Общая характеристика средневековой культуры.




Начало исторически известной западноевропейской культуры, а следовательно, и литературы относится к IV – V вв. н.э., когда после распада Римской империи на арену мировой истории выступили новые, варварские народы со своим особым общественно-политическим устройством, бытом и нравами. Зарождение и развитие литературы средневековья определяется взаимодействием античного мира и христианства.

Деление средневековой литературы на периоды определяется этапами общественного развития европейских народов за это время.

Хронологические границы: Раннее – с 3-4 вв. – до 7-8 вв.; Высокое – 9 – 12 вв.; Позднее – 13-14 вв. В Италии: Ранее и Высокое, а с 14 века – Возрождение.

В эти столетия приметы феодального способа производства становятся все ощутимее на фоне рабовладельческого уклада. Кардинальные перемены III—IV вв. не ограничивались распадом старых, рабовладельческих империй и возникновением на их основе новых, уже во многом феодальных государств. Произошла, по образному определению Н. И. Конрада, «революция умов». Это был коренной перелом в мировоззрении, связанный с укреплением новой религии, по-своему революционной для своей эпохи и общественного строя. Литературный процесс в период Раннего Средневековья на Западе связан с эпохой распада старой культурно-исторической зоны — эллинистическо-римской.

В 19 веке Фримен разделил всю историю на «До Рима – Рим – после Рима»

Конец античности: несколько версий

1. 330г – первый вселенский Никольский собор – христианство признано официальной религией.

2. 395г – распад Римской империи и начало Византии

3. 410г – варвары впервые захватили Рим

4. 476 – вождь варваров стал королем Рима – возникло первое варварское государство. Движение цивилизации остановилось на долгие столетия.

Факторы формирования средневековой культуры:

1. Христианство

2. Античное наследие

3. Фольклор

 

1. Христианство

Христианство отличалось от нашего представления сейчас.

Быстрое распространение, единство, христианские монастыри – хранители письменности и латинских текстов. Церковь была большой экономической и политической силой, а также центром культуры.

Клерикальная литература.

Она создавалась для нужд церкви. Писалась на латыни. Основные жанры:

1) Богослужебный жанр – песнопения, молитвы, гимны и литургическая поэзия. Здесь впервые появляется рифма. Бурное творчество связано с тем, что не существует церковных канонов (до 16 века). Каждая церковь могла украшать свою службу собственными вставками. Наподобие этих стихов возникает множество поучительных, назидательных произведений. «Плач богоматери у креста», «Плач Рахили о чадах».

2) Агиография – жития святых. Образец назидательного чтения для верующих. До нас дошло много, две разновидности: а) житие грешника-язычника, который узнавал истину и преображался «Житие Марии Египетской». К нему восходят корни авантюрного романа. б) житие христианина с самого рождения. Четкая схема: описывалась недетская серьезность, первые подвиги смирения, дар предвидения, отречение от мира, мученическая смерть, чудеса после смерти. С 12 века широкое распространение приобретает развлекательная тенденция – рассказы о чудесах. Образовались целые сборники вроде «Чудеса девы Марии». Жанру чудес близок жанр видений – провидение. Аллегорическая поэзия.

3) Проповедь. Сборник «Римские деяния».

4) Летописный жанр, жанр хроники. «Хроника Саксона Грамматика».

Параллельно с этим существовала смеховая, несерьезная литература (пародиа сакра) – ее создавали школяры и низшие клирики. Необыкновенная ученость авторов. «Вечеря Кипряны» (Каэна Киприана». Пародийная форма: не вечер собираются все герои библии, у всех есть пародийная черта. Очень часто такую литературу санкционировала сама церковь. Создавались особые «праздники дураков», где снимались оковы церкви.

5) Литургическая драма. Связана с литургией, на смену античной драме. Сценки из Библии, постепенное развитие из чтения по ролям.

 

Теория двух реальностей.

Реальный мир – бледное отражение и неверное отражение истинно-прекрасного потустороннего мира. Все помыслы человека должны быть обращены к божественному миру, все деяния в жизни – подготовка к вступлению в этот мир, стремление к умерщвлению тела. В христианстве человек связан с душой тысячью нитей. Человек связан с телом, тело ценно, смерть – временный сон, восстанут все в 1 день страшного суда, всем будет по 33 года – как Иисусу Христу.

Эту идею выражает «Житие святого Алексея человека Божия ».

У богатого римлянина наконец-то родился сын. Отец подыскал Алексею жену, пышно справил свадьбу. Юноша устремлён к божественному, на земле нет совершенной любви, отдаёт кольцо жене и уходит в Сирию. Ищут, встречают, не узнают в рубище, дают милостыню слуги его. Слава о святости, ему начинают поклоняться, Алексей бежит от людского поклонения, возвращается в родительский дом, живёт под лестницей, питается с остальными нищими. «Ищите божьего человека» - три раза глас над городом. Только когда Алексей умер, находят письмо и узнают, что это был он. Строят ему золотой ковчег и благодарят Бога за такого святого человека.

Однозначный ответ на вопрос о смысле жизни: своей жизнью заслужить себе место в Раю.

В средние века нет отделения литературы на светскую и церковную. Житийные писания, церковные – агеографии – это тоже литература.

«Рассказ о святом Колумбане »

Ирландия. Святой Колумбан – красив, прекрасно образован. Основывает монастырь, получает великую неземную силу - все слушаются: император, птицы, звери. Соврерашет чудо и убеждает императора прекратить гонения монахов. Однако вмешательство в жизнь считалось лишним – все равно основная жизнь – после смерти.

Монастыри – центр образования. Семь свободных искусств – тривий (перекрёсток 3х дорог): грамматика, риторика, диалектика (искусство вести спор). Квадривий: арифметика, геометрия, астрономия, музыка, теология, история права (церковного). Преподавалось в Университетах (Кембридж, Париж, Лиссабон).

 

2. Фольклор

Литература в Средние века начинает свое развитие с нуля, не опираясь на античную.

Теория происхождения литературы из синкретизма. (Веселовский) – 2 периода, позже – 3.

1. Мифо-поэтическая эпоха

2. Традиционалистическая эпоха – единство художественных принципов, культура общих мест, сопричастность традиции. Не стремятся отличаться друг от друга. Не существует понятия плагиата. Автор не прилагает усилий для написания чего-либо, им руководит Бог. Переписывали другие книги, почерпнув что-то из них. Новое прочтение старого. Например, сюжет «Тристана и Изольды» разрабатывается многими авторами.

3. Эпоха личного творчества – начинается с эпохи Возрождения.

Вся средневековая литература аллегорична, символы, иносказания, тайный смысл. Содержание скрытого смысла должно соотноситься с космосом и мирозданием. Есть версия, что «Роман о Розе» - зашифрованная инструкция по изготовлению философского камня, каждая строка – химическая формула.

Человек изображается вне психологических связей, интерес к поступкам.

Трёхчастная структура средневекового общества:

1. Молящиеся – монахи – голова

2. Воюющие – рыцари – руки

3. Работающие – крестьяне – ноги

В Средние века Библия – основная книга, ее трактованием занимаются многие.

 

3. Античность

Полного отказа от античности быть не могло – существовали книги на латинском языке и здания театров. В монастырях продолжала развиваться литература на латинском языке – первая письменная в раннее время. Она механически переписывалась много раз, отсюда многие ошибки. Латынь средних веков отличалась от классической. Жёсткого деления литературы на церковную и светскую не было.

3 основных произведения на латыни – из них взято большинство.

1. Пруденций, 5 век – «Психомахия» – основа аллегорической формы борьбы между добром и злом.

2. Марциан Капелло, 5 век – «О браке филологии и Меркурия» – классификация на 7 искусств

3. Манлий Сивилий Буэций, 480-520 - «Утешение философии» - простота, выразительность слога. Буэций – последний римлянин на службе у варваров, автор учебников, создатель философской терминологии.

 

Своеобразие пространственно временных отношений

(1) Нет изменения характера героев, нет внутреннего развития персонажей

(2) Принцип линейной последовательности: два события одновременное в разных местах происходить не могут, они должны следовать одно за другим

(3) Время дискретно, прерывисто

 

Вертикальная модель мира: Опиралась на христианскую идею искупления как посредства между двумя мирами (земным и небесным). Всякое движение в мире земном есть либо восхождение, либо нисхождение. Земной шар разделен на южное и северное полушарие. Юг, как более совершенное полушарие, располагается сверху. Северное полушарие находится внизу, так как там больше океана, чем суши. Там же, по мнению средневековых теологов, находится ад. Ад изображался в виде конуса. В южной (верхней) части конуса находилось чистилище, в каждой части (ад, чистилище, рай) – по 9 сфер, в каждой из которых ощутимы последствия за хорошие и плохие деяния. В целом же принцип сословности пронизывает средневековую литературу сверху донизу. Это ее основа.

 

Представление о 2х реальностях: Мир, по мнению средневековых писателей, был своеобразен. Существовало понятие о двух реальностях, двоемирии, дуализме. Это понятие выражалось через оппозиции Бог – дьявол, святое – греховное, небо – земля и т.д. Потусторонний мир всегда более богат, чем земной. Абсолютные полюса – добро и зло. Ничто не мыслится в нейтральных категориях.

 

Ориентация на традиции и каноны: Устойчивость художественного приема, традиционность в разработке темы, преимущественное обращение к небольшому набору сюжетов — все эти черты средневековой литературы соответствовали традиционности мышления, типичного для человека той эпохи. Так сложился строгий этикет как система правил, ограничений и запретов, которыми регулировалась и разработка сюжета, и трактовка персонажа. Этот литературный этикет исходил из всей суммы религиозно-сословных идей, лежащих в основе мировоззрения Средневековья. Поведение героя произведения определялось в конечном счете не его личным характером, не его пристрастиями и влечениями, а тем местом, которое ему полагалось занимать в обществе.

 

В многосмысленности памятников средневековой литературы неизменно оставалось место для морали. Назидательность всегда была отличительной чертой словесности Средних веков и на исходе эпохи стала во многом тормозом в поступательном движении литературы. Она порой сводила на нет те несомненные достижения в изображении мира и человека, которые эта литература накопила за тысячу лет своего существования.

Изменение нравственных приоритетов. В античности главное гражданская доблесть. Пример: эпитафия Эсхила. В Эпоху Средневековья – вера и верность (сословная верность). Верность феодалу. Вассальная верность своему сюзерену.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: