Развитие лексики детской речи.




Овладение звуковой формой слова.

По словам М.Ф. Фомичевой, произношение ребенком каждого звука – это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Особенности произношения детей дошкольного возраста А.Н. Гвоздев характеризует как период усвоения звуков, когда наряду с правильным произношением наблюдаются пропуски, замены, уподобление звуков, смягчение их.

В возрасте пяти-шести лет ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. Речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка.

Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения звуков:

· не всегда шипящие произносятся четко;

· Р заменяется Л или Й;

· Л заменяется Ль;

· характерна еще некоторая неустойчивость уже имеющихся в речи звуков.

В основе обучения русскому языку лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. При этом ребенок действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может правильно научиться говорить по-русски.

Ребенок начинает освоение неродного языка с освоения его звуковой формы выражения: ему особенно это трудно делать, если звуки родного языка не соответствуют звукам изучаемого языка. Освоение артикуляции звуков русской речи – также очень сложная задача, и поэтому важно, чтобы ребенок сразу начинал «упражняться» в произнесении неродных звуков.

Важной предпосылкой овладения русским звукопроизношением в дошкольном возрасте является соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического слуха, дополняемое особой восприимчивостью к звуковой стороне
данного языка, любовью детей к звукам русской речи, стремлением овладеть ими.

Интересно

Большое значение в произношении имеет умение говорить правильно, которое к старшему дошкольному возрасту, в целом, сформировано, но имеет некоторые особенности. Умение произносить звуки и слова развивается постепенно, в ходе накопления ребенком жизненного опыта. Как известно, процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям приоединяются еще и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем сам уточнять свои собственные движения.

Каждая языковая система имеет свой собственный неповторимый облик, связанный с формой, звуковым оформлением. Русский язык является консонантным по своему фонетическому наполнению, т.е. в нем система согласных подчинила себе систему гласных, вследствие чего постановка гласных звуков во многом оказывается автоматической, сопровождающей постановку согласных.

Психологами и методистами по обучению русскому, и иностранному языкам, как Е.И. Негнивицкая, В.С. Мухина, Н.Д. Гальскова и др., давно установлено, что дети в дошкольном возрасте лучше усваивают второй язык, чем в следующие годы.

К 5 –6-летнему возрасту дети в основном усваивают систему родного зыка. Это наиболее благоприятный период для обучения языкам.

Этот возраст отмечается сензитивностью (восприимчивостью к обучению). Гибкость речевого аппарата, активная память, повышенная восприимчивость к языку, способность к подражанию дают им возможность быстро усвоить второй язык. «Дошкольный возраст является периодом, в котором имеется наибольшая чуткость к языковым явлениям, – это твердо установленный факт».

25. Общефункциональный механизм речи. Механизмы фонационного (внешнего) оформления речи.

 

Основной, общефункциональный механизм – выбор и организация слов. Выбор слов – словесная техника речи, умения выбирать слова в соответствии с ситуацией. В процессе выбора человек опирается на признаки: 1) звуковые характеристики слова (отграничение слов, близких по звучанию). При алалии ребенок перестает воспринимать звуковую оболочку слова, при других нарушениях – неверно выбирает эту оболочку. 2) семантические признаки (забывание семантического поля). Дети с ОНР не умеют подбирать нужные слова, они прибегают к описательным характеристикам, либо возникают парафазии. выделяют комбинирование – отобранные слова организуются с учетом правил языка. Этот механизм – комбинаторная техника речи. Общефункциональный механизм подкрепляется работой других: - осмысления; - механизм удержания в памяти; - «упреждающего синтеза», «вероятностного прогнозирования».

Механизмы Фонационного оформления речи.

Основным звуковым средством устной речи является голос, который передает информацию о физическом и эмоциональном состоянии человека, степени его образованности и воспитанности, демонстрирует отношение к собеседнику или предмету речи.

Голос — это совокупность звуков, производимых голосовыми связками при прохождении потока воздуха. Голос материализует интонацию, которая представляет собой взаимосвязанные компоненты: мелодику, ритм, тембр, интенсивность (сила или слабость голоса при произношении), паузу (перерыв, остановка в звучащей речи) и логическое ударение.

Речевой аппарат состоит из центрального и периферического отделов.

К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов.

Главенствующее значение в образовании речи имеет лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины являются речедвигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока). Височные извилины, будучи речеслуховой областью (центр Вернике), отвечают за восприятие чужой речи. Теменная доля коры мозга обеспечивает понимание речи, а затылочная, являясь зрительной областью, имеет значение для усвоения письменной речи.
Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи.
Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. От центра к периферии идут центробежные пути, а от периферии к центру – центростремительные нервные пути.
В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы:

1. Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;

2. Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, которые осуществляют движение губ, щёк;

3. Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Языкоглоточный нерв также является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца;

4. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи;

5. Подъязычный нерв дает возможность совершать языку разнообразные движения.

Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
Дыхательный отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, голосовой – для образования голоса, артикуляционный – образует характерные звуки нашей речи в результате деятельности органов артикуляционного аппарата.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Вверху гортань граничит с глоткой, а внизу – с трахеей.

Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы, язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это подвижные органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – неподвижные, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.

Развитие лексики детской речи.

Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.

Первоначально общение с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер и вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых стимулирует внимание ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики

ô На начальном этапе овладения языка имя предмета является как бы частью или свойством самого предмета.

ô На первых стадиях знакомства со словом ребенок не может еще усвоить слово в его «взрослом» значении. Отмечается при этом феномен неполного овладения значением слова.

ô В процессе развития значения слов, в основном у детей от 1 до 2,5 лет, отмечается явление сдвинутой референции, или «растяжения» значений слов, «сверхгенерализация».

Лексика (словарь) ребенка развивается постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Словарь представлен в двух аспектах:

Пассивный словарь (импрессивная лексика) — это те слова, которые ребенок знает, понимает их значение.

Активный словарь (экспрессивная лексика) — это те слова, которые ребенок использует в общении с окружающими.

В норме пассивный словарь преобладает над активным. Понимание речи у детей формируется также в процессе речевого общения с окружающим миром.

Существительные самые первые слова, чаще употребляются в именительном падеже, т.к. именно так взрослый называет предметы, игрушки («стол», «чашка», «мяч» и т.д.).
Глаголы Чаще глагол используется как инфинитив или императив и не согласуется с существительным. Значительно позднее появляется согласование субъекта и предиката в числе, потом в лице и роде
Прилагательные Прилагательные используются в ограниченном количестве и обозначают величину, цвет, вкус, качество предметов.

 

Наречия появляются достаточно рано. К 2 годам 8 месяцам дети используют много наречий, выражающих разные отношения
Числительные появляются позже и усваиваются медленно. «Два» и «три» появляются в трем годам, а «четыре» и «пять» — ближе к четырем годам. Согласование числительных с существительными усваивается медленно.
Служебные слова (предлоги) появляются поздно и в определенной последовательности. В 2 года 1 мес. — 2 года 3 мес. — предлоги: «в, на, у, с»; 2 года 3 мес. — 2 года — предлоги; простые употребляются верно; союзы: «если, чтобы»; 3-4 года — предлоги: «по, до, вместо,' после»; союзы: «куда, сколько, что».


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: