Основные цели санитарно-эпидемиологического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях определяют:
·изучение общих закономерностей и механизмов взаимодействия организма с химическими, физическими и биологическими факторами окружающей среды и их действий в различных условиях стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуациях;
·разработку методологии установления количественных связей между степенью влияния реальных сочетаний вредных факторов окружающей
·среды в зоне катастроф, обеспечением здоровья населения, его прогнозирования в условиях изменяющейся санитарной ситуации в экстремальной обстановке;
·совершенствование теории и практики гигиенической регламентации химических, физических и биологических факторов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях, разработка методических основ определения реальной нагрузки всего многообразия факторов ЧС на организм и методика обоснования максимально допустимых ее уровней;
·установление причин и условий, воздействующих на здоровье населения и спасателей, и организация научно обоснованных гигиенических мероприятий по поддержанию жизнеобеспечения пострадавших;
·поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия в зоне чрезвычайной ситуации и в районах временного размещения эвакуированного населения, обеспечение гигиенической и эпидемической безопасности воздушной среды, питьевой воды, продовольственного сырья и продуктов питания, коммунальных и иных объектов;
·организацию противоэпидемического режима в лечебно-профилактических учреждениях и формированиях, принимающих участие в ликвидации медико-санитарных последствий.
Поставленные цели достигаются решением комплекса задач на различных уровнях.
На федеральном уровне:
·разработкой и внедрением принципов единой государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны и укрепления здоровья всех категорий населения, снижения отрицательного влияния вредных факторов окружающей среды;
·осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой новых технологий и производств, размещением и функционированием потенциально опасных объектов;
·научной разработкой и внедрением наиболее прогрессивных способов защиты и гигиенического воспитания населения, приемов и методов работы в сети наблюдения и лабораторного контроля, санитарно-эпидемиологической, радиационной и химической разведок, новых направлений по ликвидации медико-санитарных последствий;
·разработкой методических основ гигиенического обоснования размещения и материально-бытового обеспечения пострадавшего населения, его обеспечения доброкачественной питьевой водой и питанием;
·изучением возможности использования сил и средств санитарно-эпидемиологической службы с необходимыми рекомендациями по их работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
·взаимодействием органов, учреждений и формирований медицины катастроф различных министерств и ведомств по вопросам оказания помощи в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
·совершенствованием автоматизированной информационно-управляющей системы и подготовки кадров к работе в часто меняющейся санитарно-эпидемиологической обстановке;
·использованием международного опыта в предупреждении и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
На региональном уровне:
·осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой новых технологий и производств, размещением и функционированием объектов с учетом возможного возникновения региональных техногенных катастроф и аварий;
·внедрением прогрессивных способов индивидуальной защиты и гигиенического воспитания населения, приемов и методов работы в сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) при ЧС, захватывающих несколько территориальных образований;
·взаимодействием органов, учреждений и формирований медицины катастроф различных министерств и ведомств, расположенных в регионе, по оказанию помощи в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
·формированием региональных резервов сил и средств санитарно-эпидемиологической службы;
·рациональным использованием сил и средств РСЧС, расположенных в регионе, их своевременным маневром при организации и проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС, территориях, загрязненных химическими и радиоактивными веществами, в очагах инфекционных заболеваний;
·обобщением опыта работы органов управления, учреждений и специализированных формирований по предупреждению и ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий.
На территориальном уровне:
·контролем за уровнем заболеваемости, динамикой специфического и неспецифического иммунитета, накоплением поглощенной дозы, последствиями отравлений химически опасными веществами (ХОВ), реализацией мероприятий по защите населения от радиоактивных и высокотоксичных веществ, усилению иммунной и другой защиты населения;
·разработкой нормативных и методических документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе поведения пострадавших при возникновении радиоактивных, химических и эпидемических очагов в зоне ЧС и за ее пределами;
·контролем за исполнением санитарного законодательства РФ, участием в социально-гигиеническом мониторинге уровня содержания вредных веществ в воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах;
·проведением санитарно-эпидемиологической, санитарно-химической и санитарно-радиационной разведок, организацией наблюдения и лабораторного контроля на химически опасных и иных объектах и в коллективах, подвергшихся воздействию вредных веществ;
·выработкой рекомендаций по режиму на объектах экономики, обеззараживанию территорий, помещений, транспорта в зависимости от вида опасного для населения вредного фактора;
·контролем за полнотой и качеством санитарно-гигиенических мероприятий и санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомствами и службами, за установлением противоэпидемических барьеров при эвакуации населения и больных;
·разработкой и реализацией неотложных мер по повышению санитарно-гигиенической надежности водоснабжения и питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных отходов;
·использованием во всех лечебно-профилактических учреждениях на этапах медицинской эвакуации современных приемов и методов оказания помощи при радиационных и химических авариях, усиленного противоэпидемического режима;
·осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими учреждениями, расположенными в зоне ЧС;
·контролем за полнотой и качеством дезактивации, дегазации, дезинфекции в зоне ЧС, а также санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомствами, за работой терапевтов, педиатров и врачей скорой медицинской помощи при изучении особенностей радиационных поражений, отравлений и инфекционной патологии в ЧС;
·обучением населения способам защиты от химических и других вредных веществ и поведению в очагах загрязнения;
·созданием и поддержанием специальных финансовых и материальных фондов, резерва лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты, запасов диагностических и иных препаратов, питательных сред, дезсредств и другого расходного имущества;
·проведением экстренной и антидотной профилактики.
На местном уровне:
·осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими учреждениями, расположенными в зоне ЧС;
·своевременным переходом лечебно-профилактических учреждений на работу в условиях усиленного, а при необходимости и строгого противоэпидемического режима;
·целенаправленной работой санитарно-токсикологических, радиологических и микробиологических лабораторий по проведению соответствующих исследований по показаниям;
·обучением населения поведению в очагах химического и радиологического загрязнения и в эпидемическом очаге;
·выдачей (по показаниям) радиопротекторов и антидотов, проведением экстренной (общей и специальной) профилактики.
На объектовом уровне:
·выявлением сохранившихся медицинских учреждений и их возможностей по организации работы в условиях прогнозируемой санитарно-эпидемиологической обстановки;
·изучением объектов, представляющих потенциальную опасность осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки при возникновении ЧС (объекты атомной, химической, микробиологической, пищевой промышленности и водоснабжения, канализационные сети и отстойники);
·слежением за состоянием здоровья и работоспособности работающих на объекте, их устойчивости к воздействию факторов ЧС в условиях складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки;
·установлением взаимодействия привлекаемых сил и средств объекта с указанием сроков их готовности и, по возможности, объемов выполняемых мероприятий;
·защитой персонала, материальных средств и уникального оборудования, а также лабораторных и иных животных с учетом прогнозируемой обстановки (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация, использование средств индивидуальной защиты, в том числе и медицинских);
·переводом объекта, его управления и связи на режим работы в условиях ЧС, представлением донесений и обменом информацией;
·организацией работы специализированных формирований объекта, их снабжением медицинским и специальным имуществом, материально-техническим и транспортным обеспечением.