Занятие «Загадки бабушкиной избы»




(в рамках программы внеурочной деятельности «Удивительный мир музея»)

 

1. Вводное слово педагога.

Ребята и наши уважаемые гости! Предлагаю поприветствовать друг друга аплодисментами (аплодисменты). Будем считать, что прозвучавшие аплодисменты – это настрой на доброжелательную, слаженную работу всех, кто находится сейчас в музее.

Также предлагаю ребятам напомнить правила поведения в музее (отвечают).

2. Разминка.

Ребята, на сегодняшнем занятии мы снова будем взаимодействовать с экспонатами, поэтому, как обычно, проведём в начале занятия пальчиковую разминку. Что для этого нужно сделать? Встать в круг (встают, образуют круг). Встряхните руками, расслабьте их, сделайте мягкими и нежными. Соприкоснитесь руками – осторожно, бережно. Сомкните руки чуть сильнее, почувствуйте тепло ладоней. Теперь нежно пожмите руки. Руки здороваются. Чувствуете, им тепло, удобно, приятно… А сейчас почувствуем тепло рук одноклассников (берут друг друга за руки) и скажем музею, всем экспонатам «Здравствуйте!».

Итак, разминку провели, ответьте на вопрос: мы готовы работать с экспонатами?

ДА!

3. Приветствие своих «любимых мест» в музее.

В таком случае можно пообщаться со своими «любимыми местами» (в течение минуты расходятся по «любимым местам», приветствуют их).

В это время учитель обращается к гостям: Уважаемые гости, к вам просьба – определить, кому вы в конце занятия вручите приз родительских симпатий. Приз находится в сундуке, в конце занятия мы его оттуда извлечём. У вас будет время посоветоваться.

Дети возвращаются за столы.

Ребята, наши гости решили устроить для вас сегодня сюрприз. И зависеть он будет от вашей активности.

4. Содержательная часть.

Мы на предыдущих занятиях, одно из которых было интегрировано с уроком русского языка, учились атрибутировать музейные предметы. Что такое атрибуция? Описание по плану. Занятие в прошлый вторник показало, что вы научились хорошо атрибутировать экспонаты.

Слайд 1. И сегодня мы переходим к следующей теме, название которой представлено на слайде, но не в словах, а в образе. Попробуйте определить тему сегодняшнего занятия. Изба. Что означает знак вопроса?

Тема появляется на экране: «Загадки бабушкиной избы».

Предположите, где сегодня пройдёт основная часть занятия? Около экспозиционного раздела «Русская изба». О чём пойдёт речь? О том, какие загадки таит жилище наших предков.

Проходим в ту часть экспозиционного зала, где изба.

Учитель. Место, куда мы пришли, является любимым музейным местом Лили. Поэтому неслучайно здесь нас встречает её бабушка Наталья.

Бабушка Н. Здравствуйте, ребята! Я хотела рассказать вам много интересного о прежней жизни. Да вот беда, пока ждала вас, успела подзабыть.

Лиля. Бабушка, да вот же карточки с вопросами-загадками, которые ты приготовила для встречи с ребятами. А ответы обещала держать в голове.

Бабушка Н. Забыла, всё забыла.

Учитель. Бабушка Наталья, не переживайте Вы так. Ребята ещё с начальной школы должны иметь знания о жизни наших предков.

Напоминает о занятиях по программе «Агроград», о 2 уроках в музее по родному языку в начале учебного года, об уроке изобразительного искусства «Интерьер русской избы». Пусть они на ваши вопросы попробуют ответить. А если затруднятся, у них помощники рядом – мамы, бабушки.

Бабушка Н. Хорошо! Ребята, для работы с карточками предлагаю объединиться в пары. Каждой паре – по одному вопросу. Родителям – тоже.

Дети объединяются в пары. Бабушка выдаёт карточки с вопросами.

Учитель. Чтобы обстоятельно ответить на вопрос, нужно сначала определить, какие экспонаты взять для ответа, показать их, описать по возможности, а затем продемонстрировать, как использовались. Постарайтесь с экспонатами пообщаться таким образом, чтобы они раскрыли свои тайны перед вами.

Работа в парах. Помощь родителей. Консультирование учителя.

Выступления детей с показом экспонатов, как ими пользовались.

1. Какие предметы быта использовались для приготовления пищи в русской печи? Как ими пользовались? (Для приготовления пищи в русской печи использовались чугуны и ухваты. Чугун – металлический горшок с узким дном. Ухват – приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в печь горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата — рогач).

2. Где наши предки брали воду? Что и как использовалось для этого? (Воду брали в колодце или ходили за ней на речку, для этого использовали коромысло. Его несли на плече, а на него вешали вёдра).

3. С помощью чего и как умывались наши предки? (Умывались с помощью рукомоя с носиком. Один человек из рукомоя поливал на руки другому).

4. Какая обувь была самой распространённой? Как её надевали? (Самая распространённая обувь – лапти. Название происходит от слова «лапа», то есть стопа. Плели их из лыка липы. Лапоть привязывался к ноге шнурками поверх онучей. Онучи – полоски холста, которые оборачивали вокруг ноги).

5. Что и как использовали для прядения? Для чего нужна была пряжа? (Для прядения использовали прялку и веретено. Кудель, т.е. волокно для прядения нитей, пряха привязывала к лопасти прялки, садилась на донце прялки, затем левой рукой вытягивала прядево, а правой вращала веретено, на которое наматывалась нить. Из пряжи с помощью ткацкого стана получался холст, который использовали для изготовления одежды, полотенец, скатертей и т.п.).

6. Как в прежние времена гладили бельё? (Использовали рубель. Это деревянное приспособление с ручкой и поперечными желобками. На скалку наматывали полотно и в помощью рубеля раскатывали).

7. Какой предмет домашней утвари использовался для придания формы будущему караваю? (Для придания формы будущему караваю использовали чарушу – чаша, сплетённая из соснового или елового корня. В неё помещали кусок теста, осторожно, легонько подбрасывали вверх).

8. Во время страды взрослые целый день работали в поле. Дети должны были приносить им обед из дома. Какие предмет домашней утвари использовался для этого чаще всего и почему? (Использовали бураки. Это круглые короба из берёсты для хранения чего-либо. Берёста имеет особенность удерживать первоначальную температуру. В правильно выделанном бураке горячие продукты медленнее остывали, а холодные дольше сохраняли прохладу. Охлаждённое молоко в бураке не нагревалось. Бураки играли роль своеобразных термосов).

9. Что такое мутовка? Для чего она использовалась в хозяйстве? (Это специальное приспособление для замешивания теста, взбивания масла, изготавливалось из вершинки сосны, имело срезанные разветвления на одном из концов).

10. Что представляли кроватки для малышей? Что делали для того, чтобы успокоить детей, когда они плакали? Какие игрушки были популярны во времена наших прадедушек и прабабушек? (Это были зыбки или люльки. Их подвешивали к оцепу, крепившемуся с помощью железного кольца к потолку. Детей укачивали в люльке, когда они плакали. Использовались также шаркунки – погремушки, изготовленные из берёсты. Игрушки все были самодельные. Девочки любили играть в тряпичных кукол).

Бабушка Н. Ребята, ну вот, всё сами рассказали. И так хорошо рассказали, что я теперь уже не забуду. Вы молодцы, у вас есть знания о том, какой была жизнь в прошлом. И эту память очень важно хранить.

А сейчас мы заглянем в сундук, там для вас кое-что припасено. Лилечка, помоги мне (открывают сундук, бабушка Н. извлекает коробочку с надписью «Приз родительских и бабушкиных симпатий»). В сундуке находился «Приз родительских и бабушкиных симпатий». Мы обсудим с родителями, кому его вручить.

Учитель. Ребята, пока наши гости обсуждают, мы с вами пройдём за столы, и вы выполните заключительное задание (проходят к столам в другой зал, садятся за них).

5. Рефлексия.

Слайд 2. Сегодня на занятии я узнал (-а), что… Больше всего мне понравилось… Сложным оказалось…

Задание: продолжить фразы.

Ответы ребят.

6. Вручение «Приза симпатий» (вручается всему классу).

7. «Прощание» в кругу.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: