Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.




Новизна программы заключается в том, что занятия сочетают в себе лекции и кейс-метод в изучении основ экономики, а на завершающем этапе обучающиеся проводят презентации на выездной сессии по профориентации. Второй особенностью является интеграция курса кружка «Бизнес планирование» с информатикой и коммуникативными технологиями, так как в ходе занятий некоторые темы осваиваются практически, с применением программ ExсеlFraktal, (например: для построения графика колебания курса рубля, прогноз изменения цен). Также используются современные интернет-технологии.

Актуальность программы определяется интересом обучающихся к процессам, происходящим в мировой экономике, стремлением обучающихся овладеть экономическими специальностями в лучших ВУЗах страны, где готовят квалифицированных специалистов, способных эффективному принятию решений в сфере экономики.

Для обучающихся, выбравших иную профессиональную стезю, получить знания по основам бизнес планирования важно в связи с тем, что современный человек должен обладать финансовой грамотностью, ведь в современном мире экономическая и финансовая грамотность становятся неотъемлемой частью культурологической составляющей личности, гражданина.

Педагогическая целесообразность данной программы определяется социальной значимостью и направленностью на организацию практико-ориентированной, проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, который включает в себя как необходимые представления о современных экономических системах и основах хозяйственной деятельности, так и умения обучающихся, а также основные критерии (ориентиры) подготовки социально адаптированной личности.

Цель и задачи программы:

Цель программы: Формирование экономического мышления и экономической культуры. Данные качества развивают определенные ценностные ориентации, а также способность к самовыражению личности, побуждают интерес и стремление к рационализму в работе, изобретательности, выбору оптимального варианта решения социально-экономических задач.

Задачи программы:

▪ сформировать у обучающихся общего понимания экономических законов современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики;

▪ разъяснить содержание основных социально-экономических ролей рыночной экономики:

наёмного работника, предпринимателя, государственного чиновника; объяснить причины конфликтов между ними и правовые механизмы их разрешения;

▪ сформировать у обучающихся основы экономической культуры;

▪ сформировать у обучающихся навыки проектно- исследовательской деятельности и кейс-проекта;

▪ сформировать у обучающихся понимание экономических, социальных и политических отношений в обществе;

▪ подвигнуть обучающихся к осознанию ценности бизнес планирования и его необходимости для квалифицированного выполнения любой работы;

▪ заинтересовать обучающихся в непосредственном участии в жизни общества через реализацию практико-ориентированных проектов;

▪ подготовка учащихся к осуществлению простейшей предпринимательской деятельности.

Поставленные выше задачи дают понимание того, что экономическое поведение неотделимо от поведения человека в целом, оно зависит от норм, традиций и обычаев общества. Вместе с тем, являясь проекцией поведения на экономическую плоскость, оно имеет и самостоятельное значение и самостоятельную составляющую его формирования. Поэтому в процессе преподавания экономики важно опираться на знания обучающихся в области социально-гуманитарных дисциплин, их собственный опыт, в максимальной степени использовать индуктивный метод обучения, предваряя знакомство с экономическими понятиями как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и фактов, основанных на реалиях современного общества и экономической политики России.

Отличительные особенности программы:

Особенность программы заключается в том, что она позволяет сформировать метапредметные умения и навыки (интеграция с информатикой и коммуникативными технологиями, математикой- математическое моделирование). В программу входит работа по привлечению обучающихся к олимпиадному движению.

Вторая особенность заключается в разнообразии способов получения знаний и навыков. Например: проектно-исследовательская работа, метод кейс-проекта. Это позволяет сохранить у обучающихся интерес к занятиям длительное время.

Данная программа рассчитана на одновременную работу нескольких возрастных групп (1-2 курсы, 3-4курсы) параллельно, поскольку методика проведения коллективной творческой деятельности подразумевает взаимодействие нескольких групп. Они могут получить основы знаний по финансовой грамотности и экономике, а также составление бизнес проектов.

Сроки реализации программы: 2017-2018 учебный год. Для изучения данной программы отводится 50 учебных часов в год, два часа в неделю с продолжительностью занятия 45 минут.

Программа кружка «Бизнес планирование» учитывает возрастные особенности мыслительной деятельности обучающихся, основывается на методике преподавания экономики, основ предпринимательства, финансовой грамотности и создание бизнес-проектов служит для углубления и получения новых знаний, способствуют формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, стимулируют познавательную активность и развивает творческий потенциал обучающихся.

 

Режим занятий:

 

Продолжительность Периодичность в Количество часов Количество часов
занятия неделю в неделю в год
2 часа 1 раз в неделю 2 часа 50 часов
       

 

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Овладение основами бизнес планирования даст обучающимся возможность понять:

  • роль, которую играют бизнес – планы в экономической;
  • структуру бизнес проекта;
  • механизмы его взаимодействия с микроэкономикой, его макроэкономические индикаторы;
  • сущность и механизм функционирования денежной системы, роль Центрального банка,
    • движущие силы и основные закономерности экономического роста;
  • основные проблемы развития российского предпринимательства,
  • основы регулирование сферы бизнеса в РФ.
  • процессе обучения обучающийся должен понять, что экономические знания помогают решать проблему целесообразного выбора, который в течение жизни человек делает постоянно - в своих собственных интересах, в интересах своей семьи, сообщества.

Обучающиеся по выбору выполняют творческую работу (например: составление бизнес – плана, разработку своего бизнес – проекта (индивидуально или коллективно), участвуют в компьютерной деловой игре «Бизнес- курс Предприятие»).

Знания, полученные при изучении программы кружка «Бизнес планирование» позволяют обучающимся принимать участие в муниципальных, окружных, региональных и заключительных этапах олимпиад различного уровня по экономике, бизнес планированию, моя профессиональная карьера и др. Это позволяет объективно оценить успехи обучающихся.

Самым главным результатом данной программы является развитие интеллектуальных возможностей обучающихся, формирование метапредметных умений, привитие стойкого интереса к математическому моделированию в экономике, построению графиков в различных программах, к изучению учебных предметов социально-гуманитарного профиля.

 

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем Количество часов
1 год обучения
теория практика всего
  Комплектование групп. Вводное занятие. Правила техники безопасности и пользователя ПК.      
  Проектная деятельность. Составляющие проекта.      
  Работа над буклетами «Финансовая грамотность».      
  Понятие о бизнес - плане.      
  Разделы бизнес – плана.      
  Выбор товара и конкурентной стратегии.      
  Оценка рынка сбыта.      
  Оценка конкурентов.      
  План производства.      
  Организация деятельности.      
  Выбор услуг и конкурентной стратегии.      
  Резюме бизнес – плана.      
  Презентация плана.      
  Регулирование сферы бизнеса в РФ.      
  Проблемы развития российского предпринимательства.      
  Итоговое занятие. Защита проекта.      
  ИТОГО      

 

Содержание программы

№ темы Наименование темы Содержание темы Формы контроля
       
  Комплектование групп. Вводное занятие. Правила техники безопасности и пользователя ПК. Теория: цели и задачи, структуру курса. Техника безопасности Практика: информационная анкета, Зачет по ТБ. Беседа, фронтальный опрос. Зачет по ТБ.
  Проектная деятельность. Составляющие проекта. Теория: Понятие о проекте, проектной деятельности. Составляющие проекта. Этапы выполнения проекта. Беседа.
  Работа над буклетами «Финансовая грамотность». Теория: Понятие о финансовой грамотности. Финансовые риски и их виды. Беседа.
  Понятие о бизнес - плане. Теория: Понятие бизнес-планирование и его место в стратегическом управлении компанией. Беседа, текущий контроль.
  Разделы бизнес – плана. Теория: Общая структура бизнес-плана: титульный лист; аннотация; меморандум о конфиденциальности; оглавление. Основные разделы: резюме; история бизнеса организации (описание отрасли); характеристика объекта бизнеса организации; анализ бизнес-среды организации; план маркетинга; производственный план; организационный план; финансовый план; оценка и страхование риска; приложения. Практика: Определение структуры разрабатываемого бизнес-плана. Тестирование, текущий контроль выполнения работ
  Выбор товара и конкурентной стратегии. Теория: Пять основных факторов выбора товара и конкурентной стратегии: рыночная сила и крепость позиций, которыми обладают поставщики сырья и комплектующих изделий; рыночная сила и крепость позиций, которыми обладают покупатели готовой продукции; стремлением фирм других отраслей привлечь покупателей к покупке производимых в этих отраслях товаров-заменителей (субститутов); открытостью рынка для новых конкурентов, возможностью и степенью легкости их появления на рынке; соперничеством между конкурирующими на данном рынке продавцами товаров. Практика: Определение формы плана. Определение товара. Выбор стратегии Беседа, текущий контроль.
  Оценка рынка сбыта. Теория: Исследование и анализ рынка сбыта. Классификации рынков сбыта по сфере общественного производства; по характеру конечного использования; по сроку использования; по территориальному охвату; по соотношению продавцов и покупателей; по объему реализации. Практика; Определение рынок и формы сбыта. Тестирование, текущий контроль выполнения работ
  Оценка конкурентов. Практика: Кто является вашим конкурентом сегодня и в каком состоянии его дела: стабильны, на подъеме или идут на спад? Каковы отличия вашего товара (услуги) от аналогичных товаров (услуг) ваших конкурентов? Каковы, хотя бы в общих чертах, шансы и возможности появления новых конкурентов? В чем вы рассчитываете их превзойти? Беседа, текущий контроль выполнения работы
  План производства. Теория: При составлении плана производства необходимо ответить на следующие вопросы: прически. Практика: Отвечаем на следующие вопросы: Где будут производиться товары - на действующем или на вновь создаваемом предприятии? Какие для этого потребуются мощности сегодня и в дальнейшем? Где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие детали? Предполагается ли производственная кооперация и с кем? Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести? Фронтальный опрос, текущий контроль выполнения работы
  Организация деятельности. Теория: Организационная структура; ключевой управленческий персонал; профессиональные советники и услуги; персонал; кадровая политика фирмы; календарный план; план социального развития; правовое обеспечение деятельности фирмы. Практика: Формируем организационную структуру. Беседа, текущий контроль выполнения работы
  Выбор услуг и конкурентной стратегии. Практика: Обобщение пройденного материала. Возникновения стратегического управления предприятием; формирование конкурентных преимуществ товара или услуги. Фронтальный опрос, беседа, текущий контроль выполнения работы
  Резюме бизнес – плана. Практика: Актуальность разработки бизнес-плана. Структурное построение бизнес-плана и его содержание. Тестирование. Итоговый контроль выполнения задания
  Презентация плана. Практика: Разработка презентации. Оформление проекта. Выполнения задания.
  Регулирование сферы бизнеса в РФ. Теория: Источники права, регулирующие экономические отношения в РФ. Признаки предпринимательской деятельности. Понятие прибыли Значение предпринимательской деятельности. Беседа, текущий контроль выполнения работы
  Проблемы развития российского предпринимательства. Теория: Система поддержки малого предпринимательства в России, проблемы и перспективы ее развития. Проблемы поддержки малого бизнеса в России. Беседа, текущий контроль выполнения работы
  Итоговое занятие. Защита проекта. Теория: Итоговое тестирование. Практика: Защита проекта в свободной форме. Итоговый контроль выполнения работы. Защита проекта.

 

Для реализации программы «Бизнес планирования» в образовательном учреждении созданы все необходимые условия для занятий: класс со свободным пространством, где можно получать теоретические знания 20 участникам, оборудованный необходимыми техническими средствами (компьютером, проектором, экраном, принтером).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: