Стратегия и тактика развития детского общественного объединения как особого института социального воспитания




Детские общественные объединения в своем большинстве – это не что иное, как живое детско-взрослое сообщество (частица социокультурной среды, явление гражданского общества), которое живет и действует благодаря своей социально значимой миссии, расширенному влиянию на детскую среду, сочетанию индивидуального и коллективного видов творчества, использованию технологий подготовки лидеров детских общественных объединений.

История детского движения, оформившегося в начале ХХ в. и охватившего миллионы детей и подростков всех стран мира спустя столетие, развивается по спирали. Особенности становления и формирования идей детского движения в России описаны во многих научных источниках: многообразие форм самоорганизации детской жизни, сменившееся организационным оформлением единой пионерской организации детей под руководством политической партии взрослых; естественный и закономерный распад этой монополии на детство в начале 90-х гг. ХХ в., повлекший за собой создание десятков и сотен общественных организаций, участники которых были долгое время лишены материальных условий, методического и педагогического обеспечения, но находились в постоянном поиске научных практических основ добровольного объединения детей и взрослых.

90-е гг. ХХ в. стали точкой отсчета качественных преобразований в детском движении на всех уровнях взаимодействия государства и общества в контексте реализации основных положений Конвенции о правах ребенка: правовом, экономическом, содержательно- деятельностном, психолого-педагогическом, организационном. Эти же тенденции характерны и для мирового детского движения. Оно стало рас- сматриваться как движение в интересах детей.

Современное детское движение необходимо рассматривать как социальное явление, разворачивающееся в историческом пространстве, в реальном времени детского и подросткового возраста, испытывающее на себе влияние социально-политических условий общества. Детские общественные организации и объединения являются наиболее стабильной и структурирован- ной частью детского движения, представляя со- бой особый социальный институт воспитания. В отличающихся гуманистическим характером и ориентацией на общечеловеческие ценности целях детских общественных организаций и объединений заложена высокая нравственная составляющая.

Особенности организационного строения детских организаций связаны с реализацией следующих содержательных положений: уважение к личности, ее правам; развитие стремления к самопознанию, самосовершенствованию, само- реализации; формирование у детей и подростков опыта межличностного взаимодействия, способности к социальному творчеству; повышение уровня гражданской социальной ответственности в коллективных формах деятельности.

Социально-педагогический потенциал детских общественных объединений представляет собой объективные резервы, способные проявить себя, обеспечив качественно новый позитивный результат как с государственной точки зрения, так и с позиции личностного роста юного гражданина.

В практику деятельности детских общественных объединений в начале 90-х гг. прошлого века вошло понятие «лидерские программы». Первая из них программа «Лидер» была создана и предложена для реализации в 1992 г. Впоследствии были разработаны программы «Я и мы» (формирование коммуникативной культуры лидера детской общественной организации), «Познай себя» (самоопределение ребенка-лидера через включение в творческую деятельность), «Дети-детям» (социальная защита и представление прав детей в обществе).

Сегодня таких программ насчитывается более пятидесяти. Это позволяет разнообразить содержательное наполнение профильных смен актива, фестивалей, сборов, форумов, выставок опыта, очно-заочных школ лидеров детских общественных объединений и представителей ученического самоуправления, проводимых практически во всех регионах Российской Федерации, где есть субъекты СПО- ФДО.

Приведем примеры только некоторых:

Союз детских общественных объединений Республики Саха (Якутия) сотрудничает с образовательными учреждениями Республики Саха (Якутия) в проведении школы актива лидеров «Субэ». Программа реализуется при поддержке Министерства образования Республики Саха (Якутия).

Союз детских организаций Карачаево- Черкесской республики «Вертикаль» реализует программу развития лидерских способностей «Россия» (Родина, Окружающий мир, Семья, Сотрудничество, Игра, Я (изучение себя). В период школьных каникул проводится «Школа детского актива», где встречаются представители различных детских организаций и школьного самоуправления.

Республиканская детская общественная организация «Пионеры Башкортостана» является инициатором школы гражданского образования, Форума «Пионеры третьего тысячелетия».

Республиканская общественная организация Союз пионерских, детских, подростковых организаций Республики Северная Осетии-Алания реализует программу «Юные лидеры Алании», участники которой помогают организовать социально-значимые акции в образовательных учреждениях республики.

Республиканская общественная организация «Союз наследников Татарстана» внедряет и апробирует идеи программы гражданско-правовой направленности «Наследники», участниками ко- торой являются представители различных общественных объединений: разновозрастных, профильных, национальных, творческих.

В Томской области действует программа Союза детских организаций Томской области «Чудо», «Молодые лидеры России», с 2003 г. ее участники пробуют свои силы во Всероссийском конкурсе лидеров и руководителей молодежных и детских общественных объединений «Лидер XXI века». Каждое лето и зиму 320 ребят из Томской области собираются в областном лагере актива, где разрабатывают новые проекты и программы для детских организаций, которые действуют в школах, домах творчества, районах и городах области.

Союз детских организаций Омской области «Будущее России» разработал программу «Лидер». Цель: подготовка юных организаторов детского движения, привитие участникам программы конкретных практических умений и навыков. Для актива детских объединений ведется «Школа знаний, умений и навыков», профильный лагерь «Лидер», областной конкурс «Лидер XXI века». На базе городского Дворца детского (юношеского) творчества работают городской пионерский штаб «Поиск», педагогический отряд «Бриг».

Воронежская региональная общественная детская организация «Искра» ежегодно проводит образовательные выездные программы, тренинги и семинары для руководителей детских организаций, педагогов, вожатых, студентов и школьников по темам: «Развитие НКО», «Демократизация урока/школы», «Партнерство школы с местным сообществом». В течении года проходят выездные школы актива и сборы для учащейся молодежи по программам организации: «Школа демократической культуры», «Шоу-мания», «Школа выживания», «Вдохновение», «Игра – дело серьезное», «Грамматика фантазия». Также в организации реализуется программа «Лидер», целью которой является развитие у детей и под- ростков организаторских способностей, лидерских навыков, умения жить и работать в коллективе и с коллективом. Среди традиционных дел «Искры» – выездной летний лагерный слет «Вся Искра», ежемесячный сбор «День организации».

Ростовская региональная детско-молодежная общественная организация «Содружество детей и молодежи Дона» работает по программам, которые представляют для детей и подростков широкий выбор направлений деятельности, способов самореализации участников и видов включения в реальные социально-значимые отношения. Основополагающей программой деятельности является – «Продвижение», которая представляет систему векторов (подпрограмм) «Пробуждение», «Преодоление», «Вдохновение», «Зажигание», «Погружение», «Преображение», «Единение», связанных с развитием социально- значимых качеств личности участников детских общественных объединений, входящих в «Со- дружество детей и молодежи Дона». Также в Ростовской области действует областная очно-заочная школа «Новый поворот». Эта школа лидеров детских и молодежных общественных объединений желающих приобрести новый опыт вожатского мастерства, раскрыть и реализовать свой творческий потенциал. Основная цель школы – развитие личности подростков, актуализация их лидерского потенциала, формирование активной жизненной позиции.

Орловская областная пионерская организация «Орлята» проводит для активов школ образовательную программу «Гражданин страны Пионерия».

Новосибирская областная общественная организация «Союз пионеров» ежегодно проводит сбор актива «Товарищ», на котором встречаются представители детских объединений области.

Пермская областная детская общественная организация «Муравей» является организатором очно-заочной школы «Лидер», конкурса социальных и информационных проектов детских общественных объединений Пермского края.

Луховицкая районная детская общественная организация «Мы» (Московская область) ежегодно проводит выборы в районную детскую Думу, которая занимается вопросами поддержки инициативы и творчества представителей детских общественных объединений.

Энгельсская детская организация «Парус» (Саратовская область) для лидеров детских общественных объединений разработала программу школы актива «Паром» – один из вариантов поддержки развития лидерских качеств детей и подростков, приобретение ими социально- значимого опыта в общении, ориентированного на достижение собственного успеха в различной деятельности. Региональная общественная организация инвалидов «Детский орден милосердия» проводит «Школу взаимной человечности», где дети с ограниченными возможностями и их здоровые сверстники учатся основам социальной работы и социальной педагогики.

Московская региональная детская общественная организация «Творческое объединение Юнпресс» ежегодно проводит встречи юных журналистов и лидеров школьного самоуправления.

Во Всероссийских детских центрах «Орленок» и «Океан» не прекращались лидерские смены представителей самых различных детских общественных объединений. Совместно с педагогическими коллективами детских лагерей ВДЦ «Орленок» была разработана и внедрена целевая программа «Лидер», позволяющая оперативно распространять и внедрять опыт детских общественных объединений в массовую общественную практику. С 2003 г. на базе ВДЦ «Орленок» внедряется программа «Команда XXI века», в которой участвуют детские и молодежные объединения, входящие в Федеральный реестр.

Продолжается многолетняя традиция проведения международных, региональных, муниципальных лагерных сборов активистов и лидеров детских общественных организаций и органов ученического самоуправления. Таких лагерей более двухсот, некоторые из них (в Волгограде, Воронеже, Ростове-на-Дону, Костроме, Новосибирске, Томске и др.) работают несколько десятилетий. Авторитет взрослых лидеров детских общественных объединений постоянно растет.

Представители детских общественных объединений являются постоянными членами жюри всероссийских конкурсов, выступают эксперта- ми по различным вопросам развития детской инициативы, входят в состав межведомственных комиссий, рабочих групп, организуют семинары, круглые столы, конференции по проблемам стратегии и тактики особого социального института. Научно-практический центр СПО-ФДО постоянно поддерживает студентов, молодых ученых, исследователей проблем общественной активности детей, подростков, молодежи. За 22 года защищено более 70 кандидатских и докторских диссертаций, внесших значительный вклад в науку о современном детстве, предложивших эффективные методы и технологии работы с детьми-лидерами: метод социальных проектов детских общественных объединений, форум- театр и подиум-дискуссия, мастер-классы «Знаю, умею, действую», психолого-педагогическое со- провождение лидерства, конкурсно-игровые программы, конкурсы исследовательских работ и многое другое. Все методики и технологии направлены на привлечение самих детей к обсуждению проблем активности и лидерства подрастающего поколения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: