностей, социально признанной в обществе. Решение этого вопроса необычайно резко высвечивает сущность человека. Поэтому во многом его благополучие зависит от сформированной системы ценностей и убеждений, а также от уровня культуры личности. Эта сфера развития (общественная) определяется направленностью человека на формирование системы ценностей и поиск смысла жизни. Цель развития на этом уровне – общественный статус и система ценностей, позволяющие найти свое место среди людей и их признание.
Седьмая жизненная задача – это формирование общей системы мировоззренческих отношений. Для любого человека небезразлично, какую иерархию целей в своей жизни он выбирает, какова его концептуальная и мировоззренческая позиция и, как следствие, в контекст какого социального порядка он впишется. Эта сфера развития (концептуальная) определяется направленностью человека на преобразование пространства со-творчества. Цель развития на этом уровне – поиск смысла жизни, жизненная концепция, позволяющая осмыслить свою жизнь и назначение в общем мироустройстве, формирование образа будущего (мечта, стратегия, перспектива, цели)
Все вышесказанное можно кратко представить в виде следующей схемы.
Рис. Система отношений с окружающим миром, сферы и цели развития
Практикум по теме 1
«Семь уровней системы отношений с окружающим миром»
Задание 1.1
Цель упражнения: научиться определять уровень системных отношений по характеристике уровня системы отношений человека с окружающим миром.
Инструкция: заполните третий столбец таблицы, распределив ключевые фразы по соответствующим уровням системы отношений из списка, приведенного ниже:
1. Материальное благополучие
2. Уважение и внимание
3. Творческая самореализация
4. Жизненные перспективы
5. Соблюдение законодательства
6. Способности в работе
7. Гармоничные взаимоотношения
8. Вера (в Бога, Высший разум, Космос и т.д.)
9. Смысл жизни, будущее
10. Командная работа
11. Идеалы добра и справедливости
12. Физическое здоровье и красота
13. Любовь, дружба
14. Конфликт в отношениях
15. Общественное признание
16. Профессиональный авторитет
17. Деловая активность (предприимчивость)
18. Хорошее настроение, радость
19. Болезнь
20. Комфорт и домашний уют
21. Разносторонние интересы
22. Переживание неудачи
23. Высокое положение в обществе
24. Востребованный специалист
25. Желанный гость
26. Системное мировоззрение
27. Системно-логическое мышление
Таблица
Уровень системы отношений | Характеристика уровня системы отношений человека с окружающим миром | Ключевые фразы, определяющие уровень системы отношений |
1-й уровень | человек и материальный мир | |
2-й уровень | человек и эмоционально-чувственный мир | |
3-й уровень | человек и информационный мир | |
4-й уровень | человек и межличностные отношения | |
5-й уровень | человек и мир коллективных отношений | |
6-й уровень | человек и мир общественных отношений | |
7-й уровень | человек и мир общечеловеческих отношений |
Задание 1.2 *
Цель упражнения: закрепить знания характеристик 7 уровней системных отношений человека с окружающим миром.
Инструкция: заполните третий и четвертый столбцы таблицы известными фразами (приведены ниже), которые, по вашему мнению, соответствуют определенному уровню системных отношений с окружающим миром у разных людей. При выборе ответов старайтесь давать ответы парно, чтобы лучше увидеть взаимосвязь пессимистического подхода и оптимистического и точнее определить уровень системы отношений.
Таблица
Уровень системы отношений | Характеристика уровня системы отношений человека с окружающим миром | Убеждения пессимиста и неудачливого человека | Убеждения оптимиста и успешного человека |
1-й уровень | человек и материальный мир | ||
2-й уровень | человек и эмоционально-чувственный мир | ||
3-й уровень | человек и информационный мир | ||
4-й уровень | человек и межличностные отношения | ||
5-й уровень | человек и мир коллективных отношений | ||
6-й уровень | человек и мир общественных отношений | ||
7-й уровень | человек и мир общечеловеческих отношений |
«Иметь»
«Деньги решают все»
«Было бы здоровье – остальное будет»
«Беспокоиться о результате»
«Проигрыш – повод для уныния»
«Личная ответственность за все происходящее в судьбе»
«Быть, а не иметь»
«Для успеха необходимо осознать пределы»
«Никто мне не друг, никто мне не враг, но каждый учитель»
«В происходящем виноват он, она, они…»
«Как хочешь, чтобы к тебе относились люди так и ты к ним относись»
«Не в деньгах счастье»
«Настрой на хорошее»
«Сильная личность – гарантия успеха»
«Не приступать к новому, не завершив старое»
«Радоваться любому результату»
«Незнание законов не освобождает от ответственности»
«Здоровье ни за какие деньги не купишь»
«Мир делится на хороших и плохих»
«Проигрыш – повод для победы»
«Не ждать ничего хорошего»
«Моя хата с краю, ничего не знаю»
«Изменяя себя – изменяю мир»
«Смелость города берет»
«Беспорядок начинаний»
«Один в поле не воин»
«Команда единомышленников – гарантия успеха»
«Не делай добра, не получишь зла»
«Цель оправдывает средства»
«Для успеха необходимо осознать возможности»
* Дополнительное задание повышенной сложности. Оно не является обязательным, но позволит Вам проверить, насколько хорошо Вы усвоили эту тему, применить нестандартное мышление и заработать дополнительные баллы к общему баллу по этой теме.