Предельно допустимый выброс (ПДВ) – это выбросы такого количества вещества в единицу времени, которые не создадут их приземную концентрацию, большую чем ПДК.
Величина ПДВ определяется каждым природопользователем для каждого источника воздействия на окружающую среду, исходя из:
- нормативов качества окружающей среды (ПДК),
- технологических нормативов и технологических особенностей предприятия,
- с учетом влияния других источников воздействия (фоновых концентраций),
- природно-климатических особенностей.
Характер распределения концентрации вредных веществ в атмосфере под факелом организованного источника показан на рисунке 7.
Рис.7 Распределение загрязнений в зависимости от удаления от источника
Принцип расчета ПДВ заключается в следующем - суммарное количество загрязнителя, выбрасываемое всеми источниками на предприятии, не должно формировать на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) предприятия или на территории жилой застройки концентрации, превышающей ПДКмр
В городской среде, при наличии нескольких источников выбросов, требование к качеству воздуха населенного пункта должно соответствовать следующему условию:
Сmaxi + Сфi £ ПДКмр,
где Сmaxi – фактическая максимальная концентрация i -го загрязняющего вещества, созданная источником загрязнения (например котельная) мг/м3
Сфi – фоновая концентрация i -го загрязняющего вещества, мг/м3
Фоновая концентрация Сф (мг/м3) для отдельного источника выброса характеризует загрязнение атмосферы в городе или другом населенном пункте, создаваемое другими источниками, исключая данный.
Фоновая концентрация устанавливается единым значением по городу или дифференцировано по территории города (по постам наблюдений с учетом скорости и направления ветра).
Данные о фоновых концентрациях предоставляют специально уполномоченные территориальные органы Росгидромета - Центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМС), которые осуществляют гидрометеорологическое обеспечение отраслей экономики, органов государственной власти, население, а также мониторинг состояния и загрязнения воздуха и поверхностных вод на территории области.
Согласно Закону РФ «Об охране атмосферного воздуха» выброс загрязнителей в атмосферу может производиться лишь на основании специального разрешения. Разрешение выдаёт государственный орган управления, уполномоченный в сфере охраны атмосферы.
Для получения разрешения природопользователю необходимо подготовить обоснованный проект предельно допустимых выбросов по всем источников выбросов с учетом всех выбрасываемых загрязняющих веществ.
Нормативы воздействия на атмосферный воздух разрабатываются в форме «Проектов ПДВ» и согласовываются с федеральными или региональными органами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) (рисунок 8).
Рис.8 Этапы работы с разрешительной документацией
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Разрешение содержит следующую информацию:
- наименование и реквизиты предприятия,
- наименование и класс опасности вредного (загрязняющего) веществ,
- количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух с разбивкой по годам (на 5 лет),
- срок действия.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Законом "Об охране окружающей среды" (с.16) установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую вносят организации и физические лица, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среде, и перечисляется предприятиями (всех форм собственности) в обязательном порядке.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов.
Порядок определения платы и ее предельных размеров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 (с изменениями на 12 февраля 2003 года). Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года N 344 установлены нормативы платы по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), с учетом степени опасности для окружающей природной среды и здоровья населения.
Для предприятия установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей среды:
- экоплатежи в пределах допустимых нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в пределах лимитов – за счет себестоимости продукции (работ, услуг);
- экоплатежи за превышение допустимых нормативов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов – с применением 5-ти кратного повышающего коэффициента, за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.
Бюджетным кодексом РФ установлены нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в размере:
- 20% - в федеральный бюджет,
- 40% - в бюджеты субъектов Российской Федерации,
- 40% - в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ) статьей 8.41 - Не внесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3.000 до 6.000 рублей; на юридических лиц – от 50.000 до 100.000 рублей.
Форму федерального государственного статистического наблюдения № 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» должны составлять юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет. Отчет по форме № 2-тп (воздух) отсылается природопользователем до 12 января следующего за отчетным года: территориальным органам государственной статистики Госкомстата России и Росприроднадзора.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ):
Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Штраф для юридических лиц – от 20.000 до 100.000 рублей.