Вопрос 1. Иконостас – чисто русское явление.




Билет № 18

В любом православном храме России АЛТАРЬ от средней части храма отделяет иконостас (алтарная преграда). Появился он в храме не сразу. Сначала были лишь низкие алтарные преграды, на которые ставили две иконы – Христа и Богородицы. Со временем число икон возрастало. К XV веку, времени Андрея Рублева, на Руси были уже иконостасы в три яруса, через два века их стало пять. Система пяти рядов (по-древнерусски они называются «чинами») глубоко символична. Это совершенная гармония мира, построенная на строгих принципах. Сверху – вниз, от Неба – к земле, от самого храмового свода – к молящимся нисходит в иконостасе Священная история.

Полный иконостас состоит из пяти горизонтальных рядов икон – пяти чинов или ярусов. За ними происходят главные таинства – превращение хлеба и вина в тело и кровь Христа.

В нижнем Местном ряду расположены иконы, которые почитаются в данной местности. В центре этого ряда – Царские врата, символизирующие вход в Царство Небесное. На створках врат обычно изображают Благовещение и четырех евангелистов. Над вратами – образ Тайной Вечери. Справа от царских врат от образа Спасителя находится храмовая икона, которая отражает название данного храма.

Праотеческий чин
Пророческий чин
Праздничный чин
Деисусный чин
Местный чин Царские   врата Храмовая Местный Икона чин

Во втором ряду, над Местным чином, - Деисусный (от греческого слова «дейсис » - моление).

Это центральный ряд иконостаса. Его главная идея – предстояние святых перед Христом. В центре ряда – икона «Спас в силах», изображающая второе пришествие Иисуса Христа. Справа от Спаса – Богоматерь, слева – Иоанн Предтеча. За ними архангелы, апостолы, святители. Все святые предстоят в молитве, повернувшись в сторону Спасителя. Деисус является и образом Страшного Суда, так как каждый из молящихся в храме, стоит перед образом Спаса как Царя и Судии.

Праздничный чин включает в себя иконы двунадесятых праздников, основных праздников церковного года от Рождества Богородицы до Успения. Эти иконы рассказывают о земной жизни Христа и Богородицы.

Пророческий ряд вмещает в себя иконы, изображающие ветхозаветных пророков (Моисей, Давид, Илия, Даниил и другие), предрекающих приход Христа Спасителя на землю. В центре пророческого чина располагается образ Богородицы, которая была избрана для воплощения Бога через рождение Иисуса.

Праотеческий ряд состоит из икон праотцов – ветхозаветных патриархов (Ной, Мелхиседек, Авраам, Исаак, Иаков, те, кто подвигом веры закладывали основу Священной истории). В центре ряда помещают образ Троицы.

Венчает иконостас Голгофа – изображение Распятия. Голгофа – вершина мира, центр мироздания, где соединилось земное и небесное через жертву Христа – Сына Божьего и Человеческого.

Иконостас в сжатом и символическом виде передает Благую Весть, историю человеческого спасения. Он повторяет смысл росписей храма.

 

Вопрос 2. Романтизм – метод познания мира.

XIX в. обнаружил невозможность реализации гуманистических идеалов и ценностей эпохи Просвещения. Это породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой – замкнуться в сфере идеалов, скрывшись от низменной прозаической действительности. Суть второй – признать реальную действительность в качестве единственно существующей и истинной (реализм).

 

 

Первая получила название романтизм - общекультурное движение первой трети XIX в. «Безумная, пламенная, до крайности возбужденная эпоха», так определяли это время (Теофиль Готье). Все чувства обострены до предела и находятся в

непрерывном напряжении, любой переживание мгновенно принимает самые крайние формы и ищет драматического воплощения, лихорадочные всплески энергии и порывы к действию сменяются безнадежной усталостью и апатией.

«Мир раскололся, и трещина прошла через мое сердце» (Генрих Гейне). Идеи «свободы, равенства, братства» оказались утопической мечтой, эпоха революции и наполеоновская эпопея закончились мрачной реакцией, крушением идеалов. Все это породило настроения разочарования жизнью, пессимизма, новую модную «болезнь» - «мировую скорбь» и нового героя, бунтующего, не находящего себе места, обуреваемого глухой тоской, которая гонит его из края в край, из страны в страну часто в поисках смерти.

Властителем дум стал английский поэт Джордж Байрон (1788-1824), сумевший выразить этот надрыв. Байрон получил невероятную известность своими поступками и стихами. Страдавший с детства хромотой, он выработал такую скользящую и легкую походку, что тысячи юношей Европы «хромали» как Байрон. Герой его поэм Чайльд – Гарольд – мыслитель, снедаемый тоской. Тысячами снова и снова издавались поэмы о нем. Мрачный, погруженный в себя, всюду видит насилие, обман, коварство, жестокость. Сколько юношей также старались подражать ему! Даже существует термин настроений тех лет «байронизм ». В русской литературе образ романтика создан в «Евгении Онегина» (Ленский). Романтическими героями наполнена лермонтовская проза и стихи.

Романтики едва ли не первыми обратились к систематическому изучению духовного наследия прошлого, в том числе средневековья, Ренессанса, культуры Востока. Они дали новую жизнь произведениям Данте, Шекспира, Сервантеса и другим писателям. Мышление романтиков было историческим. Это особенно наглядно выразилось в жанре исторического романа (Ф.Купер, В.Скотт, В.Гюго).

Для романтиков стало характерно обращение к народному творчеству. За счет фольклора они обогащали и обновляли литературный язык, усиливали своеобразие каждой национальной школы литературы и музыки (бессмертные сказки датского сказочника Андерсена, немецкие сказки Гофмана - «Щелкунчик»). В народном творчестве черпали музыкальные темы и образы композиторы-романтики (венгр Лист, австриец Шуберт, немец Шуман, поляк Шопен…).

Впервые термин «романтизм» к живописи был применен в некрологе рано умершего французского художника Теодора Жерико (1781 – 1824).Он и его младший современник Эжен Делакруа (1798 – 1863) в картинах рассказывали о ярких моментах человеческой жизни («Плот «Медузы» Жерико, «Свобода, ведущая народ» Делакруа).

В русской живописи ярчайшим представителем романтизма был Карл Брюллов («Последний день Помпеи»).

Характерным для романтиков было обращение к образам природы, которая была в созвучии с их настроениями. Излюбленной темой романтического пейзажа стала природа, когда все находится во власти бунтующих стихий, грозит небывалыми катастрофами. Носителями естественной стихии свободы у романтиков выступали животные (любимый образ – кони, из диких зверей – львы).

Неприятие действительности побуждало романтиков к бегству от неё. Зачастую это был Восток, который приобрел для них притягательность мечты. Восточные мотивы пронизывали и литературу, и музыку, и живопись.

Главный интерес романтиков был сосредоточен в интересе к личности романтиков. Автопортреты живописные, литературные, музыкальные. Особенностью эпохи романтизма стало и взаимопроникновение различных видов искусства, например, это выразилось в жанре мелодекламации. Особую жизнь приобрели малые формы искусства (миниатюры): песни без слов, ноктюрны, баллады, прелюдии…, для которых характерен интимно-доверительный тон высказывания.

Каждое «расколотое» сердце передавало жизнь души по-своему, неисчерпаемы грани романтического искусства.

Вопрос 3. Каллиграфия – основа восточного искусства.

Каллиграфия – искусство красивого письма.

Китайская живопись тесно связана с искусством каллиграфии, которую называют«музыкой для глаз ». Первоначально иероглифы напоминали своеобразные рисунки, похожие на тот или иной предмет, со временем они становились всё более упрощенными, абстрактными. Велико их число и разнообразие, овладение искусством каллиграфии свидетельствует об уровне образованности и культуры человека. (Для чтения книг конфуцианского канона надо знать 10 000 иероглифов).

В живописи изображение и иероглифы тесно связаны. «Когда они не могли выразить свою мысль живописью, они писали иероглифы, когда не могли выразить свою мысль через письменность, они писали картины » - писал китайский критик в IX веке.

Арабский орнамент тесно связан с письменностью. Отношение к слову и его начертанию у арабов священно. Ведь сам аллах научил владеть каламом – тростниковым пером для письма. Красивое письмо – «радость для очей », «язык руки и изяществомысли». Письмом словно второй раз создается рай на земле. В книгах текст пишется и читается слева направо. Особое внимание обращается на красоту почерка, гармонию его линий и форм. Нажимы пера, утолщения и ослабления, плавные очертания закруглений и росчерков очертаний, сочетающихся с прямыми вертикальными линиями, имеют строгие правила. Первые и последние буквы каждой строки пишутся так, что, не отрывая калам или кисть от листа бумаги, можно плавно переходить с одной строчки на другую, создавая из букв и слов непрерывный орнамент. Арабы считают «письменность – половиной знания ». Такое огромное уважение к слову, изречениям, выраженным в Коране, которые вдохновляли арабов на завоевание мира, легло в основу письменного орнамента. Письмена имеют два основных вида:

  • Куфи - более древний, геометрического клада
  • Насхи – округлое по форме, более беглое письмо

Особой разновидностью декоративного письма является «цветущий куфи», у которого концы букв как бы «прорастают» сложным орнаментом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: