Новизна программы заключается в том, что занятия сочетают в себе лекции и кейс-метод в изучении основ экономики, а на завершающем этапе обучающиеся проводят презентации на выездной сессии по профориентации. Второй особенностью является интеграция курса кружка «Бизнес планирование» с информатикой и коммуникативными технологиями, так как в ходе занятий некоторые темы осваиваются практически, с применением программ ExсеlFraktal, (например: для построения графика колебания курса рубля, прогноз изменения цен). Также используются современные интернет-технологии.
Актуальность программы определяется интересом обучающихся к процессам, происходящим в мировой экономике, стремлением обучающихся овладеть экономическими специальностями в лучших ВУЗах страны, где готовят квалифицированных специалистов, способных эффективному принятию решений в сфере экономики.
Для обучающихся, выбравших иную профессиональную стезю, получить знания по основам бизнес планирования важно в связи с тем, что современный человек должен обладать финансовой грамотностью, ведь в современном мире экономическая и финансовая грамотность становятся неотъемлемой частью культурологической составляющей личности, гражданина.
Педагогическая целесообразность данной программы определяется социальной значимостью и направленностью на организацию практико-ориентированной, проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, который включает в себя как необходимые представления о современных экономических системах и основах хозяйственной деятельности, так и умения обучающихся, а также основные критерии (ориентиры) подготовки социально адаптированной личности.
Цель и задачи программы:
Цель программы: Формирование экономического мышления и экономической культуры. Данные качества развивают определенные ценностные ориентации, а также способность к самовыражению личности, побуждают интерес и стремление к рационализму в работе, изобретательности, выбору оптимального варианта решения социально-экономических задач.
Задачи программы:
▪ сформировать у обучающихся общего понимания экономических законов современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики;
▪ разъяснить содержание основных социально-экономических ролей рыночной экономики:
наёмного работника, предпринимателя, государственного чиновника; объяснить причины конфликтов между ними и правовые механизмы их разрешения;
▪ сформировать у обучающихся основы экономической культуры;
▪ сформировать у обучающихся навыки проектно- исследовательской деятельности и кейс-проекта;
▪ сформировать у обучающихся понимание экономических, социальных и политических отношений в обществе;
▪ подвигнуть обучающихся к осознанию ценности бизнес планирования и его необходимости для квалифицированного выполнения любой работы;
▪ заинтересовать обучающихся в непосредственном участии в жизни общества через реализацию практико-ориентированных проектов;
▪ подготовка учащихся к осуществлению простейшей предпринимательской деятельности.
Поставленные выше задачи дают понимание того, что экономическое поведение неотделимо от поведения человека в целом, оно зависит от норм, традиций и обычаев общества. Вместе с тем, являясь проекцией поведения на экономическую плоскость, оно имеет и самостоятельное значение и самостоятельную составляющую его формирования. Поэтому в процессе преподавания экономики важно опираться на знания обучающихся в области социально-гуманитарных дисциплин, их собственный опыт, в максимальной степени использовать индуктивный метод обучения, предваряя знакомство с экономическими понятиями как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и фактов, основанных на реалиях современного общества и экономической политики России.
Отличительные особенности программы:
Особенность программы заключается в том, что она позволяет сформировать метапредметные умения и навыки (интеграция с информатикой и коммуникативными технологиями, математикой- математическое моделирование). В программу входит работа по привлечению обучающихся к олимпиадному движению.
Вторая особенность заключается в разнообразии способов получения знаний и навыков. Например: проектно-исследовательская работа, метод кейс-проекта. Это позволяет сохранить у обучающихся интерес к занятиям длительное время.
Данная программа рассчитана на одновременную работу нескольких возрастных групп (1-2 курсы, 3-4курсы) параллельно, поскольку методика проведения коллективной творческой деятельности подразумевает взаимодействие нескольких групп. Они могут получить основы знаний по финансовой грамотности и экономике, а также составление бизнес проектов.
Сроки реализации программы: 2017-2018 учебный год. Для изучения данной программы отводится 50 учебных часов в год, два часа в неделю с продолжительностью занятия 45 минут.
Программа кружка «Бизнес планирование» учитывает возрастные особенности мыслительной деятельности обучающихся, основывается на методике преподавания экономики, основ предпринимательства, финансовой грамотности и создание бизнес-проектов служит для углубления и получения новых знаний, способствуют формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, стимулируют познавательную активность и развивает творческий потенциал обучающихся.
Режим занятий:
Продолжительность | Периодичность в | Количество часов | Количество часов |
занятия | неделю | в неделю | в год |
2 часа | 1 раз в неделю | 2 часа | 50 часов |
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Овладение основами бизнес планирования даст обучающимся возможность понять:
- роль, которую играют бизнес – планы в экономической;
- структуру бизнес проекта;
- механизмы его взаимодействия с микроэкономикой, его макроэкономические индикаторы;
- сущность и механизм функционирования денежной системы, роль Центрального банка,
- движущие силы и основные закономерности экономического роста;
- основные проблемы развития российского предпринимательства,
- основы регулирование сферы бизнеса в РФ.
- процессе обучения обучающийся должен понять, что экономические знания помогают решать проблему целесообразного выбора, который в течение жизни человек делает постоянно - в своих собственных интересах, в интересах своей семьи, сообщества.
Обучающиеся по выбору выполняют творческую работу (например: составление бизнес – плана, разработку своего бизнес – проекта (индивидуально или коллективно), участвуют в компьютерной деловой игре «Бизнес- курс Предприятие»).
Знания, полученные при изучении программы кружка «Бизнес планирование» позволяют обучающимся принимать участие в муниципальных, окружных, региональных и заключительных этапах олимпиад различного уровня по экономике, бизнес планированию, моя профессиональная карьера и др. Это позволяет объективно оценить успехи обучающихся.
Самым главным результатом данной программы является развитие интеллектуальных возможностей обучающихся, формирование метапредметных умений, привитие стойкого интереса к математическому моделированию в экономике, построению графиков в различных программах, к изучению учебных предметов социально-гуманитарного профиля.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
1 год обучения | ||||
теория | практика | всего | ||
Комплектование групп. Вводное занятие. Правила техники безопасности и пользователя ПК. | ||||
Проектная деятельность. Составляющие проекта. | ||||
Работа над буклетами «Финансовая грамотность». | ||||
Понятие о бизнес - плане. | ||||
Разделы бизнес – плана. | ||||
Выбор товара и конкурентной стратегии. | ||||
Оценка рынка сбыта. | ||||
Оценка конкурентов. | ||||
План производства. | ||||
Организация деятельности. | ||||
Выбор услуг и конкурентной стратегии. | ||||
Резюме бизнес – плана. | ||||
Презентация плана. | ||||
Регулирование сферы бизнеса в РФ. | ||||
Проблемы развития российского предпринимательства. | ||||
Итоговое занятие. Защита проекта. | ||||
ИТОГО |
Содержание программы
№ темы | Наименование темы | Содержание темы | Формы контроля |
Комплектование групп. Вводное занятие. Правила техники безопасности и пользователя ПК. | Теория: цели и задачи, структуру курса. Техника безопасности Практика: информационная анкета, Зачет по ТБ. | Беседа, фронтальный опрос. Зачет по ТБ. | |
Проектная деятельность. Составляющие проекта. | Теория: Понятие о проекте, проектной деятельности. Составляющие проекта. Этапы выполнения проекта. | Беседа. | |
Работа над буклетами «Финансовая грамотность». | Теория: Понятие о финансовой грамотности. Финансовые риски и их виды. | Беседа. | |
Понятие о бизнес - плане. | Теория: Понятие бизнес-планирование и его место в стратегическом управлении компанией. | Беседа, текущий контроль. | |
Разделы бизнес – плана. | Теория: Общая структура бизнес-плана: титульный лист; аннотация; меморандум о конфиденциальности; оглавление. Основные разделы: резюме; история бизнеса организации (описание отрасли); характеристика объекта бизнеса организации; анализ бизнес-среды организации; план маркетинга; производственный план; организационный план; финансовый план; оценка и страхование риска; приложения. Практика: Определение структуры разрабатываемого бизнес-плана. | Тестирование, текущий контроль выполнения работ | |
Выбор товара и конкурентной стратегии. | Теория: Пять основных факторов выбора товара и конкурентной стратегии: рыночная сила и крепость позиций, которыми обладают поставщики сырья и комплектующих изделий; рыночная сила и крепость позиций, которыми обладают покупатели готовой продукции; стремлением фирм других отраслей привлечь покупателей к покупке производимых в этих отраслях товаров-заменителей (субститутов); открытостью рынка для новых конкурентов, возможностью и степенью легкости их появления на рынке; соперничеством между конкурирующими на данном рынке продавцами товаров. Практика: Определение формы плана. Определение товара. Выбор стратегии | Беседа, текущий контроль. | |
Оценка рынка сбыта. | Теория: Исследование и анализ рынка сбыта. Классификации рынков сбыта по сфере общественного производства; по характеру конечного использования; по сроку использования; по территориальному охвату; по соотношению продавцов и покупателей; по объему реализации. Практика; Определение рынок и формы сбыта. | Тестирование, текущий контроль выполнения работ | |
Оценка конкурентов. | Практика: Кто является вашим конкурентом сегодня и в каком состоянии его дела: стабильны, на подъеме или идут на спад? Каковы отличия вашего товара (услуги) от аналогичных товаров (услуг) ваших конкурентов? Каковы, хотя бы в общих чертах, шансы и возможности появления новых конкурентов? В чем вы рассчитываете их превзойти? | Беседа, текущий контроль выполнения работы | |
План производства. | Теория: При составлении плана производства необходимо ответить на следующие вопросы: прически. Практика: Отвечаем на следующие вопросы: Где будут производиться товары - на действующем или на вновь создаваемом предприятии? Какие для этого потребуются мощности сегодня и в дальнейшем? Где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие детали? Предполагается ли производственная кооперация и с кем? Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести? | Фронтальный опрос, текущий контроль выполнения работы | |
Организация деятельности. | Теория: Организационная структура; ключевой управленческий персонал; профессиональные советники и услуги; персонал; кадровая политика фирмы; календарный план; план социального развития; правовое обеспечение деятельности фирмы. Практика: Формируем организационную структуру. | Беседа, текущий контроль выполнения работы | |
Выбор услуг и конкурентной стратегии. | Практика: Обобщение пройденного материала. Возникновения стратегического управления предприятием; формирование конкурентных преимуществ товара или услуги. | Фронтальный опрос, беседа, текущий контроль выполнения работы | |
Резюме бизнес – плана. | Практика: Актуальность разработки бизнес-плана. Структурное построение бизнес-плана и его содержание. | Тестирование. Итоговый контроль выполнения задания | |
Презентация плана. | Практика: Разработка презентации. Оформление проекта. | Выполнения задания. | |
Регулирование сферы бизнеса в РФ. | Теория: Источники права, регулирующие экономические отношения в РФ. Признаки предпринимательской деятельности. Понятие прибыли Значение предпринимательской деятельности. | Беседа, текущий контроль выполнения работы | |
Проблемы развития российского предпринимательства. | Теория: Система поддержки малого предпринимательства в России, проблемы и перспективы ее развития. Проблемы поддержки малого бизнеса в России. | Беседа, текущий контроль выполнения работы | |
Итоговое занятие. Защита проекта. | Теория: Итоговое тестирование. Практика: Защита проекта в свободной форме. | Итоговый контроль выполнения работы. Защита проекта. |
Для реализации программы «Бизнес планирования» в образовательном учреждении созданы все необходимые условия для занятий: класс со свободным пространством, где можно получать теоретические знания 20 участникам, оборудованный необходимыми техническими средствами (компьютером, проектором, экраном, принтером).