Использование психологических игр на учебных занятиях курса ОРКСЭ.




Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом самоценность. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребенка посредством игровой деятельности. Однако, несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы она используется не достаточно активно, а тем более на уроках ОРКСЭ.

Воспитательное значение игры, ее всесторонне влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В более широком смысле игру можно рассматривать как способ социализации личности ребенка и его социальной адаптации в обществе. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. Игра выполняет коммуникативную функцию и учит детей общению между собой и взрослыми. В играх преподаватель может лучше узнать своих учеников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности. Игры сближают взрослого с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт. Они пришли на помощь обучению, развитию и воспитанию ребенка. Душа человеческая – «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше, чем считают взрослые. О некоторых духовных дарах сказано: «что Бог утаил от мудрых и разумных, то открыл младенцам (Мф. 11,25). Поэтому именно в игре – самой близкой ребенку деятельности, он лучше всего постигает нормы нравственности и красоты. «Не наука делает людей благополучными, - писал русский поэт И. А.Крылов, - а честность и добрая совесть». К этому хочется добавить замечательные слова св. Амвросия Оптинского: «Если вы будете жить и учиться так, чтобы ваша научность не портила нравственности, а нравственность научности, то получится полный успех вашей жизни». А жить и учиться с игрой веселее и интереснее.

Игра, по мнению психологов, является источником радости для человека, потому что она реализует духовную потребность, природный интерес. Человек во время игры раскрепощается, ощущает состояние физического и психологического комфорта, эмоционально настроен на восприятие, непроизвольное внимание и запоминание, усвоение. В игре личность удовлетворяет потребности в самовыражении, самоопределении, самореализации. С помощью игры становится эффективнее обучение ребенка и приятнее его воспитание. Игра - современное средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.

Каких целей можно достичь при проведении психологических игр? Помочь детям почувствовать свое единство с другими, повысить собственную самооценку. Уважать себя и других. Научиться анализировать жизненные ситуации, научиться принимать индивидуальные и групповые решения. Сочувствие к другим. Развивать в детях открытость к другим. Преодолевать собственные страхи и комплексы. Развивать у детей чувство юмора и т.д..

Проводя на уроках психологические и другие игры нужно соблюдать ряд требований:

  • Общение с детьми должно базироваться на уважении всех участников друг к другу, чувствительности к мыслям и чувствам других, душевной теплоте.
  • Учитель должен удостоверять детям заинтересованность их ответами, стимулировать их откровенно и подробно рассказывать о собственных переживаниях и проблемах.
  • проявлять тактичность по отношению к детям и умение помогать им.
  • По окончании игры учитель поощряет детей к высказыванию и обсуждения собственных впечатлений от игры.
  • четко продумать цели и ход игры.

Психологические игры проводятся в начале урока, так называемый психологический настрой, в середине урока, на любых этапах и в конце урока- релаксирующие игры, релакс. Большинство игр несут психологическую составляющую.

Игра многофункциональна. Мы же остановимся лишь на роли дидактических, психологических, познавательных, обучающих, развивающих функциях игры на уроках Основы православной культуры.

Игры можно подразделять по предметной области интегрированных уроков. Полезно совмещать уроки Основы православной культуры с предметами технологии, дополнительного образования, краеведения, литературы и русского языка, музыки и изобразительного искусства, истории и т.д. Безусловно, к таким урокам следует быть серьезно подготовленным. Но при установлении метапредметных связей решаются вопросы – воспитание духовной культуры учащихся, развитие их эстетического вкуса, фантазии, воображения, справедливого отношения к историческим и традиционным ценностям, образно-ассоциативного мышления и творческих способностей по дополнительному образованию. По словам известного русского педагога К. Д. Ушинского «педагогика не должна быть потешной». Мы должны применять игру, как метод или прием в обучении, ни когда детям скучно, а когда трудно. Педагоги, преподающие курс Основы православной культуры наверняка сталкивались с тем, что не все на уроках легко усваивается. В этом случае игра придет детям как помощница для решения поставленных задач.

Рассмотрим примеры некоторых игр, применяемых на уроках православной культуры.

Притча «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Тренинг «Как не попасть в сети зла?

Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла? Ответы учащихся. Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

Дети поочерёдно называют положительные качества, а учитель вручает каждому отвечающему маленькие сердечки, и дети наклеивают их на мизинчик.

Игра «Учимся доброте»

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

 

«Нарисуем счастье»

Прием психорисунка даёт возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир ребенка через зрительные образы. Например, нарисуй совесть, добро, месть…. А затем объяснить свои рисунки.

 

Раскрасьте слово «добро» в любой цвет. Почему вы выбрали именно этот цвет? Кто-нибудь вас заставил это сделать? Так как вы считаете, о чем мы будем говорить?

(урок «Свобода и моральный выбор»)

Игра «Найди себе подобного»

Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (сказочные герои).

Учитель дает задание детям: - Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

Обсуждение.

- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?

- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

Составление кластеров.

Задание: В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из
жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света. Представь, что
дружба – это волшебное солнце с разноцветными лучами. Запиши в
лучах составляющие настоящей дружбы.

Игра «Живая цепь»

Дети встают в затылок друг другу. На спине последнего ребенка учитель пальцем рисует какую –либо букву (цифру, рисунок).Этот ребенок, в свою очередь, рисует то, что он почувствовал, на спине стоящего перед ним. Рисунок передается по цепочке, пока не дойдет до первого человека. Он воспроизводит рисунок на доске. Задача детей как можно точнее и четче передать рисунок.

Упражнение «Дискуссионные качели»

Можно использовать на любом уроке. «Стыд, вина, извинение» – это полезные или вредные эмоции? Класс делится на 2 группы: одна группа должна найти доводы в пользу этих эмоций, другая группа пытается объяснить, в чем их вред.

Игры, которые проводятся в конце занятия

Итог занятия.

Чтение стихотворения с музыкальным сопровождением ит.д.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Хорошо вы потрудились,

Вам пора и отдыхать.

Переменку веселитесь

И начнем урок опять.

Игра «Эрудит».

Игра рассчитана на эрудицию, кругозор и интеллект. Для проведения игры каждому участнику необходимо иметь чистый лист бумаги и ручку. Игра - на заданную букву участники должны написать: название города, животное, птицу, реку или озеро, имя человека, растение, святого. Следует нацелить ребят, что слова необходимо подбирать связанные с курсом Основы православной культуры. Например: буква В – Вифлеем, волк, Владимир, Волга, верба, св. Ванифатий. За каждое правильное слово игрок получает 2 очка, если слова у играющих оказались одинаковыми, то оцениваются по одному очку. Дополнительное очко получает тот, кто первым написал все слова. Выигрывает тот, кто на определенное количество букв набрал больше очков. В эту игру можно играть классом или группой детей. Игра на кругозор, эрудицию и логику мышления. Один из играющих загадывает какого-либо святого или историческую личность, известного всем. Например, святого Сергия Радонежского. Остальные участники игры задают вопросы ведущему, на которые могут быть только два ответа: «да» или «нет». Задача – как можно быстрее (до 10 вопросов) отгадать задуманного человека. Примерные вопросы: -Мужчина или женщина? - Живет сейчас или нет? - Где жил? - В какое время? В каком веке? В эту игру можно играть в любое время, в любом месте.

Игра «Интеллектуальный марафон».

Эта игра проводится в виде вопросов и ответов, составленных по изученным темам. Причем, некоторые вопросы имеют разное количество баллов, т. е. рассчитаны на разный уровень учащихся. Например, мама стала печь Пасхальный кулич. Какие продукты она выберет?

Пасхальный кроссворд.

1. Она первая узнала о Воскресении Иисуса Христа. 2. Он отвалил камень от гроба Господня. 3. Растение, используемое для окраски пасхальных яиц. 4. На нем был распят Иисус Христос. 5. Молочный продукт для приготовления пасхи.

Игра «Числовая викторина»

Как известно, особых усилий требует запоминание цифр. Просто заучивать – не всегда есть желание, поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, можно устроить соревнование в виде числовой викторины. Примерные вопросы: 1. Из скольких книг состоит Библия?. 2. Сколько книг в Новом и Старом завете? 3. Сколько неблагодарных прокаженных очистились? 4. Сколько было апостолов? и т.д.

Игра «Ассоциации»

Ведущий заранее подбирает слова или имена соответствующие пройденным темам курса. К этим словам необходимо подобрать пять или более ассоциаций. Например: Святой князь Владимир – Красное Солнышко, ослепление, Херсонес, крещение, Киев. Библия – откровение, слова Бога, два завета, много книг, святая книга. Ведущий произносит слово, затем ассоциации другого слова.

Игра – это эффективный способ повторения изученного библейского материала или заучивания его наизусть, поздравительные приложения к подаркам-сувенирам, проведение экскурсий в музейной комнате. Например: при изучении темы «Золотое правило этики» учащиеся запоминают слова Иисуса Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте…..(и вы с ними)». Заучивают наизусть отрывок стихотворения А.С.Пушкина: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.» При этом объясняют толкование слова «падшим». На уроках часто используются карточки, кроссворды, задания, в которых нужно вставить пропущенные слова, расположить информацию в определенном порядке, выбрать правильный ответ и т.д. Например: Нужно вставить пропущенные слова. - «Одно из дел милосердия …. – (милостыня)», - Христос говорил: «Всякому просящему у тебя… - (дай)». - «Люби ближнего, как… (самого себя)».

Например, в долгосрочную игру «Мешок щедрости» или «Рождественские мастерские». В этой игре может участвовать и вся школа. За определенное время (время Рождественского поста) дети готовят подарки, сувениры для друзей, родителей и выставочных конкурсов, складывают их в «Мешок щедрости», объясняя, почему именно этот предмет был положен. Важна целевая подготовка детей к этой игре. Учитель направляет творческую активность учащихся к христианским добродетелям – милосердию, взаимопониманию, щедрости, жертвенности.

Игра «Собор».

В этой игре участвуют различные творческие группы: строители, благоустроители, жертвователи, иконописцы, священство, певчие, труждающиеся. Проводится совещание, на которое собираются представители всех групп (по 1-2 человека) На совещание приглашаются и представители «гостей». Смысл игры – условно провести «гостей» по всему собору передавая их из «рук в руки» представителям всех групп, чтобы «гости» ознакомились с деятельностью всех групп. Например: 4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его». Эта заповедь предполагает то, что всю неделю, кроме седьмого дня, человек должен добросовестно работать, а в воскресенье - особо послужить Богу добрыми делами и молитвой. Интерпретацией этой заповеди, на наш взгляд, являются такие пословицы, как: 1. Кто от своего труда питается, тот каждый день причащается. 2. Богу молись, а сам трудись! 3. Труд человека кормит, а лень портит. 4. Не хлебом живы, молитвою. 5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Эта заповедь предполагает от детей уважения, покорности и послушания по отношению к родителям; учит почитанию старших младшими.

Уважение и любовь к родителям раскрываются в пословицах.

1. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

2. Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.

3. Живы родители — почитай, померли — поминай!

4. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

5.Нет родителей - нет покровителей.

6-я заповедь: «Не убивай». Эта заповедь гласит о том, что человеческая жизнь – дар Божий, и только Бог волен решать, кому это дар дать, а у кого забрать. Эта заповедь также имеет свое отражение в народном фольклоре – в пословицах:

1. Сгубить легко, да душе каково?

2. Удавился, так сатане обручился 3. Кто с мечом к нам пришёл, от меча и погибнет.

7-я заповедь: «Не прелюбодействуй». Эта заповедь предполагает чистоту, верность и любовь между людьми, состоящими в законном браке. Эта заповедь была укоренена в русской культуре, свидетельством чего, как мы думаем, можно считать целый ряд существующих пословиц:

1. Выбирай жену на целый век.

2. Муж и жена - одно дело, одно тело, один дух

3.Где любовь да совет, там и горя нет.

4. Любящих и Бог любит.

8-я заповедь:«Не кради». Эта заповедь подразумевает как явные, так и тайные грехи. Она порицает воровство и грабёж, требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт кого-то, также является грехом.

Доказательством того, что воровство порицалось в русской культуре, служат многие пословицы:

1. Воровство - последнее ремесло.

2. Вор ворует, а мир горюет.

3. Украсть - в беду попасть.

4. Купленный сухарь краденого пирога дороже.

9-я заповедь:«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Заповедь упрекает клевету, рассчитанную на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление. Она запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, а также осуждает всякую ложь. Иносказательную иллюстрацию этой заповеди мы снова находим в русских пословицах:

1. Раз солгал, а на век лгуном стал.

2. Кто не врет, тот спокойно живет.

3. Где нет правды, там и добра нет.

10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего».

Заповедь порицает зависть в душе человека. В речи «проповедником» этой заповеди служат такие пословицы, как:

1. Кто чужого желает, скоро свое потеряет.

2. Злой плачет от зависти, а добрый от радости

3. В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется. 4. Любит кричать воробей, что его соловьи затерли, а сам от зависти чирикать разучился.

Игра может занимать небольшое время, несколько минут – для закрепления пройденного материала. Часть урока – для поддержания интереса урока, преодоления трудностей в изучении учебного материала. Игра может иметь долговременный характер, когда на протяжении нескольких уроков или даже года дети играют в игру, итог которой является закрепление всего изученного материала или его части.

Игра – один из основных видов деятельности учащихся. Игры в обучении предполагают деятельность, направленную на воссоздание и усвоение социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая деятельность многофункциональна, реализуется через все направления учебной и вне учебной деятельности и особенно востребована младшими школьниками. Психологическая игра способствует отработке правил и моделей поведения, школьники приобретают знания об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Развивать умения понимать состояние другого человека, самому выражать ту или иную эмоцию, развивать наблюдательность, внимание, доверительность и интуицию. Создавать адекватный эмоциональный фон общения, учить доброжелательности отношений. Способствовать сплочению коллектива.

Дети в игре примеряют на себя разные социальные роли, создают различные сценарии поведения, получают опыт их использования в различных ситуациях.

 

Обращение к играм на уроках ОРКСЭ, придают целостность курсу, несут позитивный заряд, помогают снизить уровень тревожности в связи с введением нового предмета.

Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д. Считаю, что именно на уроках ОРКСЭ вырабатывается иммунитет духовной нравственности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: