ЭТОТ УЖАСНЫЙ ПРЕКРАСНЫЙ МИР




МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Выпуск 3

 

рецензии на современные русскоязычные

музыкальные альбомы

 

ГПОУ ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж)

им. Л. В. Собинова»

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

сборник рецензий

Ярославль, 2019

 

УДК 78.072.3

ББК 94

М89

 

 

М89 Музыкальный калейдоскоп: сборник рецензий. Вып. 3. ― Ярославль: ГПОУ ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж) им. Л. В. Собинова», Lulu Press Inc., 2019. ― 31 с.

 

ISBN 978-0-359-69801-1

 

 

УДК 78.072.3

ББК 94

 

ISBN 978-0-359-69801-1© Л. В. Дубаков, предисловие, оформление, 2019

 
 

 


Содержание

 

Предисловие……………………………………………………………………..6

 

А. Грибков РУССКИЕ ДЖУНГЛИ (об альбоме «To Do or Not to Do» группы «Kle2Go»)………….......................................................................7

 

Л. Дубаков ПЕСНИ ТРЕВОЖНОЙ ЮНОСТИ (об альбоме Монеточки «Раскраски для взрослых»)………………..................................................9

 

А. Нагога ЭТОТ УЖАСНЫЙ ПРЕКРАСНЫЙ МИР (об альбоме «Увы» группы «Краснознаменная Дивизия имени Моей Бабушки»)……………………………………………………………..………...11

 

О. Слынько РОЙ! (об альбоме «Рой» Ольги Пулатовой)…………………………………………………………...……....…14

 

О. Энзельдт ТИШИНА УМЕЕТ ПЕТЬ, А МАЛЕНЬКОЕ СЕРДЦЕ ВМЕЩАЕТ МОРЕ (об альбоме «Песни маленького сердца» проекта «Light?»)……………………………………………………………………...…..23

 

Приложение

Е. Иванова БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ. АЛЬБОМ «СОЛЬ» (об альбоме БГ 2014 года)……………………………………………...……………………....…27

 

Предисловие

Перед вами третий выпуск проекта «Музыкальный калейдоскоп» – сборника рецензий и проч. на современные русскоязычные музыкальные альбомы. Вновь спасибо всем авторам, что приняли в нём участие. Как и в предыдущие годы, авторы проекта посчитали возможным рассказать вам о понравившихся им отчественных, русскоязычных музыкальных альбомах 2018-2019 годов и так же сделали это с увлечением и с симпатией к музыкантам, которые создали эту музыку.

Проект называется «Музыкальный калейдоскоп». Это название родилось как отзвук на песню группы «Гражданская оборона»: «игристый ум» осмысляет музыкальную действительность, калейдоскоп поворачивается, и цветные элементы опять создают новые смысловые узоры. Интересного и полезного вам чтения. Электронную версию сборника можно найти по адресу: https://vk.com/musical.kaleidoscope. Обложку сборника опять можно раскрашивать, как вашей душе заблагорассудится.

 

Л. В. Дубаков

Александр Грибков

РУССКИЕ ДЖУНГЛИ

(об альбоме «To Do or Not to Do» группы «Kle2Go»)

 

«Kle2Go» – кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы... чтобы вновь улыбнуться. Сергей Клевенский, Антон Горбунов и Владимир Голоухов создали трио, а вместе с тем и образ, несущий осмысленную радость к жизни, вкус и цвет, наполняющие сознание без претензии на личную привязанность.

Обнаружить этот коллектив достаточно непросто. Как водится, исконно профессиональная и создаваемая для удовольствия музыка долгое время может оставаться в тени, оставаясь широко известной лишь в узких кругах. Выбирая материал для рецензии, я поступал исключительно безотчётно, поскольку достаточно слабо разбираюсь в ситуации на современном музыкальном рынке. Определившись с жанром, я буквально ориентировался по составу коллектива, краткому описанию и обложке альбома. Почувствовав, что московское трио мультиинструменталистов, мужчин в возрасте, имеющих за плечами большой стаж сольной и коллективной работы, интересует меня больше, чем стандартные джазовые составы с типовыми названиями и одинаково оригинальным дизайном обложек альбомов, я сделал свой выбор самым дилетантским из доступных способов – интуитивно. После прослушивания альбома (а вернее, после первых пары минут) стало понятно – во-первых, моя интуиция служит мне верную службу, а во-вторых, интуиция музыкантов работает также энергично и ясно!

Если вести разговор именно об интуиции исполнителя, музыканта, художника, то она непосредственно связана с его искренностью и идет «от противного» – от невозможности сделать иначе. Любые произведения, смыслы и текстуры, созданные с расчетом, стираются из памяти и не оседают бархатным осадком на дне сердца. Если же расчет касается лишь ремесла, способа воспроизведения, а все остальные предпосылки формируются до момента их вербального оформления – получается новое химически-музыкальное соединение (которое, как известно, ничто иное, как по-новому составленные известные музыкальной науке простейшие элементы). «Kle2Go», сообразив «на троих», очевидно, почувствовали друг в друге эту «химию», будто бы добрые застольные товарищи (что, к слову отражается в манере общения участников коллектива между собой). Идея одного становится мотивом троих, задает пульс и передает импульс из рук в руки. Резонанс, возникающий при совместной музыкальной и интеллектуальной работе троих единомышленников, усиливает восприятие со стороны слушателя – и он верит в искренность и интуицию исполнителя, а если быть точным – уже не помнит, как сомневаться.

Фактура музыкальной ткани, которую нам предлагает московский коллектив, необычно разрежена. Сергей Клевенский иронично работает с рожками, волынками и бессчетным множеством других духовых фольклорных инструментов, Владимир Голоухов формирует гармоническую текстуру на виброфоне и играет на ударных – от собственных ладоней до старого чемодана, Антон Горбунов естественным и органичным образом связывает двух товарищей, виртуозно играя на басу. «Kle2Go» создают впечатление часов – стоит только завести потуже пружину, и музыкальные формы и мысли будет переходить одна в другую, сменяя солистов, краски и темпы.

В качестве мелодического материала используются фольклорные или близкие к ним мотивы, в которых легко и с некоторым удивлением угадываются народные интонации широкой полосы территорий – от Балканского полуострова до Урала. Если шаг за шагом ступать ко композициям альбома «To Do or Not to Do», можно, будто бы по радио, услышать отрывки то здесь, то там выхваченных русских музыкальных фраз, уложенных (и уложенных без зазора!) в прокрустово ложе фанка.

И тем не менее, говоря про «Kle2Go», мне не хочется вставлять свои слова в то, что уже сказано самими музыкантами – в прямом и переносном смысле слова. Помимо композиций, которые стоит послушать и унести с собой в каждый трудный и радостный день, музыканты смогли создать вокруг себя интеллектуальный образ – разговаривая на сцене, разговаривая во время записи. «Kle2Go» могут обмениваться мнением, но, что самое ценное, – они могут делать это в рамках композиции, что-то напевая, имитируя, рассказывая.

Одна из самых редких вещей в любом виде искусства – юмор, легкий и точный, опять же искренний и подтрунивающий над самим собой. Хочется с уверенностью сказать, что это настоящая драгоценность и признак большого, доброго ума. Мне довелось послушать «Kle2Go» на открытии фестиваля «Джаз над Волгой» (2019), и я был искренне счастлив. Музыканты шутят друг над другом на сцене (специфично и антуражно), смеются, не стесняются взаимодействовать, топают и хлопают – в музыкальных целях.

Когда люди, живущие в твоей стране, способны находить такой высокопрофессиональный уровень взаимодействия, шутить, переосмыслять музыку и образы своей земли, укладывая их в джазовые ритмы и не раскладывая на индивидуальности, получая от этого удовольствие и донося это удовольствие до слушателя – это большая радость. Ворча, можно сказать, что музыка, ушедшая в цифру, образ и стремящаяся стать в лучшем случае зеркалом действительности, имеет большую честь оживлять свой молодой, но неразборчивый и халатный поток такой густой и яркой кровью, которой и является музыка «Kle2Go», чтобы не растворяться в кабелях и венах, а доходить до слушателя и обретать высшую степень самовыражения.

 

Https://vk.com/public126045797

 

Л. В. Дубаков

ПЕСНИ ТРЕВОЖНОЙ ЮНОСТИ

(об альбоме Монеточки «Раскраски для взрослых»)

Елизавета Гырдымова, она же Монеточка, нашла эффектный способ остранения – взгляд на мир глазами ребёнка, но у этого «ребёнка», конечно, сознание взрослого человека. И взрослые темы. Причём говорит она одновременно иронично и серьёзно. Песня «Русский ковчег», созданная под впечатлением от фильма А. Сокурова, язвительно деконструирует набор омертвелых в сознании некоторых людей привычных жизненных опор. Но при этом в самом образе вечного русского ковчега присутствует ощущение его огромности, величия его сумрачной внутренней культуры. Девяностые предстают в одноимённой песне новым мифом, сложенным и теми, кто их пережил, и теми, кто сегодня пишет «на новеньком макбуке текста про печаль». В этом мифе есть какая-то нереальность: «все бегали абсолютно голые», «драки за джинсы с кока-колою». Это трудно себе представить. Но ведь рассказывают об этом «дед и батя», а значит, не обманывают, хоть, может, и слегка в задоре преувеличивают. И потому в этом мифе – и правда про то время. Неслучайно многие герои девяностых снялись в клипе на эту песню. Монеточка с мажорной интонацией поёт, что «в девяностые убивали людей», но в этом припеве не кощунство, а скрытое за улыбкой напряжённое внимание к смерти. В этом альбоме смерти вообще много. Это и восточный сновидческий реквием «Твоего имени», посвящённый кончине деда. Особенно пронзительный на фоне оставшихся одинокими вещей – халата, тапок, табака: «На месте тапки, а человека нет». И очень тоскливый – от мысли о темноте и пустоте, идущих вслед за смертью. А птичка души то ли и вправду «порхнула с халата на пальто», то ли просто привиделась. И песня «Нет монет», в которой забавно моделируется путь новой рэп-звезды – вплоть до её трагической гибели от собственного искажения. И плач «Кумушек», в основном, конечно, являющийся высказыванием по проблеме несовпадения поэта и других, обычных людей. Вообще, эта сатирическая песня, к сожалению, получилась очень снобистской и слегка фальшивой (как, кстати, и «Нет монет» и «Нимфоманка»), однако проговорка в ней про «тревожный запах смерти» и про ужасный музыкантский суицид, мимо всего, выдаёт подлинные болевые точки автора. Образы поэта и обычных людей встречаются также в песнях «Каждый раз» и «Нимфоманка». Возможно, это лишь кажется, но как будто в них обеих присутствует едва заметный диалог с Виктором Цоем, который ранее устало уснул в каюте «Русского ковчега». Песня «Каждый раз» – это такая отражённая история «Восьмиклассницы», в которой юноша (поэт Виктор) оборачивается девушкой (поэтом Лизой), «мамина помада» – «мамиными духами», наконец, пусть временная, но гармония двух разных людей – тотальным их разладом. В «Нимфоманке» разрушительный непокой поэта контрастирует с пошлым чувственным уютом простого человека. Поэт, похоже, в отчаянии сжигает свои стихи, героиня песни – подпирает, вероятно, нечитанным сборником О. Мандельштама полку. И ещё, разумеется, альбом «Раскраски для взрослых» – про прощание с юностью: «Вы верните мне юность, вы верните мне слёзы, а бумажки пускай лежат». Его последняя песня – «Пост-пост» – милый самоироничный автопортрет на переходе – пространственном (из Екатеринбурга в Москву) и возрастном (из юности – в зрелость). В поэтическом смысле Монеточка очень одарена: её песни ладно скроены. Например, в «Русском ковчеге» вязь разнообразных рифм, звуковых стяжений удивительная. Её поэтические фразы мерцают двойными смыслами и скрытыми литературными перекличками. При этом Елизавета Гырдымова – гордая внутри девушка, настроенная критически, пишущая «оппозиционные песни для девочек», но неравнодушная к тревожному миру вокруг себя, шутящая по его поводу, но всерьёз и искренне думающая о нём, ведь в нём живут близкие ей люди – папа и мама, бабушка, друзья. Она притворяется ребёнком, но просверкивает взглядом взрослого, и порой, что называется, перегибает палочку – с обложкой, например, и с тем же, «Русским ковчегом». Но, в целом, она «завершение ещё не придумала», ну, и мы посмотрим, что будет дальше.

https://vk.com/lisamonetka

 

 

Анжелика Нагога

ЭТОТ УЖАСНЫЙ ПРЕКРАСНЫЙ МИР

(об альбоме «Увы» группы «Краснознаменная Дивизия имени Моей Бабушки»)

 

КДИМБ – московская группа, созданная Иваном и Яной Смирновыми в 2008 году. Коллектив самобытен и оригинален, а потому выделяется в отечественной музыкальной индустрии.

Их первый студийный альбом вышел лишь в октябре 2012-го. Тогда группа представляла собой оркестрик, воссоздающий музыкальные картинки о волшебном детстве и любви. Спустя почти три года коллектив выпускает второй полноценный альбом о том, что беспокоило повзрослевших участников. Это была всё ещё музыкальная сказка, сохранившая восторженный инфантилизм и дух инди-рока. Свой третий альбом сами участники группы описывают так: «Семь смертных песен для тоски, танцев и достойной встречи светопреставления». В нём более серьёзные темы взросления, ушла прежняя наивность, но в музыкальных переживаниях всё ещё чувствуется атмосфера некоторой волшебности (перекличка скрипки и духовых, флейта, гобой, хор). Новый студийный альбом с коротким, но ёмким названием «УВЫ» появился 1 октября 2018 года. О нём и пойдёт речь.

Итак: «УВЫ» довольно ярко выделяется среди других в творчестве группы: как в лирике, так и в мелодике полностью выветрился дух доброй феерии. Звучание флейты и гобоя в музыкальном сопровождении теперь отсутствует вовсе, солируют гитары и ударные. В результате оно (сопровождение) приобретает некую минималистичность и строгость. Тексты песен наполнены конкретикой, поэтому и понимание их буквальное, без ощущения «двойного дна». Заслуживает внимания воздушный, но в то же время эмоциональный голос вокалистки. Примечательна и упорядоченность треков, позволяющая слушателю вникнуть в некую историю, рассказанную лирическим героем. О чём же она? Если обобщить, то о реальности окружающего мира, показанной через призму «вчерашнего» юнца. Эта действительность предстала перед ним полной эгоизма, обмана и жестокости.

Чувство сожаления, которое вызвал у героя окружающий мир, становится осязаемым и для слушателя. Таким состоянием пронизан трек «Вишнёвый сад». Последний олицетворяет уютный мирок беззаботной юности, где каждая мелочь знакома, где живут родные и близкие, готовые прийти на помощь. Но период «когда деревья были большими» заканчивается, и реальность принимает новые очертания («…словно что-то оторвалось и стучит внутри», «цвет травы, запах листьев уже не тот»). Поэтому и сам «вишнёвый сад» воспринимается чужим, «разделённым и захваченным». Юность останется лишь тёплым воспоминанием уже взрослого человека.

Оказавшись в новой для себя действительности, герой соприкасается с условностями живущей в нём общности взрослых. И первое, неприятное для него открытие – люди тесно подвязаны к стандартам внешности (лица и тела). Трек «Кокон» повествует о чувствах «скомканного и толстого» человека, которого, скорее всего, и в школе травили из-за внешности. Он надеялся найти себя в «лиге хмурых взрослых». Не получив нужной ему поддержки, герой окончательно опустил руки и пожелал бы скрыться от мира – завернуться в «кокон» и лежать в нем до конца дней.

Представление о взаимоотношениях между людьми в юном возрасте несколько идеализировано, а значит, оторвано от реальности. Героиня из трека «Сверхчеловек» желала поскорее переехать к возлюбленному и путешествовать, «закрашивая страны на карте», но действительность оказалась не так радужна: девушка стала жертвой домашнего насилия. Пожаловаться оказалось некому, так как для окружающих он кажется порядочным человеком («нравится маме и сёстрам»). Эта музыкальная композиция перекликается с треком «Васастан» из предыдущего альбома. Но примечательно, что та версия (трагичная, по сути) звучит светло, потому что в ней (как в сказке) счастливый конец – героиня смогла убежать от побоев и издевательств. В «Сверхчеловеке» же она хочет спастись другим способом – покончить жизнь самоубийством.

Насилие, в том числе и домашнее – довольно распространённое явление в реальной жизни, и волнующая тема в альбоме «Дивизии». Думаю, именно поэтому следующий трек «Вышка» стал некой альтернативной концовкой для предыдущей песни: «А что, если бы она попробовала ответить ему?» Убийство домашнего тирана принесло облегчение и реальный тюремный срок, который на данном этапе её мало волнует:

 

Я танцую в темноте,

Слепит вышка на стене.

Дышат сестры, ждёт кровать,

Можешь не прощать.

 

Идея трека «Дивный новый мир» – воссоздание картины произвола уже не в семье, а в более крупных масштабах, в государстве: политические преследования, террор, цензура. Герой – человек, не желающий принять условности существующего миропорядка (нарисованного в треке), но и не способный им противиться. Он чужой в этом мире:

 

Доживай, бессловестный.

Тут край – дальше бездна.

Отдай место местным.

 

Трек «Фак Ю» выражает состояние того самого «чужого в этом мире человека», не желающего (или не способного) бороться, но способного критиковать – лучше сидеть на диване живым и невредимым, чем валяться на асфальте от побоев дубинками. Но в то же время присутствует ощущение, что у героя есть надежда на перемены к лучшему:

 

Тысячебалльная волна кидает камни,

По головам,

Глупым головам прицельным

Фак Ю.

 

Завершает альбом светлый по звучанию, но меланхоличный по смысловому наполнению трек «Последнее лето детства». Посыл этого «музыкального рассказа» перекликается с начальным треком «Вишневый сад». Поэтому можно сказать, что «некая история» рассказанная в альбоме представляет собой кольцевую композицию. В «Последнем лете детства» музыканты передали эмоциональное состояние, скорее всего, выпускника школы, стоящего на пороге новой жизни и желающего почувствовать себя свободным, так как даже в школе такой возможности не было («Дети вырастают за стеной»). Но чувство нарастающей тревоги не позволяет ассоциировать прошедшее лето, как сказочные воспоминания, зато позволяет думать, что наступающая «осень – это маленькая смерть и повод для несчастья».

 

Альбом «УВЫ» по своей концепции затрагивает актуальные проблемы общества: домашнее насилие, стандарты внешней красоты и отношение рядовых граждан к политике. Конечно же, они не первые, кто поднимает эти темы, но преподносит их «Дивизия» в довольно необычной форме: на фоне светлого и лёгкого музыкального сопровождения звучат слова, полные горечи и отчасти сарказма. Подобное, казалось бы, парадоксальное сочетание подчёркивает атмосферу дискомфорта окружающего мира.

По словам самого Ивана Смирнова, музыканты изначально мечтали «сделать очень размытую, неряшливую, «плывущую» запись, такой гипнагоджик-поп по-русски». «Как это всегда бывает с «Дивизией», – говорит Иван, – «…получилось не совсем то, что задумывали, но нам нравится».

 

https://vk.com/kdimb

 

Ольга Слынько

 

РОЙ!

(об альбоме «Рой» Ольги Пулатовой)

 

Рожденное в конце 70-х гг. музыкальное направление New Wave (нью-вэйв)живо и по сей день. Претерпев стремительный процесс эволюции, это направление вылилось во множество своих разновидностей, одной из которых стал Dark Wave (дарк-вэйв) – некий сплав синтезаторной основы нью-вэйва с мрачным готическим содержанием. Зародился жанр на Западе, но русскоговорящие музыканты в скором времени подхватили это относительно новое веяние, итогом чего стало появление весьма интересных коллективов и исполнителей.

Одной из групп, которые часто причисляют к дарк-вэйву (и небезосновательно), стала«Fleur» родом из Одессы. Группа, просуществовав достаточно долгое время, распалась, но сольное творчество ее основателей – Елены Войнаровской и Ольги Пулатовой (ex-«Fleur», «Аэроплан», «Verba», «Оля и Монстр», «DustHeaven») продолжилось. И для многих любителей музыки«Fleur», альбом Ольги Пулатовой «Рой», вышедший 28.12.2018 г., наверняка стал приятным сюрпризом.

Альбом об эволюции, о трудностях адаптации, о нежелании приспосабливаться, о бессилии противостоять естественному ходу вещей, о девиации. В век, когда дети предпочитают книгам всевозможные гаджеты, когда мышление становится клиповым и можно не писать ручкой на бумаге, а просто стучать пальцами по клавиатуре или водить пальцем по экрану, эта музыка невероятно своевременна. Она, как зеркало, отражает все уродства нынешнего мира внешнего и мира внутреннего.

Сразу «бросается в уши» название альбома – «Рой» – то ли существительное, предполагающее рой кого бы то ни было (пчёл, например), то ли это глагол, приказывающий рыть… А в сочетании с обложкой и вовсе понимаешь, что все домыслы имеют право на существование: картинка изображает жерло потухшего вулкана изнутри, а в него (или из него) летят/падают каменные обломки. Летят они снизу-вверх, к небу, или падают сверху-вниз, в бездну – тут уж зависит от интерпретирующего. А может, это та самая яма, которую было приказано рыть? А может, это вид из пчелиного улья?

И вот, так сразу споткнувшись о название, понимаешь, что все тут не случайно –каждая деталь в выверенном ей месте, каждое слово, каждый звук не просто так. Альбом буквально «нафарширован» знаками и символами, явными и скрытыми, он, как пчелиный рой, кишит, но не пчёлами, а смыслами.

Не успел ты еще опомниться, «оторваться» взглядом от обложки, как все началось… с «Падения». Как удар обухом, эта песня становится очень сильным и стремительным началом «погружения» в музыкальную «трясину» альбома. Ты будто проваливаешься в то самое жерло вулкана, в ту серую бездну с обложки. И это обескураживает. По нескольким причинам: во-первых, от Ольги Пулатовой, которая большинству известна по своему творчеству в группе «Fleur», непривычно столь жесткое «панковое» звучание. Ожидаешь услышать скрипочку, виолончель, флейту, меланхоличное фортепиано, а вместо этого перегруженный хрустящий звук гитарной мелодии как-то сразу выводит из заблуждения. Понимаешь, что тут «Fleur» нет и в помине. Понимаешь, что этот альбом – будто сильно отсроченное продолжение одного из самых мрачных по содержанию и воплощению олиных проектов – «Оля и Монстр»[1]. Музыка с первых же секунд будто окутывает со всех сторон.Тут стоит отдать дань уважения Евгению Чеботаренко («My Personal Murderer» [2] ). Именно в его аранжировке смысл песен Ольги Пулатовой приобретает невероятную силу. Именно его эксперименты с электронной музыкой и, в большей степени, его музыкальные вкусы и предпочтения (вероятнее всего, нью-вэйв, пост-панк, готик-рок конца 70-х – начала 80-х гг.) породили столь многослойное звучание альбома. Это действительно «Рой», рой звуков.

Что ж, «Падение». Пожалуй, это то, с чего всё началось – жизнь на Земле, эволюция…. И это то, с чем человек регулярно сталкивается в жизни. Не зря же известно в народе выражение «взлёты и падения». Мы падаем, но каждый раз встаем и движемся дальше, становясь чуточку сильнее. Именно об этом –о преодолении, о борьбе, о благодарности за все удары судьбы – эта песня.

 

Падать больно и некрасиво,

Всё равно – спасибо, спасибо!

Благодарна за каждый пинок,

Иначе – удвоенной силы ещё один жёсткий урок,

Жёсткий урок.

 

Что интересно и, в общем-то, характерно для творчества Пулатовой, в ее текстах не только упадничество, не только отражение темных сторон жизни, не только злость или смирение,в них зачастую еще и ирония, и самоирония.

 

Посмешу судьбу мою,

Полежу, подумаю.

 

В самом деле, ну а что еще делать, когда упал? Злиться, раздражаться, слать проклятия в пустоту? Судьба бы над таким точно посмеялась (если предполагать наличие у нее подобных умений). Смирились, приняли все как есть, встали, отряхнулись и дальше, вперед и вверх, чтобы падать вновь.

Что касается музыки – тишину нарушает гудящая сонорная звучность, которая становится своеобразным фоном для более «традиционного» музыкального материала в соль-миноре: мелодия у гитары, на куплетах переходящая в риффы; достаточно прямолинейный, но глубокий бас;минималистичные и отстранённые синтезаторные партии. Все вместе образуют незамысловатое, но достаточно плотное полифоническое полотно (насколько это возможно в рамках преобладающего гомофонно-гармонического склада, характерного для поп- и рок-музыки). Интересна вокальная партия – яркий пример речитатива, где мелодия следует за текстом. Множество вопросов в первом куплете звучат на восходящие интонации. Припев же, начинающийся словами «Падать больно…»,– нисходящее развернутое тоническое трезвучие.

А дальше хочется совершить прыжок в девять треков и поговорить о последней композиции альбома – «Столб огня».

Если вектор «Падения» направлен вниз, то «Столб огня» –это движение в противоположную сторону – вверх. И вновь мысленно возвращаемся к обложке – быть может, этот столб огня, который в конце «музыкального путешествия» всё же вырвется из жерла, казалось бы, потухшего вулкана?

Так же, как и «Падение»,эта песня начинается кратким вступлением, переливающимся в высоком регистре на ля-минорной гармонии. С началом куплета на «колышущиеся» верха наслаивается голос Ольги, заполняющий средний регистр, а бас-гитара закрывает своим гулом низкочастотный диапазон. Всё вместе звучит легко и воздушно, образуя прозрачную фактурную ткань. И вновь музыка является отражением художественного текста, еёхарактер задают слова:

 

Я создаю миры, играя,

Правила этой игры меняя,

Я мерцающий столб огня,

Но никто не верит в меня.

 

И, как бы подчеркивая важность слов, сказанных в припеве, акцентируя их, вступает гитара:

 

А ты веришь, и лишь это важно,

И теперь мне больше не страшно.

 

И вот он, взлёт:

 

Я взлетаю, терпя поражение,

Каждый запрет порождает движение…

 

А теперь вглубь альбома!

За «Падением» следуют «Сердце покоя» и «Норадреналин». При первом рассмотрении названия кажутся взаимоисключающими.

Монотонность соль-минорного куплета «Сердца покоя» погружает в некий транс, все это напоминает ритуал самовнушения, это самообман, попытка отрешиться от внешнего мира, в то время, как там происходит апокалипсис:

 

Рушится мир, а я неподвижна,

В грохоте криков не слышно,

Паника поглотила дороги,

Из моря восходят кровавые боги.

 

Вокруг меня пляшет хаос,

Созерцаю его сквозь усталость,

Есть ли смысл совершать движения?

Лучше спою, чтобы снять напряжение.

 

Мелодия постепенно развертывается из интонации опеванияIII ступени (будто передавая неподвижность, оцепенение). И только лишь на припеве появляется ощутимое оживление – мелодия разрастается до объема октавы. И впервые появляется мажор (чего в альбоме, пожалуй, больше не случится) – си-бемоль-мажор. Возможно, это тот недолгий миг, когда автору удалось убедить себя в том, что все хорошо и спокойно, что нечего опасаться, что ужасы мира пройдут стороной. Но весь альбом «кричит» об обратном…

Ну а следом расположился «Норадреналин», с первых же аккордов окунающий в атмосферу творчества британской группы «TheCure»– пионеров музыкального направления нью-вэйвконца 70-х. В целом, влияние «The Cure» на стиль альбома слышно «невооруженным ухом», но особенно сильно сходство именно в этой композиции. Наверняка сказался музыкальный вкус автора всех аранжировок альбома – Евгения Чеботаренко.

О чем песня? Об инстинктах, об истинном лице без масок. Текст несколько рваный, сумбурный, и это, вероятно, не случайно. Все ведь знают это состояние, когда в кровь выбрасывается норадреналин – ярость, злоба, ненависть, ощущение вседозволенности и неспособность стройно мыслить.Не зря норадреналин называют «гормоном хищников». И музыка задает этот неуравновешенный, агрессивный тон – мелодический ля-минор (равное соотношение мажора-минора, добра-зла, черного и белого), моторный ритм. Скользящие, свистящие, пищащие эффекты добавляют общей картине объёма, создают ощущение погруженности в, скажем, доисторический лес, где из-за каждого куста за тобой кто-то наблюдает, где ты и добыча, и охотник одновременно:

 

Легко вскипал мой дикий предок,

Хотя и был не очень крепок,

Не очень быстр, не очень меток...

Неистовый безумный предок!

 

Свирепый, буйный, одержимый,

Для выживания в самый раз —

Так эволюция решила,

Такими вылепила нас.

 

Три центральные песни лично для меня стали самыми любимыми. «Ящер», «Ненависть», «Тайны нашего мозга» – это настоящий крик протеста, крик боли, крик неприятия окружающего мира, это борьба с собственным «я», борьба со своей темной стороной. Каждая из этих песен по-своему раскрывает тему борьбы и отчужденности от мира внешнего.

«Ящер» –на первый взгляд, некая альтернативная история рептилии юрского периода или существа еще более древних времен. Но уже спустя пару строчек приходит осознание, что вовсе не о древней рептилии эта песня, а конечно же, о человеке. О человеке, застрявшем в своем «коконе» и не желающем/не могущем приспособится к страшному и ужасному (а для многих он именно такой) внешнему миру:

 

Я падаю с неба, ломая крылья,

Зубами скрипя от ярости и бессилья,

Древний ящер кричит, сокрушая тропический лес,

Он не может родиться другим через тысячу лет.

 

Из всех композиций альбома, пожалуй, именно эту песню можно назвать самой «попсовой» – она буквально «вгрызается» в память. Возможно, дело все в элементарной гармонической последовательности, которой веков чуть ли не столько же, сколько и древнему ящеру: t-VII-s-D(d) в ре-миноре. И так всю песню с небольшими вариациями.

Но эта незамысловатая основа весьма красиво «упакована»: тут и интересная вокальная партия и гитарные соло и много разных звуковых эффектов: так в самом начале звучат душераздирающие стоны, будто вопли древнего чудовища. Этот крик порождает ассоциации с рассказом американского фантаста Рэя Бредбери «Ревун»[3].

А далее – бульканье, гулкое сердцебиение, свист ветра, рёв (всевозможные эффекты, созданные благодаря синтезаторам и процессорам эффектов), добавляющие композиции объем. Так и представляешь себя героем «Парка Юрского периода», только все эти доисторические монстры – люди. Люди, так и не сумевшие приспособиться к нынешней жизни. Как чудовище в «Ревуне».

И что же дальше? А дальше «Ненависть». Как продолжение «Ящера» – те же звуковые эффекты, та же тональность ре-минор, так же проста гармония.Но если в «Ящере» мы видим (и слышим) отрицание (мира внешнего, себя в этом мире, отрицание возможности вписаться в окружение), то в «Ненависти» идет некое осознание, процесс принятия реальности. Принятие себя и осознание потребности что-то менять.

Песня построена как мысленный диалог со своей ненавистью:

 

Ненависть, откуда приходишь ты?

Ломаешь мои цветы, отравляешь мои сады.

Теперь они заброшены и пусты,

На ветвях высыхают их отравленные плоды.

 

Слушая эту песню, вспоминаешь У. Блэйка– есть у него стих под названием «Ядовитое дерево»[4]. В этой песне внутреннее «я» искренне желает избавиться от ненависти, понимая всю ее разрушительность:

 

Отпустишь скоро ли? Костью, застрявшей в горле,

Колючей порослью всегда на моем пути.

Крапивное платье неуместно, некстати,

Всё, ненависть, хватит! Ненависть, прекрати!

 

Продолжением диалога «с внутренними демонами» становится песня «Тайны нашего мозга». Пожалуй, самая мрачная композиция альбома. Песня о сумасшествии. Но, наверное, не о явном, а о тайном, тщательно скрываемом.

Именно в «Тайнах нашего мозга» проявляется изобретательность авторов в области гармонии. Особенно странно эта песня звучит на фоне двух предыдущих, «бедных» и достаточно простеньких с точки зрения гармонического языка.

Здесь же, в ля-миноре, сразу, как звуковое воплощение душевного раздрая, дается сочетание тонического трезвучия и вводного секундаккорда. Неким светлым проблеском звучит мажорная гармония второй низкой ступени. И вот это тесное окружение тоники – повышенная седьмая, пониженная вторая ступени – как аллегория человеческой души, зажатой в тиски, «расщепленной» личности:

 

У меня много лиц, бросай свой шприц,

И они не покинут своих границ.

Они аккуратны, ведь я их дом,

И адекватны в основном.

 

Гитарная тема вступления монотонна, бас сползает всё ниже и ниже на фоне нервных шестнадцатых хай-хэта – это вопиющая обречённость. Интересно, как по ходу развития меняется ритмический рисунок каждого инструмента: бас в начале гудит по два такта, на куплете переходит на крупный пунктир, гитара – то мерные четверти, то рваный ритм, и лишь хай-хэтнеизменно мельтешит шестнадцатыми – все эти ритмические рисунки постоянно держат слух в напряжении.

 

В мясорубке эмоций, на фарш идей

Беспощадно жуется столько тонких людей,

Не легок, не прост путь метаморфоз,

Дайте мне наркоз, дайте мне наркоз!

 

Вот такой предстает эволюция Ольги Пулатовой. Такая эволюция причиняет боль и «перемалывает» всех, чей хребет не способен сдержать напора жизненной «мясорубки».

Следующая песня «Рой» все в том же ля-миноре (как генетическая связь с предыдущей композицией). Возможно, она для тех, кто выжил, кто остался цел после всех жизненных перипетий:

 

…Разрушения, беспорядки,

Ничего не будет, как прежде.

 

История древнего ящера продолжается. Ящера-человека, не могущего жить в этом чужом и враждебном мире. В этой песне звучит мольба, крик о помощи, просьба понять и принять. Это то, в чем нуждается каждый – даже когда весь мир против, достаточно и одной родственной души, чтобы не быть одиноким. Тогда и все удары неумолимого процесса эволюции не так сильны:

 

Взгляни с облаков и найди меня,

Это будет легко – хорошо видна.

В степи горящей едкой гари стена,

Я огнедышащий ящер, пойми меня.

 

В этой песне звучит признание собственного несовершенства, признание собственных желаний, которые, возможно, идут вразрез со всеобщими правилами и нормами. И это, пожалуй, самая типично-роковая композиция с тяжелыми и плотными гитарными риффами.

«Утопия». Название невольно отсылает нас к мировой утопической литературе: «Государство» Платона, «Утопия» Т. Мора, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона и еще великое множество подобных трудов. Казалось бы, перед нами должна появиться некая идиллическая картина благоденствующего общества…но нет, мир, обрисованный ОльгойПулатовой, скорее антиутопичен, он настораживает и отталкивает:

 

Естественный отбор не слишком скор,

Молю, приди, ускоренный отбор,

Коснись лишь тех, чей мозг как у гриба,

Кто жаждет крови всей душой раба.

 

Мутируют быстрей, чем стынет кровь,

Все полчища агрессоров, воров,

Вот впереди отряд опят-маслят,

И никому они не навредят.

 

Утопия. Утопия.

 

Небесный свод над нами распростер

Защитный отражающий шатер,

Он пропускает внутрь добро и свет,

Но отражает ненависть и смерть.

 

Ползи к себе домой, война, ползи,

В дыру, тебя родившую, скользи,

К ненависти ненависть вернись,

И лжец своею ложью захлебнись.

 

Утопия. Утопия.

 

Музыка «Утопии» и вовсе не имеет оттенка идиллии, страшная и местами даже жуткая, это самая настоящая музыкальная антиутопия: гаркающий рев во вступлении, эффект напоминающий то ли вой сирен современных городов, то ли тревожный сигнал какого-нибудь экзотического тропического племени.

В гитарной партии вроде бы незамысловатый перебор звучит с неким эффектом расщепления, что «режет» слух. А на припеве, состоящем всего лишь из одного дважды повторенного слова «уто



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: